Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Приложение 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Проектная деятельность обучающихся в образовательной организации подразумевает под собой решение какой-либо актуальной проблемы в рамках интересов обучающихся. Такого рода деятельность направлена на достижение социально значимых результатов (но не обязательно при этом является социальным проектированием). Проектную деятельность рекомендуется соотносить с выбираемыми профилями обучения. Это активная форма обучения, направленная на предметные результаты, а также на формирование как универсальных и гибких, так и конкретных, прикладных навыков.

Проект в широком смысле (от лат projectus, букв. - "брошенный вперед") - это то, что задумывается, планируется; это деятельность, ограниченная во времени и в плане ресурсов, у которой есть цель: прийти к какому-то выводу, создать продукт или услугу.

Признаки, отличающие проектную деятельность:

- ограничение по срокам, ресурсам и результату;

- неповторимость и уникальность (насколько это возможно);

- комплексность: наличие нескольких сред для выполнения проекта, кроме школы; наличие наставника из индустрии, близкой к выбранной теме проекта;

- организационное обеспечение: создание специфической организационной структуры на время реализации (разделение ролей в команде).

Жизненный цикл проекта - это последовательность этапов от его начала до завершения, задаваемых в соответствии с условиями реализации проекта. Проект может включать в себя следующие этапы:

- инициирование: определение проблемной ситуации, определение заинтересованных сторон, создание команды;

- планирование: разработка плана, определение содержания проекта, создание структуры и состава работ, оценка ресурсов, определение организационной структуры и последовательности работ, оценка длительности работ, разработка расписания, оценка затрат (временных и, если нужно, финансовых), определение и оценка рисков;

- исполнение: непосредственная работа по проекту, управление заинтересованными сторонами, развитие команды проекта, формирование отношения к рискам, обеспечение требований качества, фиксация всех элементов исполнения проекта;

- завершение: закрытие отдельной фазы или проекта, а также формулировка основных выводов и анализ успешности проекта (извлеченные уроки);

- получение обратной связи по результату, оценка результата.

Основные требования к проекту:

- наличие социально значимой задачи (проблемы);

- планирование действий по разрешению проблемы;

- пооперационная разработка проекта с указанием ресурсов, сроков и ответственных;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов.

Цель проектной деятельности: погружение молодых людей в тему проектной задачи, развитие умения использовать проектные технологии и развитие проектных компетенций. Включенность, замотивированность самого субъекта выступает здесь в качестве важного условия успеха проекта, особенно в контексте профориентационной работы.

Проектная деятельность классифицируется по ряду оснований.

По цели проекта.

- исследовательский (новые знания);

- информационный (интеграция информации);

- социальный (решение социальной проблемы);

- творческий (творческий продукт);

- практико-ориентированный (материальный продукт);

- бизнес-проект (извлечение прибыли).

Разумеется, могут быть и другие цели (например, развлекательные), однако, в профориентационном аспекте они менее распространены.

По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые.

По содержанию образовательного содержания:

- предметными;

- межпредметными;

- надпредметными (в большей степени соответствуют профориентационному содержанию).

По продолжительности:

- краткосрочные (до полугода);

- среднесрочные (от полугода до года);

- долгосрочные (более одного года).

В профориентации, в отличие от других сфер, где приоритетен групповой подход, в равной степени ценен и индивидуальный подход, в полной мере предполагающий погружение в деятельность и ответственность. Содержание же профориентационного проекта, как правило, носит надпредметный, а иногда и "внепредметный" характер, т.е. не имеющий отношения к общеобразовательной деятельности (см. социальные, практико-ориентированные проекты). Продолжительность проекта как правило, кратко- и среднесрочная.

В случае реализации проектной деятельности в течение нескольких лет подряд, обучающиеся последовательно знакомятся с проектными технологиями в соответствии с программой 6 - 7, 8 - 9, 10 - 11 классов. Обучающиеся, с одной стороны, используют уже освоенный материал, а с другой - дополняют его новыми практиками, упражнениями, инструментами для организации следующего проекта. Продуктовый результат проекта может быть представлен в виде законченного исследования, статьи, стендового доклада, прототипа продукта, завершенного продукта или услуги (минимальный жизнеспособный продукт), творческих продуктов (спектакль, сборник рассказов и т.д.), решение социальной проблемы и многое другое.

Как отмечено выше, проект всегда имеет конкретный результат, решающий какую-либо проблему, следствием чего его частым элементом выступает публичность результатов. Представление, а иногда и реализация (использование) продукта, имеет большое значение. Завершение проекта, как правило, предполагает защиту, участие в конкурсе, аукцион, экспертизу результата и т.д.

Проектная деятельность как элемент профориентационной работы с обучающимися имеет множество преимуществ, среди которых можно выделить:

- профессиональную пробу: исследование и практическую деятельность внутри выбираемого профессионального направления;

- междисциплинарность: проект, как правило, сочетает в себе несколько профилей обучения, что повышает вероятность более точного соответствия профессиональным интересам обучающегося. Любой профессиональный выбор предполагает комбинирование нескольких интересов, которые в чем-то могут казаться даже противоречивыми. Так, например, направление "Промышленный дизайн" объединяет интерес к творчеству и инженерным дисциплинам;

- развитие как универсальных навыков (например, командной работы, коммуникабельности), так и профессиональных (для решения проектной задачи требуются навыки, выходящие за рамки школьной программы и близкие к навыкам, необходимым специалистам в профессиональной области).

Среди недостатков и ограничений в организации проектной деятельности можно выделить:

- дефицит наставников по широкому кругу профессиональных направлений, особенно в малых городах и селах (отчасти это может быть решено с помощью использования сети Интернет);

- отсутствие системы оценки проектной деятельности;

- эфемерность, невозможность использовать в жизни полученные выводы, когда работа выполняется формально, без реальной заинтересованности;

- сложность проектной деятельности для выполнения обучающимися.