Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных организациях

Рекомендации по организации профориентационной работы

в образовательных организациях

В целях реализации комплексной профориентационной работы в образовательных организациях РФ необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями. Профориентационная работа в образовательных организациях включает в себя комплекс мер по формированию ГПС обучающихся с учетом запросов экономики в кадрах и специфики рынка труда как регионального, так и федерального уровней.

Целевая аудитория - обучающиеся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; родители и педагогические работники; представители систем СПО и ВО; организации-работодатели региона.

Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов - с 6-го по 11-й. Все виды активностей и материалов (видео-контент; статьи с описанием профессий, в т.ч. профессий будущего <12>; тематические онлайн-уроки; отраслевые уроки, методы диагностики; мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями ВО; профессиональные пробы на базе Платформы и на базе площадки; статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

--------------------------------

<12> См. раздел для обучающихся на платформе "Билет в будущее": https://bvbinfo.ru/catalog

Отдельная спецификация - для групп, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с разными нозологиями по возрастам.

Профориентационный минимум предлагает на выбор один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в классе:

- базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 академических часов в учебный год);

- основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 академических часов в учебный год);

- продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80 академических часов в учебный год).

Региональный орган исполнительной власти устанавливает уровень реализации профориентационного минимума в зависимости от приоритетов развития и возможностей для каждой из общеобразовательных организаций.

Уровень реализации профориентационного минимума для каждого из классов выбирает общеобразовательная организация.

Важным элементом организации профориентационной работы является разделение ее содержания на федеральный и региональный компоненты. Так, федеральный компонент позволяет знакомить обучающихся со стратегией экономического развития страны, приоритетными отраслями экономики, соответствующими потребностями в компетенциях, кадровой политикой РФ. Кроме того, федеральный компонент направлен на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной профессиональной деятельности любого человека (таких как ценность труда, ценность непрерывного образования и самообразования и пр.). Региональный компонент направлен на изучение территориального рынка труда, экономических особенностей региона, специфических потребностей в кадрах и задач экономического развития, характерных для конкретного региона; территориальной образовательной среды, охватывающей профессиональное образование, общее образование, ДО.

Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

1. Урочная деятельность. Она включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности, а также решение в рамках учебного предмета задач, характерных для профессиональных сфер, где данный предмет является значимым. Урочная деятельность не предполагает проведение дополнительных уроков, т.е. проводится в рамках учебного плана. Она предполагает также проведение профориентационно значимых уроков в рамках учебного предмета "Технология" (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов, в т.ч. на базе учебно-производственных комплексов).

Материалы: рекомендуются для использования материалы и разработки, представленные в КИК "Конструктор будущего" <13>, или другие программы.

--------------------------------

<13> См. раздел для зарегистрированных педагогов на платформе "Билет в будущее": https://bvbinfo.ru/auth

2. Внеурочная деятельность: курс занятий "Россия - мои горизонты". Она подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности "Билет в будущее" (далее - Программа), рассчитанной не менее чем на 34 академических часа. Программа включает федеральный и региональный компоненты, при этом федеральный компонент содержит не менее 17 часов. Программа может быть полностью (в объеме 34 часов) реализована на базе федерального компонента. При этом рекомендуется включать в Программу федеральный и региональный компоненты в равных долях.

Федеральный компонент содержит профориентационную программу федерального уровня, которая включает занятия, содержащие профориентационные диагностики (диагностику склонностей, диагностику ГПС, диагностику способностей, личностных особенностей и др.); профориентационные уроки; занятия, посвященные изучению отраслей экономики; рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы в КИК "Конструктор будущего".

Региональный компонент содержит Профориентационную программу школьного или регионального уровня, которая включает изучение территориальной образовательной среды и территориальной специфики рынка труда, а также знакомство с работой территориальных служб занятости и социальной защиты.

Общеобразовательная организация самостоятельно разрабатывает программу регионального компонента, используя региональные или территориальные профориентационные программы, ориентируясь на темы занятий, заданные федеральным оператором.

Программа внеурочной деятельности может быть дополнена вариативным компонентом на усмотрение общеобразовательной организации, включающим: проектную деятельность обучающихся, профориентационное тестирование, беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные деловые игры; консультации педагога и психолога; конкурсы профориентационной направленности (в т.ч. чемпионаты "Абилимпикс", "Профессионалы" и др.); уроки "Шоу профессий".

3. Практико-ориентированный модуль. Он предполагает участие наставника и пробные погружения обучающихся в реальный профессиональный контекст. Состоит из мероприятий по профессиональному выбору, экскурсий на производство, экскурсий и посещения образовательных организаций СПО и ВО, посещения профориентационной выставки "Лаборатория будущего" или других, участия в профессиональных пробах, образовательных выставках, ярмарках профессий, днях открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, посещения открытых уроков на базе колледжей, мастер-классов, проектную деятельность обучающихся и др.

4. Дополнительное образование. Оно включает выбор и посещение пробных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей обучающихся. Программы дополнительного образования, доступные в конкретном субъекте РФ, можно изучить в региональном "Навигаторе дополнительного образования".

5. Профессиональное обучение. Оно включает мероприятия, помогающие выбрать, а затем - при желании обучающегося - пройти обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в т.ч. для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями). В рамках такого взаимодействия осуществляется информационное сопровождение родителей обучающихся и проведение тематических родительских собраний. Дополнительно могут проводиться тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в т.ч. о процессе профессионального самоопределения ребенка, тематические курсы (в т.ч. в формате онлайн), а также участие родительского сообщества в профориентационной работе как представителей различных профессий.

7. Профильные предпрофессиональные классы <14>. Это комплекс мероприятий из шести форм, который включает все вышеописанные форматы работы. Он предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями ВО или компаниями-работодателями.

--------------------------------

<14> На платформе "Билет в будущее" в разделе "Для педагогов" выложены описания лучших практик.

Перечень приоритетных профилей предпрофессиональных классов определяется на региональном уровне с учетом запроса экономики. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.

Пример распределения профориентационных мероприятий по направлениям профориентационного минимума с учетом уровня реализации профориентационного минимума и выделяемых часов приведен в Приложении 2.