Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Для обучающихся с нарушением слуха, а также с тяжелыми нарушениями речи

Для данных категорий обучающихся помещения для проведения профориентационных мероприятий оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования, а также визуальными индикаторами, которые преобразуют звуковые сигналы в световые, речевые сигналы - в текстовую бегущую строку для ориентировки лиц с нарушениями слуха. Обязательно подразумевается сопровождение участников переводчиком русского жестового языка (сурдопереводчиком) и подготовка практических заданий с доступной текстовой информацией для понимания данными категориями обучающихся.

Обучающимся этих групп необходимо сидеть максимально близко к педагогу-навигатору. После объяснения какого-либо вопроса, педагогу-навигатору необходимо делать небольшие паузы, смотреть в лицо обучающемуся с нарушенным слухом при разговоре с ним. Необходимо как можно шире использовать иллюстративный материал и осуществлять сопровождение событий, происходящих на экране компьютера или при выполнении задания текстовыми сообщениями и световыми сигналами. Следует увеличить время, отведенное на выполнение заданий или тестирование.

В рамках внеурочной деятельности - в случае осуществления экскурсий, профессиональных проб на базе профессиональных образовательных организаций, организаций ВО рекомендуется обеспечить сопровождение обучающихся с нарушением слуха переводчиком русского жестового языка (сурдопереводчиком). Кроме того, специалисту рекомендуется заранее ознакомиться с планом экскурсии или программой профессиональной пробы, чтобы подготовить словарь специальных профессиональных терминов и понятий и пояснять их значение детям с тяжелыми нарушениями речи.