Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Блок 2. Отрасли

Блок 2: ОТРАСЛИ

Обсуждение отраслей, которые знают ребята

(2 мин)

Учитель: Молодцы! А теперь я предлагаю подумать: какие вообще существуют отрасли профессиональной деятельности в нашей стране?

Учитель пишет на доске ответы детей, их варианты. Например, ученик называет: "преподаватель". Учитель формулирует название отрасли: "Наука и образование" и записывает ее на доске. Далее можно спросить: "Как вы думаете, какие еще есть профессии в этой отрасли?" Ученики отвечают: "Воспитатель, преподаватель, бизнес-тренер, химик, биолог, астролог, археолог, нанотехнолог, филолог, этнограф, биофизик, физик, биохимик, микробиолог..." Учитель подсказывает, помогает вспомнить как можно больше профессий, относящихся к данной отрасли.

Дальше по такому же принципу учитель записывает отрасли, которые смогли сформулировать ребята. Он помогает, направляет, но на этом этапе нет задачи перечислить все отрасли. Хорошо, если получится сформулировать 3 - 4 отрасли.

Ролик об отраслях - ч. 1

(5 мин 30 с)

Учитель: Итак, мы разобрались с несколькими отраслями самостоятельно. А чтобы закрепить наши знания и получить новые, предлагаю посмотреть следующий ролик.

Запустите видеоролик об отраслях (часть 1). Видеосюжет посвящен рассказу об отраслях, которые делают нашу жизнь доступной, комфортной, умной, технологичной и здоровой. Здесь говорится о таких отраслях, как архитектура и строительство, сельское хозяйство, транспорт и логистика, наука и образование, информационные технологии, медицина и здоровье. У обучающихся складывается общее представление о рынке труда и новых возможностях в выборе профессии. Поставьте на паузу после окончания сюжета.

Мини-игра "Будущее или реальность" - ч. 1

(3 мин)

Учитель: Из ролика/видео мы узнали много интересного о той или иной отрасли. Но технический прогресс не стоит на месте. И вы будете удивлены, сколько нового уже придумано и создается в разных отраслях. Предлагаю сыграть еще в одну игру. Я буду называть вам факты из уже знакомых нам отраслей, а вы попытаетесь угадать, существует ли это уже сейчас - или это пока будущее.

Учитель называет факт, ученики отвечают, реальность это или будущее. Учитель дает правильный ответ и комментарий. Вопросы и ответы дублируются в презентации. Правила игры можно оставить из предыдущей игры или модифицировать на усмотрение учителя (спрашивать конкретных учеников при поднятой руке, например, или в форме голосования).

Факт: В России электромобили составляют около 10% от всего автотранспорта.

Ответ: Это БУДУЩЕЕ. Было бы здорово, если бы электромобили стали естественной частью нашей жизни. Но пока переход на электротранспорт - задача ближайшего будущего. По прогнозам экспертов, доля электромобилей к 2025 году вырастет как минимум до 7,3%, а оптимистичные прогнозы и вовсе говорят о цифре в 18%. Истина, вероятно, будет где-то посередине!

Факт: В течение ближайших 5 - 7 лет люди смогут печатать себе еду на 3D-принтере, а сами устройства будут так же доступны, как, например, пылесосы.

Ответ: Это РЕАЛЬНОСТЬ. Продукты питания уже печатают, но пока их использование очень ограничено. Например, с помощью принтеров декорируют торты. Разработка 3D-принтеров для продуктов входит в дорожную карту FoodNet Национальной технологической инициативы (НТИ).

И т.п.

Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо!

Ролик об отраслях - ч. 2

(4 мин 20 с)

Учитель: Но вы, наверное, и сами догадались, что Вася познакомился еще далеко не со всеми отраслями. Давайте посмотрим продолжение ролика. И узнаем, какие отрасли делают нашу жизнь интересной и безопасной.

Запустите видеоролик об отраслях (часть 2). Видеосюжет посвящен рассказу об отраслях, которые делают нашу жизнь индустриальной, деловой, безопасной и креативной. Здесь говорится о таких отраслях, как сервис и торговля, предпринимательство, промышленность и добыча полезных ископаемых, безопасность, креативные технологии. У обучающихся складывается общее представление о рынке труда и новых возможностях при выборе профессии. Поставьте на паузу после окончания сюжета.

Игра "Будущее или реальность" - ч. 2

(3 мин)

Учитель: Мы узнали много интересного еще о нескольких отраслях. А вот что нового создано в них, попробуем угадать с помощью игры "Будущее или реальность".

Правила игры могут дублироваться из части 1.

Факт: На всей территории России действует информационная платформа, которая сообщает о природных и техногенных опасностях и угрозах, существующих в данный момент.

Ответ: это РЕАЛЬНОСТЬ. Звучит как новость из будущего, но информационная система "Атлас опасностей и рисков", разработанная с учетом современных геоинформационных технологий, содержит данные о различных опасностях и угрозах, актуальных для регионов России прямо сейчас. Среди них - природные пожары, наводнения или нарушение энергоснабжения населенных пунктов. Публичная часть сервиса доступна в Интернете.

Факт: Ежегодно россияне заказывают товары в сети Интернет в общем объеме около 5 млрд раз.

Ответ: Это БУДУЩЕЕ, но очень близкое. Сегодня эта цифра - уже наполовину правда. Доверие к e-commerce (электронная коммерция) ежегодно растет, люди все больше привыкают к удобному способу покупок. Около 2,5 млрд заказов онлайн сделали россияне в 2021 году, аудитория Интернет-торговли уже выросла до 70 млн человек.

И т.п.