Письмом Минпросвещения России от 23.08.2024 N АЗ-1705/05 направлены также Методические рекомендации по реализации Единой модели профориентации обучающихся 6 - 11 классов образовательных организаций РФ, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Приложение 4

ОПИСАНИЕ ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Описание рекомендуемой профильности обучения в рамках предпрофильной подготовки или профильного обучения

Примеры профессий

Профиль обучения (согласно ФГОС <21>)

Информационно-технологический: связан с развитием IT-сферы и компьютеров. Специалисты IT-сферы работают с базами данных и системами обработки информации, они создают и обслуживают программное обеспечение для всех современных электронных устройств (компьютеры, планшеты, смартфоны, роботы-пылесосы и т.д.), создают компьютерные игры и приложения, а также занимаются исследованиями в математике и информационном анализе. Специалисты данного профиля занимаются интеллектуальным трудом, реже в их работе нужны практические навыки по обслуживанию компьютеров.

Программист, системный администратор, специалист по кибербезопасности, системный аналитик, математик

Технологический

Художественно-эстетический: включает в себя профессии, связанные с деятельностью по созданию новых образов, предметов или событий, изучению или воплощению уже имеющегося в разных направлениях (литература, музыка, графика и визуализация, техническое и прикладное творчество). К данному профилю относятся специальности как ВО, так и СПО: это может быть как непосредственно прикладная и практическая работа (мастер маникюра), так и глубоко интеллектуальный труд (композитор или писатель), или же их сочетание (дизайнер, художник-мультипликатор). Специалисты творческого профиля активно используют в работе собственные идеи и фантазию, свое тело, голос и мимику, инструменты для передачи и воплощения своей мысли (кисти и краски, музыкальные инструменты, блокноты, программы редактирования текста и изображений).

Артист, художник, визажист, дирижер, режиссер, оператор, критик, дизайнер, декоратор

Гуманитарный

Гуманитарный: Гуманитарный профиль включает широкий спектр профессий, объектом интереса которых является человек и взаимодействие с людьми. Специалисты гуманитарного профиля занимаются исследованием устройства общества и анализом его проблем, познанием человека и его внутреннего мира, организацией общественной деятельности, обучения и просвещения. Также они могут работать в сфере услуг: налаживают общественные связи, обучают, решают проблемы клиентов и помогают людям, занимаются развитием и воспитанием, оказывают консультационные услуги и т.д.

Освоение профессий в этом направлении предполагает как ярко развитые личностно-коммуникативные навыки (дружелюбие, эмпатия, рефлексия), так и творческо-аналитические (умение создавать и анализировать тексты), а также широкий кругозор и глубокие знания гуманитарных дисциплин.

филолог, политолог, редактор, историк, регионовед, методист, искусствовед, юрист, социолог, менеджер по туризму, менеджер по персоналу, журналист, адвокат, гид-переводчик, PR-менеджер, психолог-консультант, социальный работник, педагог-организатор-дефектолог и т.д.

Гуманитарный

Естественно-научный: включает в себя широкий спектр профессий, деятельность которых направлена на изучение природы во всех ее проявлениях. Это предполагает исследование общих и частных закономерностей и свойств, процессов и сущностей природных явлений, выявление и описание различных связей между материальными объектами, а также анализ возможностей практического применения полученных знаний. Специалисты естественно-научного профиля в работе используют как свои знания и словесно-логическое мышление в рамках интеллектуального труда, так и различные приспособления и устройства разной степени сложности (пробирка, микроскоп, рентгеновский аппарат, стоматологическое оборудование).

Биолог, генетик, биоинженер и биоинформатик, химик, эколог, врач, фармацевт, агроном, картограф, гидролог, метеоролог, геолог, эксперт в области нейронаук

Естественно-научный

Физико-математический: это теоретическое направление в сфере точных наук (математики, физики, логики, статистики, теории информации и др.). Специалисты этого профиля занимаются изучением количественно точных закономерностей и используют при этом строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях. Они занимаются научными исследованиями, которые применяются для решения не только научных, но и экономических, инженерных, физических и даже бизнес-проблем. Например, они разрабатывают оптимальные схемы управления авиаперелетами, рассчитывают аэродинамические характеристики экспериментальных моделей автомобилей или себестоимость новых продуктов, выводимых на рынок.

Физик-теоретик, физик-ядерщик, программист-алгоритмист, системный аналитик, математик, кибернетик, специалист по анализу больших данных, специалист по математическому моделированию, специалист по машинному обучению, инженер-исследователь

Технологический

Экономический: включает в себя профессии, связанные с анализом, учетом и рациональным управлением финансовыми и другими материальными ресурсами. Специалисты этого направления непосредственно участвуют в бизнес-процессах. Они необходимы как в небольших компаниях, так и на государственном уровне - для развития экономической системы страны. Они работают в трех направлениях: принятие решений и управление (топ-менеджер), анализ финансовой деятельности компании и рынка в целом (маркетолог), общение с клиентами (менеджер по продажам). Основная цель их деятельности - помочь организации достичь максимальной эффективности и прибыльности.

Бухгалтер, аудитор, экономист-менеджер, финансовый консультант, специалист по кредитованию, логист, налоговый инспектор, банковский служащий, брокер

Социально-экономический

Оборонно-спортивный <22>: требует от человека стремления развивать свои физические навыки, быть в постоянном движении, рисковать жизнью ради других, проявлять выдержку и работать в достаточно сложных условиях, испытывая разные неудобства. Специалисты данного профиля в основном используют физические возможности своего организма, но для некоторых профессий важны и интеллектуальные способности, связанные с анализом информации, вниманием, пространственным мышлением (тренер, сотрудник спецслужб). Некоторые специалисты в своей работе могут использовать различные инструменты и приборы, а также оружие.

Профессиональный спортсмен, инструктор по фитнесу (туризму), военнослужащий по контракту, сотрудник правоохранительных органов (спецслужб), спасатель, охранник, телохранитель, каскадер, акробат в цирке

-

Технический: связан с проектированием и строительством зданий и сооружений, созданием техники различной степени сложности, а также обслуживанием и ремонтом этой техники. Специалисты этого профиля занимаются как исследованиями и разработкой новых технологий (астроном, инженер-радиофизик), так и практическим применением достижений науки: конструирование новой техники и сооружений, ремонт и отладка оборудования, монтаж, сборка. Специалисты инженерно-технического профиля активно используют в своей деятельности знания и аналитические способности, но умение работать руками является для ряда профессий не менее важным.

Физик-ядерщик, инженер-испытатель (конструктор/проектировщик), специалист в области наноинженерии/автомобилестроения/робототехники, борт-инженер, машинист, механик, электрик

Технологический

Универсальный: подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессионального направления, или же сфера интересов которых не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только базовыми предметами, не исключая углубленного изучения других предметов.

-

Универсальный

--------------------------------

<21> ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты.

<22> Может быть реализован в формате кадетских классов.