I. Общая характеристика контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям

I. Общая характеристика контроля (надзора) в сфере

противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, финансированию терроризма и финансированию

распространения оружия массового уничтожения в отношении

аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги

общественно значимым организациям

Контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ и ФРОМУ) в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществляется Федеральным казначейством и его территориальными органами в соответствии с пунктом 2 статьи 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктом 1 Положения "О Федеральном казначействе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703.

Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ осуществляется в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (далее - Положение о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ).

Предметом контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ является соблюдение аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также исполнение решений, принимаемых по результатам мероприятий контроля (надзора).

Объектом контроля является деятельность аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.

Федеральное казначейство осуществляет контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ посредством:

а) проведения следующих профилактических мероприятий:

- анкетирование (опрос) контролируемого лица;

- обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц;

- доведение до контролируемого лица информации о требованиях законодательства, актуальных рисках легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, операциях (сделках), требующих повышенного внимания со стороны контролируемого лица при осуществлении им внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

б) проведения следующих контрольных мероприятий:

- информирование контролируемого лица;

- проведение проверок соблюдения контролируемым лицом требований законодательства.

Контроль (надзор) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в отношении аудиторских организаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, который предусматривает выбор контрольных и профилактических мероприятий в зависимости от присвоенного аудиторской организации уровня риска нарушения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.

Параметрами присвоения уровня риска являются значение индикатора риска, который присваивается деятельности аудиторской организации Росфинмониторингом, общественная значимость организаций, которым аудиторская организация оказывала услуги по проведению обязательного аудита отчетности, и наличие негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации.

Для целей применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ деятельность аудиторских организаций подлежит отнесению Федеральным казначейством к одному из следующих уровней риска несоблюдения требований законодательства:

высокий;

повышенный;

умеренный;

низкий.

Выбор контрольных мероприятий, осуществляемых Федеральным казначейством в отношении аудиторских организаций, осуществляется на основании присвоенного аудиторской организации уровня риска несоблюдения требований законодательства:

для высокого уровня риска - плановая (внеплановая) проверка в виде документарной или выездной проверки;

для повышенного уровня риска - плановая проверка в виде документарной или выездной проверки;

для умеренного уровня риска - информирование;

для низкого уровня риска - контрольные мероприятия не проводятся.

О присвоенных аудиторским организациям рисках Федеральное казначейство информирует Саморегулируемую организацию аудиторов Ассоциацию "Содружество" для целей выбора контрольных мероприятий.

В целях реализации Положения о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ приказами Федерального казначейства утверждены Порядок проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в отношении аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, а также разработана (приказ от 25 октября 2022 г. N 28н) Модель оценки рисков несоблюдения аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (приказ от 13 июля 2023 г. N 13н).

Обзор правоприменительной практики подготовлен в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ в рамках проведения профилактических мероприятий с целью повышения уровня осведомленности аудиторских организаций о целях и задачах контроля (надзора), осуществляемого Федеральным казначейством в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ, механизмах его осуществления, а также предупреждения нарушений аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, требований законодательства в сфере ПОД/ФТ и ФРОМУ.