<Письмо> Минпросвещения России от 17.01.2024 N 05-ПГ-МП-57228 "О требованиях к разработке программы среднего профобразования"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО

от 17 января 2024 г. N 05-ПГ-МП-57228

О ТРЕБОВАНИЯХ

К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу условий осуществления образовательной деятельности и в части своей компетенции сообщает следующее.

На основании частей 5 и 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 11 Федерального закона федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; результатам освоения основных образовательных программ.

Согласно частям 9 и 10 статьи 12 Федерального закона примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.

Образовательная программа среднего профессионального образования (далее - ОП СПО) на базе основного общего образования разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 68 Федерального закона).

Письмом Минпросвещения России от 01.03.2023 N 05-592 "О направлении рекомендаций" даны рекомендации по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования (далее - Рекомендации), которые разработаны с целью разъяснения основных действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по обеспечению получения среднего общего образования в пределах освоения ОП СПО и направлены на совершенствование учебного процесса организаций, реализующих указанные программы, с учетом изменений в федеральном законодательстве.

При этом согласно частям 1 и 2 статьи 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Федеральным законом.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона определено, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

Таким образом, ОП СПО разрабатывается в соответствии с требованиями конкретных федеральных государственных образовательных стандартов с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ПОП СПО). Порядок разработки ОП СПО, в том числе необходимые шаблоны входящих в нее компонентов, а также степень учета ПОП СПО определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

Дополнительно сообщаем, что на базе ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (далее - ФГБОУ ДПО ИРПО), учредителем которого является Минпросвещения России, создан Центр содержания и новых образовательных технологий среднего профессионального образования, который занимается вопросами координации и обеспечения разработки и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, разработки и ведения реестра ПОП СПО, сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений по укрупненным группам специальностей и профессий, консультирует по вопросам разработки и реализации ОП СПО, а также Центр методического сопровождения СПО, который осуществляет методическое сопровождение общеобразовательной подготовки в образовательных организациях, реализующих ОП СПО.

Подробная информация, а также контакты ответственных лиц размещены на официальном сайте ФГБОУ ДПО ИРПО по ссылке https://firpo.ru.

Кроме того, рекомендуем ознакомиться с информационной платформой ФГБОУ ДПО ИРПО "СПО-лаб", размещенной по ссылке https://spo-lab.ru, на которой представлены нормативные и методические материалы, необходимые при разработке и реализации образовательных программ, а также контакты ответственных лабораторий среднего профессионального образования.

Заместитель Директора Департамента

М.И.СОФРОНОВА