Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 июля 2021 г. N 1275

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ УПРАЗДНЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.09.2023 N 1563,

от 14.03.2024 N 302)

1. Настоящие Правила определяют условия проведения ликвидационных процедур в связи с упразднением федерального органа исполнительной власти (далее соответственно - ликвидационные процедуры, федеральный орган), порядок назначения и функционирования ликвидационной комиссии упраздняемого федерального органа (далее - ликвидационная комиссия), порядок финансового обеспечения ликвидационных процедур, порядок и сроки передачи организаций, подведомственных упраздняемому федеральному органу, а также устанавливают типовой перечень ликвидационных процедур и типовой перечень мероприятий по передаче федеральному органу, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, имущества упраздняемого федерального органа.

2. Положения, предусмотренные настоящими Правилами, применяются к организации, наделенной правом осуществлять от имени Российской Федерации отдельные государственные функции и полномочия в установленной сфере деятельности (далее - организация), в случае если в отношении такой организации принято решение о передаче этой организации отдельных государственных функций и полномочий упраздняемого федерального органа.

3. Положения, предусмотренные настоящими Правилами, распространяются на федеральных государственных служащих (далее - государственные служащие), работников федеральных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной службы (далее - работники федерального органа), и работников организаций, если иное не установлено указом Президента Российской Федерации об упразднении федерального органа.

4. Ликвидация упраздняемого федерального органа в качестве юридического лица осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок ликвидации юридических лиц, с учетом особенностей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 71 "Об утверждении Положения о регулировании некоторых вопросов, связанных с упразднением федеральных органов исполнительной власти и принятием решений о передаче отдельных государственных функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти", обусловленных передачей при упразднении федерального органа его государственных функций и полномочий иному федеральному органу (федеральным органам) или организации (организациям).

5. Ликвидация упраздняемого федерального органа в качестве юридического лица осуществляется в связи с принятием указа Президента Российской Федерации об упразднении федерального органа.

6. Актом Правительства Российской Федерации определяется федеральный орган, ответственный за проведение ликвидационных процедур упраздняемого федерального органа, назначается председатель ликвидационной комиссии упраздняемого федерального органа (далее - председатель ликвидационной комиссии), устанавливается срок завершения ликвидационных процедур упраздняемого федерального органа с учетом необходимости соблюдения общих требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к ликвидации юридического лица, который, как правило, не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации об упразднении федерального органа, определяются федеральные органы и организации, представители которых подлежат включению в состав ликвидационной комиссии, и регулируются иные вопросы, связанные с проведением ликвидационных процедур в отношении упраздняемого федерального органа.

7. Актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, может быть предусмотрена передача организаций, находящихся в ведении упраздняемого федерального органа, в ведение федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа.

По решению Правительства Российской Федерации организации, подведомственные упраздняемому федеральному органу, могут быть переданы в ведение иного федерального органа.

Перечень организаций, подлежащих передаче в соответствии с настоящим пунктом, прилагается к акту Правительства Российской Федерации, предусмотренному пунктом 6 настоящих Правил.

Внесение изменений в учредительные документы организаций, включенных в перечень организаций, подлежащих передаче в ведение федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, иного федерального органа, осуществляется в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

8. При упразднении федерального органа в течение 7 рабочих дней со дня издания акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, на основании представленных председателем ликвидационной комиссии предложений утверждается состав ликвидационной комиссии.

Количество членов ликвидационной комиссии не может превышать 25, включая председателя ликвидационной комиссии.

9. В состав ликвидационной комиссии входят государственные служащие и работники упраздняемого федерального органа, государственные служащие и работники федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, работники организации в случае, если в отношении такой организации принято решение о передаче этой организации отдельных государственных функций и полномочий упраздняемого федерального органа, а также представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального казначейства и Федерального архивного агентства.

В состав ликвидационной комиссии на основании акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил, в том числе по представлению председателя ликвидационной комиссии могут включаться представители иных федеральных государственных органов и организаций.

10. Председатель и члены ликвидационной комиссии территориального органа упраздняемого федерального органа назначаются федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, по представлению председателя ликвидационной комиссии не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения состава ликвидационной комиссии с учетом требований, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.

Количество членов ликвидационной комиссии территориального органа упраздняемого федерального органа не может превышать 5, включая председателя ликвидационной комиссии.

11. С момента утверждения состава ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами, в том числе ликвидационной комиссией обеспечивается реализация бюджетных полномочий упраздняемого федерального органа.

12. Перечень ликвидационных процедур в отношении упраздняемого федерального органа с указанием в том числе сроков их проведения разрабатывается председателем ликвидационной комиссии в соответствии с типовым перечнем ликвидационных процедур в связи с упразднением федерального органа исполнительной власти, предусмотренным приложением N 1, и типовым перечнем мероприятий по передаче федеральному органу исполнительной власти, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа исполнительной власти, имущества упраздняемого федерального органа исполнительной власти, предусмотренным приложением N 2, с учетом положений федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и настоящих Правил и утверждается руководителем (заместителем руководителя) федерального органа, ответственного за проведение ликвидационных процедур.

13. Федеральный орган, ответственный за проведение ликвидационных процедур, и председатель ликвидационной комиссии несут ответственность за соблюдение сроков проведения ликвидационных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

14. Председатель ликвидационной комиссии обеспечивает осуществление полномочий представителя нанимателя (работодателя) упраздняемого федерального органа, в том числе обеспечивает выдачу в течение 7 рабочих дней со дня его назначения уведомлений государственным служащим и работникам упраздняемого федерального органа о предстоящем увольнении.

(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2023 N 1563)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Государственные служащие и работники упраздняемого федерального органа продолжают выполнять возложенные на них обязанности, в том числе связанные с обеспечением проведения ликвидационных процедур и передачей государственных функций и полномочий упраздняемого федерального органа, до увольнения в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с упразднением федерального органа.

16. Представителем нанимателя (работодателем) федерального органа, которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации оказывается содействие государственным служащим и работникам упраздняемого федерального органа в трудоустройстве в федеральный орган (организацию), которому передаются государственные функции и полномочия упраздняемого федерального органа, в иные федеральные органы и организации, а при невозможности трудоустройства или при отказе государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа от трудоустройства председатель ликвидационной комиссии обеспечивает указанным лицам предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае передачи государственных функций и полномочий упраздняемого федерального органа организации или упразднения государственной функции (полномочия) указанное содействие государственным служащим и работникам упраздняемого федерального органа в трудоустройстве оказывается федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур упраздняемого федерального органа.

17. Мероприятия по расторжению служебных контрактов (трудовых договоров) и увольнению государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа завершаются не позднее срока, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в уведомлении о предстоящем увольнении.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2023 N 1563)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Оплата труда председателя и членов ликвидационной комиссии осуществляется на условиях, определенных заключенными с ними служебными контрактами (трудовыми договорами), за счет средств, предусмотренных сметой расходов на проведение ликвидационных процедур (далее - ликвидационная смета) в части оплаты труда членов ликвидационной комиссии.

19. Председатель ликвидационной комиссии вправе с целью реализации возложенных на ликвидационную комиссию полномочий заключать с гражданами Российской Федерации договоры гражданско-правового характера на выполнение работ (оказание услуг) в пределах размера средств, предусмотренных ликвидационной сметой в части оплаты труда членов ликвидационной комиссии.

20. Финансовое обеспечение ликвидационных процедур осуществляется в соответствии с ликвидационной сметой, формируемой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

21. Проект ликвидационной сметы формируется председателем ликвидационной комиссии и направляется на рассмотрение в федеральный орган, ответственный за проведение ликвидационных процедур.

22. Федеральный орган, ответственный за проведение ликвидационных процедур, утверждает ликвидационную смету по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

23. Формирование и ведение ликвидационной сметы осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".

24. Ликвидационная смета включает в себя расходы:

а) на оплату труда;

б) на закупку товаров, работ и услуг, включая содержание имущества, коммунальные услуги, закупку транспортных услуг, услуг связи, услуг по обработке документов с целью их передачи на архивное хранение;

в) на исполнение судебных актов и мировых соглашений;

г) на уплату налогов и сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет бюджетной системы Российской Федерации;

д) иные расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанные с проведением ликвидационных процедур.

25. Расходы на оплату труда, предусмотренные ликвидационной сметой, включают расходы на оплату труда государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа до их увольнения, выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации при увольнении государственных служащих и работников упраздняемого федерального органа, оплату труда председателя и членов ликвидационной комиссии, являющихся государственными служащими и работниками упраздняемого федерального органа, выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации при увольнении председателя и членов ликвидационной комиссии, осуществляемые за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на проведение ликвидационных процедур упраздняемого федерального органа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2023 N 1563)

(см. текст в предыдущей редакции)

25(1). Объем средств, направляемых в течение месяца (иного периода) на премирование председателя и членов ликвидационной комиссии, являющихся государственными служащими и работниками упраздняемого федерального органа, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренный ликвидационной сметой на оплату труда председателя и членов ликвидационной комиссии, в расчете на месяц (иной период).

Решение председателя ликвидационной комиссии о премировании членов ликвидационной комиссии, не являющихся государственными служащими и работниками упраздняемого федерального органа, направляется в федеральные государственные органы (организации), представители которых включены в состав ликвидационной комиссии, при этом премирование осуществляется в размерах, установленных руководителями указанных федеральных государственных органов (организаций), за счет и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда государственных служащих (работников) соответствующих федеральных государственных органов (средств организаций на заработную плату работников).

(п. 25(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.09.2023 N 1563)

26. Ликвидационная смета утверждается федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения состава ликвидационной комиссии.

27. В ликвидационную смету могут быть внесены изменения по следующим основаниям:

в связи с изменением общего объема расходов на проведение ликвидационных процедур;

в связи с перераспределением объемов расходов по направлениям расходов в пределах общего объема расходов на проведение ликвидационных процедур.

Внесение изменений в ликвидационную смету осуществляется в порядке, установленном для ее утверждения.

28. Требования кредиторов в отношении упраздняемого федерального органа удовлетворяются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

29. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия представляет на утверждение федеральному органу, ответственному за проведение ликвидационных процедур, промежуточный ликвидационный баланс упраздняемого федерального органа в составе форм бюджетной отчетности, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.

30. Данные промежуточного ликвидационного баланса подтверждаются инвентаризацией активов и обязательств упраздняемого федерального органа.

Промежуточный ликвидационный баланс в том числе включает сведения о составе имущества упраздняемого федерального органа, перечне требований, предъявленных кредиторами, и о результатах их рассмотрения.

31. До составления ликвидационного баланса ликвидационная комиссия завершает расчеты с дебиторами и кредиторами, передачу обязательств и имущества (в том числе материальных ценностей и прав на результаты научно-технической деятельности), обеспечивает закрытие в установленном порядке лицевых счетов в органах Федерального казначейства и банковских счетов, открытых в кредитных организациях.

32. Ликвидационная комиссия по завершении расчетов по финансовым и нефинансовым активам и обязательствам на дату завершения ликвидационных процедур составляет ликвидационный баланс упраздняемого федерального органа в объеме форм годовой бюджетной отчетности (с приложением сводных актов приема-передачи имущества и обязательств, бюджетной росписи на последнюю отчетную дату), и председатель ликвидационной комиссии представляет его федеральному органу, ответственному за проведение ликвидационных процедур, для его утверждения.

33. Утвержденный федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, ликвидационный баланс упраздняемого федерального органа в объеме, указанном в пункте 32 настоящих Правил, представляется председателем ликвидационной комиссии в Федеральную налоговую службу, а затем вместе с уведомлением о снятии с учета в налоговом органе в Федеральное казначейство.

34. После представления председателем ликвидационной комиссии уведомления от Федерального казначейства о принятии ликвидационного баланса упраздняемого федерального органа и выписки от Федеральной налоговой службы о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности упраздняемого федерального органа федеральным органом, ответственным за проведение ликвидационных процедур, принимается решение о прекращении полномочий ликвидационной комиссии.