65. Функционирование и совершенствование системы физической защиты должно обеспечиваться руководством ядерного объекта.
Организация функционирования системы физической защиты, в том числе эксплуатация инженерных и технических средств физической защиты, должна планироваться и осуществляться службой безопасности ядерного объекта на основании нормативных правовых актов по вопросам обеспечения физической защиты в соответствии с требованиями технического задания на создание (совершенствование) системы физической защиты, а также разделов проектной документации, содержащих вопросы физической защиты.
66. Организационные меры при функционировании и совершенствовании системы физической защиты должны включать мероприятия, проводимые при создании системы физической защиты (указанные в пункте 18 Норм и правил), а также организационные мероприятия, направленные на функционирование системы физической защиты, эксплуатацию и совершенствование комплекса инженерно-технических средств физической защиты.
67. Процесс совершенствования системы физической защиты, в том числе дальнейшее техническое перевооружение (модернизация, реконструкция) комплекса инженерно-технических средств физической защиты, должен осуществляться в последовательности, указанной в пунктах 13, 27 - 29, 42 - 58, 63, 64 Норм и правил.
68. В системе физической защиты должны обеспечиваться:
а) управление функционированием системы физической защиты;
б) организация допуска и доступа к ядерным материалам, на ядерные установки, в пункты хранения ядерных материалов и к информации о функционировании системы физической защиты;
в) организация пропускного и внутриобъектового режимов;
г) защита информации об организации и функционировании системы физической защиты;
д) эксплуатация инженерных и технических средств физической защиты;
е) объектовый контроль состояния физической защиты;
ж) проведение аналитической работы.
69. Службой безопасности ядерного объекта для выполнения задач физической защиты, кроме определенных Правилами физической защиты аналитической работы и мероприятий, проведение которых обеспечивается руководством ядерного объекта с участием руководства сил охраны, также должны проводиться:
а) категорирование площадок ядерного объекта в соответствии с пунктом 96 Норм и правил;
б) анализ совершенных несанкционированных действий с указанием мер, принятых к нарушителям;
в) анализ выявленных нарушений и недостатков при функционировании системы физической защиты, в том числе при эксплуатации инженерных и технических средств физической защиты, определение причин их возникновения и разработка мер по их предотвращению;
г) анализ информации (сигналов, ситуаций), зафиксированной в функциональных системах комплекса инженерно-технических средств физической защиты, и определение объемов ее хранения;
д) анализ состояния профессиональной подготовки, установленных сроков повышения квалификации персонала физической защиты, сроков получения разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии (в части физической защиты) у работников ядерного объекта в соответствии с пунктами 208, 211 - 214, 216 Норм и правил;
е) подготовка предложений, планирование и участие в проведении учений, тренировок, анализ результатов их проведения;
ж) разработка предложений по количеству операторов центрального пункта управления системы физической защиты и количества автоматизированных рабочих мест в нем при возложении на центральный пункт управления дополнительных задач, не связанных с обеспечением физической защиты;
з) проведение и анализ результатов объектового контроля за соблюдением требований по физической защите;
и) разработка компенсирующих организационно-технических мер и предложений по их реализации (совместно с силами охраны в части, касающейся вопросов охраны);
к) подготовка предложений по совершенствованию системы физической защиты;
л) анализ соответствия сведений по физической защите, содержащихся в объектовых документах по физической защите ядерного объекта и в паспорте безопасности объектов (территорий) <14> (описание категории предметов физической защиты, находящихся на объекте; категорированные помещения, здания, сооружения, в которых размещаются предметы физической защиты; характеристика перевозки и транспортирования ядерных материалов и ядерных установок; силы и средства охраны; меры по физической защите ядерного объекта), своевременная актуализация указанных сведений при их изменении.
--------------------------------
<14> Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".
70. Руководство ядерного объекта должно ежегодно представлять в территориальное управление органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за физической защитой на данном ядерном объекте, годовой отчет о состоянии физической защиты на этом объекте.
Годовой отчет представляется в территориальное управление органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющий надзор за физической защитой на этом объекте, до 1 февраля года, следующего за отчетным.
71. По нарушениям в системе физической защиты должны проводиться расследования в соответствии с документами по организации и обеспечению физической защиты на ядерном объекте.
72. При выявлении нарушений в комплексе инженерно-технических средств физической защиты, приведших к снижению эффективности системы физической защиты ниже минимально допустимого значения, руководство ядерного объекта должно:
а) принять компенсирующие организационно-технические меры;
в) не позднее 15 дней после завершения расследования представить в территориальное управление органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за физической защитой, отчет, раскрывающий причины нарушений, обстоятельства их возникновения и последствия этих нарушений, а также информацию о мероприятиях по устранению нарушений в комплексе инженерно-технических средств физической защиты.
В случае отказа или выхода из строя какого-либо элемента комплекса инженерно-технических средств физической защиты, приведшего к снижению эффективности системы физической защиты ниже минимально допустимого значения, руководство ядерного объекта должно:
а) не позднее 24 часов после наступления указанного события проинформировать о нем и о принятых компенсирующих организационно-технических мерах территориальное управление органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за физической защитой;
б) в течение 15 дней представить план мероприятий по устранению нарушений в комплексе инженерно-технических средств физической защиты.
73. В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований Правил физической защиты и Норм и правил руководство ядерного объекта обязано принять компенсирующие организационно-технические меры.
Компенсирующие организационно-технические меры должны обеспечивать эффективность системы физической защиты на уровне не ниже установленного минимально допустимого значения показателя эффективности для соответствующей категории предметов физической защиты.
Компенсирующие организационно-технические меры должны быть разработаны и согласованы в соответствии с Правилами физической защиты.
74. Службой безопасности ядерного объекта совместно с силами охраны должен быть разработан порядок принятия мер по восстановлению работоспособности инженерных и технических средств физической защиты при отказе или выходе из строя какого-либо элемента комплекса инженерно-технических средств физической защиты (с учетом результатов анализа нарушений и недостатков, выявленных в рамках государственного надзора, ведомственного и объектового контроля), которое осуществляется в течение 24 часов со времени выявления указанных отказа или выхода из строя и не требует разработки компенсирующих организационно-технических мер.
Указанный порядок должен быть разработан в отношении каждого конкретного ядерного объекта и утвержден руководством ядерного объекта и может быть исполнен как в виде отдельного документа, так и включен в состав другого документа по созданию, функционированию и совершенствованию системы физической защиты на ядерном объекте.
75. В категорированных зданиях, сооружениях и помещениях, в которых размещаются предметы физической защиты, должен быть установлен режим самоохраны, содержащий меры, направленные на предупреждение и своевременное обнаружение персоналом ядерного объекта попыток несанкционированных действий.
76. Лица, имеющие разовые и временные пропуска, должны допускаться в охраняемые зоны, категорированные здания, сооружения и помещения в сопровождении уполномоченных работников ядерного объекта. Порядок доступа лиц, имеющих временные пропуска в защищенные и внутренние зоны, определяется объектовыми документами.
Сопровождающие лица обязаны постоянно контролировать действия посетителей и не допускать их бесконтрольного нахождения в указанных зонах.
77. Информация о сопровождающих и о сопровождаемых ими лицах должна храниться на ядерном объекте не менее шести месяцев в соответствии с объектовыми документами.
78. На ядерном объекте должен быть разработан и утвержден руководством ядерного объекта порядок учета, хранения и контроля замков и ключей (в том числе электромагнитных и электромеханических, включенных в систему контроля и управления доступом), использующихся в системе физической защиты, который должен включать:
а) документальное определение перечня лиц, имеющих право получения и сдачи ключей;
б) учет замков и ключей в журнале учета замков и ключей;
в) регистрацию выдачи и сдачи ключей;
г) меры по предотвращению несанкционированного использования ключей;
д) замену в кратчайшие сроки замков и ключей при обнаружении фактов или попыток несанкционированных действий с ними.
Количество ключей от замков, используемых в системе физической защиты, не должно превышать двух экземпляров (основной и запасной).
79. Каждому замку и ключу должен быть присвоен инвентарный номер согласно журналу учета замков и ключей. Каждый ключ и замок должны иметь маркировку их инвентарных номеров, нанесенную способом, не позволяющим ее удалить или изменить без обнаружения такого факта.
80. Ключи следует сдавать под охрану после окончания работы и хранить в опечатанных пеналах или специальных устройствах в пределах охраняемых зон (на ядерных объектах с предметами физической защиты только категории Д <15> допускается хранение ключей в пределах зоны ограниченного доступа).
--------------------------------
<15> Требования к размещению предметов физической защиты на ядерном объекте, содержащиеся в приложении N 3 к Правилам физической защиты.
81. На ядерном объекте должно назначаться лицо, являющееся администратором безопасности информации (администратором безопасности автоматизированной системы физической защиты).
82. В случае, когда на ядерном объекте администратор безопасности информации (администратор безопасности автоматизированной системы физической защиты) не назначен, обязанности по обеспечению защиты информации должны быть возложены на системного администратора, назначаемого из состава персонала службы безопасности ядерного объекта в обязательном порядке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей