приказом Минэкономразвития России
от 28.12.2023 N 928
1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Торосова И.Э.".
2. В Методических рекомендациях по оценке климатических рисков, утвержденных указанным приказом:
а) пункт 2.4 изложить в следующей редакции:
"2.4. Объект воздействия (объект адаптации) - антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от фактора (факторов) климата.";
б) пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Подверженность - присутствие людей, средств к существованию, видов или экосистем, экологических функций, услуг и ресурсов, инфраструктуры, а также экономических, социальных или культурных ценностей в местах и ситуациях, в которых они могут быть подвержены отрицательным воздействиям климатического фактора.";
в) пункт 2.8 изложить в следующей редакции:
"2.8. Субъект адаптации - федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении климатически уязвимых объектов, находящихся в их ведении (собственности).";
г) пункт 4.3 признать утратившим силу;
д) пункт 4.4 изложить в следующей редакции:
"4.4. Для ретроспективной оценки климатических рисков территорий (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет) рекомендуется провести обобщение и сопоставление имеющейся информации о проявлениях на этой территории опасных природных процессов и их интенсивности с учетом приложения N 3 к Рекомендациям.
Для прогноза дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включения в число рисков новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата рекомендуется использовать результаты научных исследований, в том числе публикации Климатического центра Росгидромета, имеющие региональную детализацию (официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - https://cc.voeikovmgo.ru).
Прогноз климатических рисков с использованием российских и зарубежных гидродинамических моделей и их ансамблей рекомендуется осуществлять с привлечением специалистов, имеющих компетенции и опыт работы в области климатического моделирования.
Результаты проведенной оценки климатических рисков территорий рекомендуется формализовать в виде таблицы (рекомендуемая форма для представления результатов оценки климатических рисков территорий приведена в приложении N 4 к Рекомендациям). При отсутствии информации о фактических проявлениях опасных природных процессов рекомендуется использовать экспертные оценки либо обозначать отсутствие данных.
Результаты оценки климатических рисков используются:
для оценки возможного экономического ущерба и неэкономических потерь и оценки возможных последствий возникновения климатических рисков для бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендациями по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации, утвержденными в рамках реализации пункта 9 приложения к национальному плану мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р (далее - Методические рекомендации по оценке возможного ущерба);
при подготовке отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, утвержденными настоящим приказом.";
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
д) пункты 5.2 - 5.4 изложить в следующей редакции:
"5.2. Рекомендуемые градации источников климатических рисков по интенсивности, распространенности, продолжительности и уровню опасности (приведенные в приложении N 3 к Рекомендациям) могут использоваться в качестве основы для определения пороговых значений различных категорий хозяйственной и иной деятельности.
Дополнительно могут использоваться критические значения гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности, приведенные в отраслевых планах адаптации к изменениям климата, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, различных ведомственных актах и научных публикациях. Примеры критических значений гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности приведены в приложении N 5 к Рекомендациям.
Актуализацию критических значений рекомендуется осуществлять по результатам релевантных прикладных научных исследований и в случае изменений используемых ведомственных нормативных актов.
Прогноз дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включение в их число новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата базируются на официальных докладах Росгидромета.
5.3. Оценку возможного экономического ущерба от воздействия климатических факторов на хозяйственную и иную деятельность рекомендуется проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке возможного ущерба.
5.4. Для анализа защищенности, осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, могут быть использованы следующий показатели:
максимально возможный ущерб в результате превышения пороговых значений;
показатель экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности.
Максимально возможный ущерб в результате превышения пороговых значений определяется как сумма остаточной стоимости основных фондов, одновременно уязвимых к воздействию климатических факторов, затрат, связанных с возможной заменой этих фондов в случае их возможной утраты в результате возникновения климатических рисков (кроме их стоимости), и неполученного дохода во время приостановления производственной деятельности (исходя из времени, необходимого для замены основных фондов в случае их возможной утраты в результате возникновения климатических рисков).
Показатель экономической уязвимости хозяйственной и иной деятельности рекомендуется определять по формуле:
ПЭУ - показатель экономической уязвимости;
У - максимально возможный ущерб в результате превышения пороговых значений;
С - застрахованный ущерб по договору страхования (при страховании климатических рисков);
Р - размер имеющихся резервов (финансовые, материальные или другие);
е) в пункте 6.2 слово "разделом" заменить словом "главой";
ж) пункты 5.4.1, 5.4.2 и 6.4 признать утратившими силу;
з) в главе 7:
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) действующие своды правил для инженерных изысканий, проектирования и строительства, включая "СП 115.13330.2016. Свод правил. Геофизика опасных природных воздействий. Актуализированная редакция СНиП 22-01-95" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 956/пр), "СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 24 декабря 2020 г. N 859-пр), "СП 296.1325800.2017. Свод правил. Здания и сооружения. Особые воздействия" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 3 августа 2017 г. N 1105/пр), "СП 22.13330.2016. Свод правил. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 970/пр), "СП 25.13330.2020 "СНиП 2.02.04-88. Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" (утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 г. N 915/пр) и другие;";
дополнить подпунктом "з" следующего содержания:
"з) отраслевые и региональные планы адаптации к изменениям климата.
Отдельные характеристики изменений климата и климатических рисков в федеральных округах и акваториях морей Российской Федерации приведены в приложении N 8 к Рекомендациям.";
и) приложение N 3 дополнить строками следующего содержания:
к) приложения N 4 - 7 изложить согласно приложениям N 1 - 4 к настоящим Изменениям;
л) дополнить приложением N 8 согласно приложению N 5 к настоящим Изменениям.
3. В Методических рекомендациях по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утвержденных указанным приказом:
а) пункт 2.1 изложить в следующей редакции:
"2.1. Адаптация к изменениям климата (адаптация) - процесс приспособления к существующему или ожидаемому климату и его воздействиям.";
б) пункт 2.4 признать утратившим силу;
в) пункт 2.6 изложить в следующей редакции:
"2.6. Субъект адаптации - федеральный орган исполнительной власти, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении климатически уязвимых объектов, находящихся в их ведении (собственности).";
г) дополнить пунктами 2.7 - 2.10 следующего содержания:
"2.7. Объект воздействия (объект адаптации) - антропогенный объект или компонент природной системы, функционирование которого зависит от фактора (факторов) климата.
2.8. Цель адаптации (цель адаптационного мероприятия) - ожидаемый основной результат (эффект) выполнения мер по адаптации, связанный со снижением уязвимости и (или) подверженности объекта воздействия и (или) усилением адаптивной способности объекта воздействия и (или) использованием благоприятных возможностей, возникающих в связи с изменением климата, и (или) снижением климатических рисков для отраслей экономики Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) и (или) бюджетной системы Российской Федерации.
2.9. Уязвимость - склонность или предрасположенность к неблагоприятному воздействию, включая чувствительность или восприимчивость к ущербу и ограниченную способность адаптироваться.
2.10. Подверженность - присутствие людей, средств к существованию, видов или экосистем, экологических функций, услуг и ресурсов, инфраструктуры, а также экономических, социальных или культурных ценностей в местах и ситуациях, в которых они могут быть подвержены отрицательным воздействиям климатического фактора.";
д) главу 3 изложить в следующей редакции:
"3. Общие подходы к определению адаптационных мероприятий
3.1. Для определения набора возможных адаптационных мероприятий рекомендуется учитывать:
а) результаты оценки климатических рисков, подготовленные в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке климатических рисков, утвержденными настоящим приказом;
б) результаты оценки возможного ущерба от воздействия климатических рисков, включая перечень климатически уязвимых объектов, подготовленные в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке возможного ущерба от воздействия климатических рисков, в том числе рекомендациями по формированию перечня климатически уязвимых объектов в отраслях экономики, в субъектах Российской Федерации, утвержденными в рамках реализации пункта 9 приложения к национальному плану мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2023 г. N 559-р;
в) приоритетные адаптационные потребности субъекта адаптации;
г) реализуемые на постоянной основе мероприятия, результаты реализации которых полностью или частично соответствуют целям адаптации (далее - постоянные мероприятия);
д) ресурсные ограничения для формирования и реализации адаптационных мероприятий, имеющиеся у субъекта адаптации;
е) наличие данных, необходимых для определения показателей достижения целей адаптации к изменениям климата, утвержденных настоящим приказом (далее - целевые показатели).
3.2. При разработке адаптационных мер могут быть использованы:
а) риск-ориентированный подход (меры, которые позволяют снизить общий уровень климатических рисков для территории и (или) отрасли);
б) подход, ориентированный на использование возможностей (меры, которые позволяют на региональном и (или) отраслевом уровнях использовать возможности, возникающие в связи с изменениями климата).
3.3. Для подготовки возможных адаптационных мероприятий рекомендуется сформировать перечень приоритетных адаптационных потребностей субъекта адаптации и соотнести с каждой такой потребностью текущие и перспективные значения целевых показателей. Ранжирование адаптационных мероприятий проводится в соответствии с главой 6 Рекомендаций.";
е) в главе 4:
наименование главы изложить в следующей редакции:
"4. Риск-ориентированный подход";
абзац первый пункта 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. Для выявления адаптационных потребностей субъектом адаптации рекомендуется провести оценку климатических рисков и возможного ущерба от воздействия климатических рисков, сформировать перечень климатически уязвимых объектов.";
пункт 4.2 признать утратившим силу;
дополнить пунктом 4.4 следующего содержания:
"4.4. При использовании риск-ориентированного подхода могут быть достигнуты следующие эффекты:
сокращение площади подверженности территории с опасным уровнем климатического риска;
снижение уровня риска для территории, подверженной опасному уровню климатического риска;
сокращение продолжительности воздействия климатического риска;
б) для снижения уязвимости объектов воздействия:
снижение показателя уязвимости;
увеличение пороговых значений.";
ж) главы 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5. Подход, ориентированный на использование возможностей
5.1. В рамках подхода, ориентированного на использование возможностей, могут учитываться новые возможности для социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных отраслей экономики (видов хозяйственной и иной деятельности), возникающих в связи с изменениями климата.
5.2. В числе рассматриваемых возможностей, возникающих в связи с изменением климата, могут быть изменения термического режима (сокращение продолжительности отопительного периода, увеличение продолжительности вегетационного периода, смягчение атмосферных нагрузок, вызванных низкими температурами), режима осадков (смещение по срокам и увеличение объема зимне-весеннего притока воды), гелиоэнергетического и транспортного потенциалов (увеличение продолжительности солнечного сияния и судоходного периода на замерзающих морях и реках).
Обозначенные возможности могут позволить в долгосрочной перспективе снизить расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и издержки, связанные с осуществлением отдельных видов экономической деятельности.
5.3. Разработку адаптационных мероприятий рекомендуется базировать на долгосрочных прогнозах изменений климата, подготавливаемых Росгидрометом или организациями, находящимися в его ведении.
5.4. В отношении адаптационного мероприятия, сформированного в рамках подхода, ориентированного на использование возможностей, рекомендуется получить заключение (заключения) Росгидромета и (или) федеральных органов исполнительной власти, имеющих утвержденные отраслевые планы адаптации, и (или) научных организаций, находящихся в их ведении и обладающих необходимой компетенцией.
6. Ранжирование адаптационных мероприятий
6.1. При ранжировании адаптационных мероприятий рекомендуется учитывать:
а) существующие адаптационные потребности субъекта адаптации;
б) постоянные и адаптационные мероприятия, в результате реализации которых происходит изменение целевых показателей;
в) дифференцированный вклад постоянных и адаптационных мероприятий в изменение каждого целевого показателя в разрезе существующих адаптационных потребностей субъекта адаптации;
г) необходимые и существующие затраты, дифференцированные по каждому постоянному и адаптационному мероприятиям.
6.2. На первом этапе ранжирования рекомендуется определить существующие адаптационные потребности и соотнести с ними постоянные мероприятия (например, мелиорация земель, берегоукрепление и дноуглубление русел рек, защита лесов от пожаров и тому подобное).
Перечень и содержание адаптационных потребностей определяются субъектом адаптации исходя из потенциального воздействия выявленных климатических рисков с наиболее высоким уровнем опасности и потенциальным ущербом, а также с учетом сформированного перечня климатически уязвимых объектов. Содержание типовых адаптационных потребностей приведено в приложении N 2 к Рекомендациям.
При соотнесении постоянных мероприятий с адаптационными потребностями рекомендуется использовать следующие характеристики для каждого мероприятия:
климатический риск и связанный с ним ущерб, на минимизацию которого направлено мероприятие (либо описание возможности, возникающей в связи с изменением климата, которая используется в рамках мероприятия);
ежегодные затраты, связанные с реализацией мероприятия;
текущее значение и ожидаемое изменение целевых показателей в результате реализации мероприятия.
6.3. На втором этапе ранжирования рекомендуется определить адаптационные потребности, в отношении которых реализация постоянных мероприятий не обеспечивает достижения перспективных значений целевых показателей. При формировании набора возможных адаптационных мероприятий рекомендуется использовать характеристики, указанные в пункте 6.2 Рекомендаций.
6.4. На третьем этапе ранжирования проводится сопоставление возможных адаптационных мероприятий с наиболее значимым вкладом в достижение перспективных значений целевых показателей по каждой адаптационной потребности, определенной в пункте 4.1 Рекомендаций, и затратами, необходимыми для реализации адаптационного мероприятия.
6.5. Результаты проведенного ранжирования рекомендуется оформлять в виде таблицы (рекомендуемая форма представления результатов ранжирования адаптационных мероприятий приведена в приложении N 3 к Рекомендациям) и использовать при подготовке планов адаптации.";
з) приложение N 2 изложить согласно приложению N 6 к настоящим Изменениям;
и) дополнить приложением N 3 согласно приложению N 7 к настоящим Изменениям.
4. В Методических рекомендациях по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата, утвержденных указанным приказом:
а) пункты 2 - 5 изложить в следующей редакции:
"2. Рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъекта Российской Федерации (высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации, исполнительных органов субъекта Российской Федерации) и организаций, осуществляющих формирование и утверждение соответственно отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата (далее - планы адаптации).
3. Планы адаптации могут определять систему оперативных и долгосрочных мер по адаптации и могут быть направлены на уменьшение уязвимости системы обеспечения национальной безопасности страны, субъектов экономики и граждан вследствие изменений климата, а также на использование благоприятных возможностей, обусловленных указанными изменениями.
4. В задачи планов адаптации рекомендуется включать реализацию приоритетных мероприятий (как выполняемые на постоянной основе мероприятия, результаты реализации которых полностью или частично соответствуют целям адаптации, так и адаптационные меры), определенных по итогам ранжирования адаптационных мероприятий. При этом в план адаптации рекомендуется включать не более 2 - 3 мероприятий по каждой выявленной адаптационной потребности, на долю которых приходится максимальный вклад в достижение целевых показателей.
5. Отраслевые планы адаптации рекомендуется формировать и реализовывать федеральными органами исполнительной власти в соответствии с мероприятиями Национального плана. При подготовке отраслевых планов адаптации рекомендуется учитывать специфику воздействия климатических рисков и изменений климата на население, объекты и инфраструктуру в соответствующих отраслях экономики и сферах государственного управления и включать мероприятия, рекомендуемые для реализации на уровне субъектов Российской Федерации и организаций, деятельность которых регулируется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Региональные планы адаптации рекомендуется формировать и реализовывать высшими должностными лицами субъекта Российской Федерации (высшими исполнительными органами субъекта Российской Федерации, исполнительными органами субъекта Российской Федерации). При подготовке региональных планов адаптации рекомендуется учитывать специфику воздействия климатических рисков, характерную для территории субъекта Российской Федерации, и мероприятия Национального плана и отраслевых планов адаптации, рекомендуемые для реализации на уровне субъектов Российской Федерации.
Корпоративные планы адаптации рекомендуется формировать и реализовывать заинтересованными организациями на добровольной основе. При подготовке корпоративных планов адаптации рекомендуется учитывать мероприятия соответствующих отраслевых и региональных планов адаптации.";
б) абзацы второй и третий пункта 7 признать утратившими силу;
в) приложение N 1 изложить согласно приложению N 8 к настоящим Изменениям;
г) приложение N 2 признать утратившим силу.
5. Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата, утвержденные указанным приказом, изложить согласно приложению N 9 к настоящим Изменениям.
- Приложение N 1. Рекомендуемая форма для представления результатов оценки климатических рисков территорий (приложение N 4 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 2. Примеры критических значений гидрометеорологических показателей для наиболее уязвимых к воздействию климатических факторов видов производственной деятельности (приложение N 5 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 3. Рекомендуемая форма представления результатов оценки климатических рисков хозяйственной и иной деятельности (приложение N 6 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 4. Рекомендуемая форма представления результатов оценки климатических рисков по отраслям экономики (приложение N 7 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 5. Характеристики изменений климата и климатических рисков в федеральных округах и акваториях морей Российской Федерации (приложение N 8 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267
- Приложение N 6. Содержание типовых адаптационных потребностей (приложение N 2 к Методическим рекомендациям по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 7. Рекомендуемая форма представления результатов ранжирования адаптационных мероприятий (приложение N 3 к Методическим рекомендациям по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 8. Типовая форма плана адаптации к изменениям климата (приложение N 1 к Методическим рекомендациям по оценке климатических рисков, утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Приложение N 9. Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата (утв. приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 N 267)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей