В документ внесены Изменения N 2, N 3 и Дополнение к Изменению N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

4.2. Грузовой план и условия размещения опасных грузов на судне

4.2.1. Грузовой план судна при перевозке опасных грузов должен составляться с учетом следующих требований и рекомендаций:

категория грузового помещения должна соответствовать категории, установленной для данного груза в разд. 2 КТРП;

размещение груза на судне (на открытой палубе, в открытом или закрытом грузовых помещениях) должно соответствовать категории размещения (A, B, C, D или E), установленной для данного груза в приложениях 15 и 16. Условия размещения груза на судне в соответствии с категорией размещения (A, B, C, D или E) указаны в разд. 1 КТРП. При перевозке опасных грузов в лихтерах на лихтеровозе требование размещения груза только на открытой палубе (категории размещения C и D) означает, что лихтеры с таким грузом должны размещаться на открытой палубе и загружаться в последнюю очередь, а выгружаться - в первую;

груз должен быть отделен от жилых, служебных и машинных помещений и источников тепла на расстояние, указанное в КТРП для данного груза. Пространство между опасным грузом и такими помещениями или источниками тепла может быть загружено другим совместимым грузом;

несовместимые грузы должны быть разделены на судне, как указано в подразделе 4.3;

инициирующие взрывчатые вещества и изделия должны быть отделены от взрывчатых веществ с опасностью взрыва массой безопасным по передаче детонаций расстоянием, расчет которого производится в соответствии с указаниями, приведенными в разд. 11;

грузы класса 7 должны размещаться на максимально возможном, но не меньшем указанного в разд. 17, расстоянии от жилых, служебных и машинных помещений;

опасные грузы рекомендуется размещать так, чтобы к ним оставался свободный доступ для контроля их состояния при перевозке и ликвидации аварии;

грузы в картонной или другой влагопроницаемой упаковке не должны размещаться на открытой палубе, если они не помещены в закрытые укрупненные единицы или лихтеры.

4.2.2. Грузы, для которых в графе "Примечание" приложений 15 или 16 дана ссылка на данный пункт, должны размещаться на судне так, чтобы исключалось попадание паров этих грузов в жилые, служебные, машинные помещения и места производства судовых работ.

(в ред. Изменения N 1, утв. Письмом Минморфлота СССР от 03.04.1991 N ОТВ-16/24)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2.3. При размещении груза на открытой палубе должны быть выполнены следующие требования:

1) опасные грузы не должны занимать более половины площади палубы неспециализированных судов на любом ее участке;

2) пожароопасные грузы должны размещаться на расстоянии не менее 7,5 м от спасательных шлюпок;

3) допустимое число ярусов контейнеров с опасными грузами (кроме грузов класса 1, исключая группу 1.4S) на контейнеровозах и судах, грузовые помещения которых приспособлены для перевозки контейнеров, устанавливается судовой документацией по размещению и креплению контейнеров, но не должно превышать указанного в п. 4.2.4, перечисление 3;

4) запрещается размещение контейнеров с опасными грузами на люковых крышках лихтеров, не имеющих стационарных контейнерных креплений;

5) контейнеры с грузами класса 1 (кроме группы 1.4S) должны быть уложены в верхний ярус.

4.2.4. При укладке груза в открытых и закрытых грузовых помещениях должны быть выполнены следующие требования:

1) тарно-штучные опасные грузы, кроме грузов в мешках и кипах, в том числе на плоских поддонах, должны быть уложены в штабель высотой не более 3 м. Допускается укладка на большую высоту, если такое разрешение дано отправителем;

2) опасные грузы в ящичных и стоечных поддонах должны укладываться не более чем в четыре яруса. Допускается укладка на большую высоту, если такое разрешение дано отправителем;

3) контейнеры с опасными грузами на контейнеровозах и судах, грузовые помещения которых приспособлены для перевозки контейнеров, должны быть уложены не более чем:

в шесть ярусов - крупнотоннажные контейнеры;

в три яруса - средне- и малотоннажные контейнеры.

На судах, грузовые помещения которых не приспособлены специально для перевозки контейнеров, допустимое число ярусов штабелирования устанавливается капитаном судна в зависимости от вида груза, способа крепления контейнеров и условий рейса. Контейнеры с грузами класса 1 должны размещаться только в один ярус.

4.2.5. При составлении грузового плана должны быть учтены наличие на судне и возможность применения для конкретных грузов рекомендуемых огнетушащих средств.

4.2.6. Запрещается загрузка в открытое или закрытое грузовое помещение опасных грузов разных наименований, для которых не установлено хотя бы одно одноименное рекомендуемое огнетушащее средство, которым располагает судно.

4.2.7. При перевозке пожароопасных грузов проект грузового плана должен быть согласован с пожарно-технической службой ВОХР.