В документ внесены Изменения N 2, N 3 и Дополнение к Изменению N 3 РД 31.15.01-89. Правила морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ).

КонсультантПлюс: примечание.

Дополнением к Изменению N 3. РД 31.15.01-89 внесены изменения в раздел 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению и заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару и повреждению сооружений и транспортных средств, и соответствующими классификационным показателям и критериям.

1.2. Опасные грузы должны быть классифицированы:

отправителями СССР - по ГОСТ 19433;

отправителями других стран - по Международному Кодексу морской перевозки опасных грузов ИМО (МК МПОГ).

Классификацией по ГОСТ 19433 и МК МПОГ предусмотрено установление основного и, в необходимых случаях, дополнительных видов и степени опасности груза, а также группы совместимости взрывчатых материалов.

В соответствии с основным видом опасности установлены следующие классы опасных грузов:

класс 1 - взрывчатые материалы;

класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости;

класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды;

класс 6 - ядовитые вещества и инфекционные вещества;

класс 7 - радиоактивные материалы;

класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества;

класс 9 - прочие опасные вещества.

Принципы классификации грузов указанных классов в соответствии с дополнительными видами и степенью опасности, а также группами совместимости взрывчатых материалов приведены в разделах 11 - 19 и в приложении 2, классификационные шифры по ГОСТ 19433 наиболее часто перевозимых опасных грузов - в приложениях 15 и 16.

Если специально не оговорено иное, требования, установленные настоящими Правилами для грузов определенного класса (подкласса), распространяются также на другие опасные грузы, характеризующиеся дополнительным видом опасности этого класса (подкласса).

1.3. К перевозке в упаковке допускаются опасные грузы:

поименованные в приложении 15 без указания о запрещении к перевозке;

не поименованные в приложении 15, но которые по своим физико-химическим свойствам и результатам классификации, а также средствам индивидуальной защиты, рекомендуемым огнетушащим средствам и мерам медицинской помощи могут быть отнесены (приравнены) к грузам под обобщенными наименованиями, указанными в табл. 1 - 11 приложения 16.

Пестициды, не поименованные в приложении 15, должны относиться (приравниваться) к грузам под обобщенными наименованиями в соответствии с приложением 13.

Ядовитые вещества, не поименованные в приложении 15, перевозящиеся в технически чистом виде или в составе препарата (активные вещества) с целью использования как пестициды, а также поименованные в приложении 15, но перевозящиеся в составе препаратов-пестицидов (как активные вещества), должны относиться (приравниваться) к грузам под обобщенными наименованиями в соответствии с приложением 13.

1.4. Опасные грузы в упаковке принимаются к перевозке отдельными грузовыми местами (тарно-штучные грузы), а также сформированными в пакеты или загруженными в контейнеры или транспортные средства.

Грузы в комбинированной таре или упаковке, содержащей стеклянные, фарфоровые или керамические сосуды вместимостью более 3 л, а также грузы класса 1, требующие укладки категорий II-А, II-Б и II-С, допускаются к перевозке только в контейнерах или транспортных средствах.

1.5. К перевозке наливом в контейнерах-цистернах, автоцистернах и вагонах-цистернах допускаются опасные грузы, поименованные в приложении 17.

1.6. Опасные грузы в упаковке, не поименованные в приложении 15 и которые не могут быть отнесены (приравнены) к грузам под обобщенными наименованиями, указанными в табл. 1 - 11 приложения 16, а также грузы в цистернах, не поименованные в приложении 17, могут быть допущены к перевозке только с разрешения Главного управления перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота СССР (Главфлот). Для получения такого разрешения отправитель не менее чем за 40 дней до начала планируемого квартала перевозки должен представить:

для грузов классов 1, 7 - классификационный шифр по ГОСТ 19433 или МК МПОГ, характеристику и описание упаковки, указания или инструкции по мерам безопасности;

для грузов остальных классов - характеристику груза по форме, приведенной в приложении 19.

Перевозка таких грузов из портов других стран может быть допущена судовладельцем при наличии разрешения компетентного органа страны, принявшей МК МПОГ. Список стран, принявших МК МПОГ, и их компетентных органов приведены в приложении 12.

1.7. Грузы подкласса 6.2 - инфекционные вещества, а также грузы других классов, требующие соблюдения специального технологического режима перевозки (термостатирования, газосброса из цистерн, инертизации и т.д.), допускаются к перевозке только при наличии инструкции, разработанной специализированной организацией Минморфлота СССР и согласованной с отправителем, получателем и перевозчиком.

Заявки на разработку инструкций должны подаваться в Главфлот не менее чем за 3 месяца до начала планируемого квартала перевозки.

1.8. Опасные грузы, разрешенные к перевозке, допускаются также к хранению в портах, за исключением грузов, перегрузка которых осуществляется только по прямому варианту, как указано в разд. 5.

1.9. Порожние грузовые единицы, не очищенные из-под остатков опасных грузов, допускаются к перевозке, перегрузке и хранению в портах только в исправном состоянии и на условиях последнего перевозившегося в них груза.

Недезактивированная упаковка из-под радиоактивных материалов (грузы класса 7) допускается к перевозке на условиях грузов категории 719, как указано в подразд. 17.3.

1.10. К перевозке, перегрузке и хранению в портах не допускаются:

опасные грузы, поименованные в приложении 15 с указанием о запрещении их к перевозке;

опасные грузы без ингибирующих, стабилизирующих, растворяющих или увлажняющих компонентов, если в наименованиях грузов, приводимых в приложениях 15, 16 и 17, такие компоненты указаны, а также если их концентрация менее установленной в этих приложениях.

1.11. При отправке опасных грузов, требующих наличия специальных огнетушащих средств, отправитель должен предоставить такие средства и, в необходимых случаях, устройства для их подачи. Требуемое количество специальных огнетушащих средств согласовывается отправителем и перевозчиком. В случае предоставления таких средств и устройств перевозчиком отправитель должен возместить перевозчику их стоимость.

1.12. Опасные грузы, количество которых в потребительской и транспортной таре не превышает пределов, установленных в приложении 2, могут быть предъявлены к перевозке как "опасные грузы в мелкой расфасовке".

На опасные грузы в мелкой расфасовке не распространяется действие настоящих Правил по маркировке грузов.

1.13. К перевозке как "опасные грузы в мелкой расфасовке" не допускаются:

опасные грузы высокой степени опасности;

взрывчатые материалы класса 1;

газы подклассов 2.2, 2.3, 2.4 (кроме аэрозолей);

саморазлагающиеся вещества подкласса 4.1 (категории 415 - 418);

вещества подкласса 4.2, а также грузы других классов, характеризующиеся видом опасности подкласса 4.2;

органические пероксиды подкласса 5.2 (за исключением наборов лабораторных реактивов, в которых могут содержаться небольшие количества этих веществ);

инфекционные вещества подкласса 6.2;

радиоактивные материалы класса 7;

опасные грузы, для которых установленная в приложениях 15 и 16 допустимая вместимость (масса нетто) внутренней тары и (или) максимальная масса брутто транспортной тары менее указанной в приложении 2 для грузов соответствующего класса (подкласса).

1.14. К перевозке как неопасные грузы принимаются:

грузы класса 9 (кроме веществ в аэрозольной упаковке), упакованные в потребительскую тару вместимостью не более 1 л или массой нетто не более 1 кг, если масса брутто транспортной тары не превышает 10 кг;

грузы, поименованные в приложениях 15 и 16, если их количество в упаковке, состав и содержание компонентов соответствуют указанным в графе "Примечания" приложений как для неопасных грузов.

1.15. Грузовые единицы с опасным грузом, а также порожние грузовые единицы, не очищенные из-под остатков опасных грузов, должны иметь маркировку, характеризующую транспортную опасность груза (для неочищенных тары, контейнеров и транспортных средств - последнего перевозившегося в них груза).

Маркировка должна производиться:

отправителями СССР - по ГОСТ 19433 (приложение 2);

отправителями других стран - по МК МПОГ.

Номера чертежей знаков опасности по ГОСТ 19433 наиболее часто перевозимых грузов приведены в приложениях 15 и 16.

Если при перевозке груза для его охлаждения в контейнере или

транспортном средстве используется УГЛЕРОДА ДИОКСИД твердый (сухой лед),

отправителем на внешней стороне двери контейнера или транспортного средства

должна быть нанесена предупредительная надпись: "ОПАСНО. ВНУТРИ ТВЕРДЫЙ

CO (СУХОЙ ЛЕД), ПЕРЕД ВХОДОМ ХОРОШО ВЕНТИЛИРОВАТЬ", при отправке на

2

экспорт - "DANGEROUS. CO GAS (DRY ICE) INSIDE, VENTILATE THOROUGHLY BEFORE

2

ENTERING".

Если контейнер или транспортное средство предъявляется к перевозке с грузом под фумигацией, то отправителем на внешней стороне двери контейнера или транспортного средства должна быть нанесена предупредительная надпись:

"ФУМИГАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНА МЕТОДОМ... (дата и время).

ОПАСНО. ПЕРЕД ВХОДОМ ХОРОШО ВЕНТИЛИРОВАТЬ", при отправке на экспорт -

"EMPLOYED METHOD OF FUMIGATION .........................(date and time).

DANGER. VENTILATE THOROUGHLY BEFORE ENTERING".

1.16. Способы нанесения и материалы для маркировки должны быть такими, чтобы информация оставалась различимой при пребывании грузовых единиц в морской воде не менее трех месяцев.

1.17. В заявке на перевозку опасного груза, подаваемой отправителем (министерством, ведомством, объединением) при централизованном планировании, должно быть указано, что груз допущен к морской перевозке Правилами МОПОГ.

1.18. О предстоящей отправке опасного груза отправитель должен подать перевозчику письменную заявку по форме, приведенной в приложении 10, не менее чем за двое суток при отправке на пассажирских судах и не менее чем за семь суток при отправке на грузовых судах.

В прямом железнодорожно-паромном сообщении заявка подается по форме и в сроки, согласованные органами морского и железнодорожного транспорта.

1.19. При отправке опасного груза отправитель должен представить:

комплект необходимых грузовых перевозочных документов;

Свидетельство о выполнении требований Правил МОПОГ по форме, приведенной в приложении 10 (для отправителей СССР) или декларации (сертификаты) в соответствии с требованиями, установленными п. п. 9.4 и 12.3.7 Общего введения в МК МПОГ (для отправителей других стран);

экземпляр инструкции по перевозке груза в соответствии с п. 1.7.

При отправке порожних не очищенных из-под остатков опасных грузов тары, контейнеров и транспортных средств отправитель должен представить только комплект грузовых перевозочных документов.

При отправке грузов класса 7 или недезактивированных порожних упаковочных комплектов из-под таких грузов отправитель в необходимых случаях должен приложить также документы, указанные в разд. 17.

1.20. В грузовых перевозочных документах в графе "Наименование груза" должно быть в следующей последовательности указано:

транспортное наименование груза;

номер класса (для грузов классов 2, 3, 7, 8, 9), подкласса (для грузов классов 1, 4, 5, 6) и группа совместимости (для грузов класса 1), также в скобках классификационный шифр по ГОСТ 19433;

серийный номер ООН опасного груза;

является ли груз загрязнителем моря;

характеристика основного и дополнительного видов опасности груза;

масса нетто (для грузов класса 1);

дополнительная информация о грузе.

Указания по транспортным наименованиям опасных грузов приведены в приложении 11.

Номера классов и подклассов, группы совместимости, серийные номера ООН опасных грузов, а также сведения о том, является ли груз загрязнителем моря, приведены в приложениях 15 и 16.

Характеристики основных и дополнительных видов опасности грузов приведены в приложении 2.

Дополнительная информация о грузе должна включать значения:

температуры вспышки (для ЛВЖ);

температуры разложения (для грузов категорий 416, 417, 521, 522);

температуры отвердевания увлажнителя (для взрывчатых материалов, перевозимых в увлажненном состоянии).

В дополнительную информацию могут включаться другие сведения, способствующие обеспечению безопасности перевозки.

При оформлении грузовых документов на перевозку порожних грузовых единиц, не очищенных из-под остатков опасных грузов, перед наименованием груза должно быть указано: "Неочищенный вагон из-под...", "Неочищенная тара из-под...", "Неочищенный контейнер из-под...".

При оформлении грузовых документов на перевозку грузовых единиц с опасными грузами в мелкой расфасовке в графу "Наименование груза" дополнительно должна быть внесена запись: "Мелкая расфасовка".

При оформлении грузовых документов на перевозку грузов класса 7 должны быть выполнены требования, установленные в подразделе 17.3.

Примеры.

1. АММОНИЯ ПИКРАТ, подкласс 1.1D. N ООН 0004, взрывается 25 кг;

2. ДЕЙТЕРИЙ, класс 2 (2311), N ООН 1957, воспламеняющийся газ;

3. ДЕКАЛИН, класс 3 (3313), N ООН 1147, легковоспламеняющаяся жидкость,

t 57 °C;

всп.

4. АНИЗИДИНЫ, подкласс 6.1 (6163), N ООН 2431, ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ МОРЯ, слабоядовито;

5. N,N-ДИЭТИЛ ЭТИЛЕНДИАМИН, класс 8 (8242), N ООН 2685, едкая

легковоспламеняющаяся жидкость, t 46 °C;

всп.

6. БАРИЯ ХЛОРАТ, подкласс 5.1 (5122), N ООН 1445, окислитель, яд, мелкая расфасовка;

7. НЕОЧИЩЕННАЯ ТАРА ИЗ-ПОД ДЕКАЛИНА, класс 3 (3313), N ООН 1147,

легковоспламеняющаяся жидкость, t 57 °C.

всп.

1.21. При отправке грузов, требующих для обеспечения их сохранности и безопасности перевозки соблюдения определенных температурно-влажностных режимов хранения и перевозки, отправитель по требованию перевозчика должен представить Свидетельство (произвольной формы) о составе и свойствах груза.

1.22. Перевозка ручной кладью грузов класса 7 должна производиться в соответствии с указаниями, приводимыми в п. 17.3.26.

Перевозка ручной кладью грузов других классов, а также любых опасных грузов грузобагажом запрещается.

1.23. Грузы, разрешенные настоящими Правилами к перевозке только на открытой палубе, перевозятся на открытой палубе без согласования с отправителем. Остальные опасные грузы допускаются к перевозке на открытой палубе только с письменного согласия отправителя.

1.24. Загрузка отправителями контейнеров и транспортных средств тарно-штучными и пакетированными опасными грузами должна производиться в соответствии с требованиями, приводимыми в подразд. 5.3.

1.25. На каждом судне (в порту), осуществляющем экспортные и импортные перевозки, должен быть полный комплект Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МК МПОГ). При перевозке грузов иностранных фрахтователей (ГИФ) наименование, классификация, упаковка, маркировка грузов и грузовая документация регламентируются МК МПОГ.

1.26. Перевозка опасных грузов на судах Минморфлота в экспорте, импорте и ГИФе без соблюдения настоящих Правил запрещается, однако ничто не должно препятствовать капитану судна, перевозящего опасные грузы, производить действия, не предписанные настоящими Правилами, если они вызваны форс-мажорными обстоятельствами и направлены на спасение людей, судна и груза от грозящей опасности.

1.27. Обязанности членов экипажей судов в вопросах, связанных с транспортированием опасных грузов, устанавливаются Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР и соответствующими должностными инструкциями.

1.28. Грузоотправитель и грузополучатель должны руководствоваться настоящими Правилами в части качественного состояния опасных грузов, их упаковки, маркировки, оформления грузовой документации, наличия специальных огнетушащих средств, а также приема и выдачи грузов в портах отправления и назначения.

1.29. Экспортные и импортные перевозки опасных грузов морем на иностранных судах регламентируются МК МПОГ.