I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - фототовары), требования к участникам оборота фототоваров, порядок информационного обмена участников оборота фототоваров с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), характеристики средства идентификации фототоваров, а также порядок представления участниками оборота фототоваров сведений оператору системы о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота фототоваров.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"агрегирование" - процесс объединения фототоваров в транспортную упаковку с нанесением на создаваемую транспортную упаковку кода идентификации транспортной упаковки;

"агрегированный таможенный код" - уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров, представляющая собой объединение кодов идентификации каждого товара, в том числе кодов идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования, формируемая оператором системы для целей идентификации товаров в соответствии с настоящими Правилами, используемая участником оборота товаров при таможенном декларировании товаров;

"ввод фототоваров в оборот":

при производстве фототоваров на территории Российской Федерации (в том числе в случаях контрактного производства), включая случаи изготовления фототоваров из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада, - первичная возмездная или безвозмездная передача фототоваров от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях их отчуждения такому лицу или для последующей реализации (продажи, в том числе розничной), которая делает фототовары доступными для распространения и (или) использования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)

(см. текст в предыдущей редакции)

при производстве фототоваров вне территории Российской Федерации (за исключением фототоваров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами фототоваров, ввозимых в Российскую Федерацию и помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)

(см. текст в предыдущей редакции)

при производстве фототоваров вне территории Российской Федерации в отношении фототоваров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), фототоваров в Российскую Федерацию;

возмездная или безвозмездная передача новому собственнику юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями фототоваров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных с последующей реализацией (продажей);

возмездная или безвозмездная передача новому собственнику фототоваров, приобретенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке при реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, о реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализация (продажа) комиссионером фототоваров, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в рамках договора комиссии;

реализация (продажа) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по сделке, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, фототоваров, ранее приобретенных по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)

"вывод фототоваров из оборота":

реализация (продажа) или иная передача маркированных фототоваров физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на фототовары, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация;

возврат физическим лицам нереализованных фототоваров, полученных ранее юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в рамках договоров комиссии;

продажа фототоваров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей), изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение или безвозвратная утрата фототоваров;

использование фототоваров для собственных нужд, а также реализация (продажа) маркированных фототоваров за пределы Российской Федерации;

реализация (продажа) фототоваров путем их продажи по образцам или дистанционным способом продажи, в том числе с использованием постамата, а также путем продажи с использованием торгового автомата при отгрузке фототоваров со склада хранения для доставки потребителю, в торговый автомат или постамат;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2024 N 386)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализация (продажа) фототоваров по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)

"импортер" - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз фототоваров в Российскую Федерацию в целях реализации (продажи) фототоваров на территории Российской Федерации;

"индивидуальный серийный номер" - последовательность символов, уникально идентифицирующая единицу фототоваров или набора фототоваров на основании кода товара;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985)

(см. текст в предыдущей редакции)

"интерфейс электронного взаимодействия" - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие программно-аппаратных средств участников оборота фототоваров и информационной системы мониторинга;

"исправленный универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, создаваемый участниками оборота товаров при исправлении ранее составленного участниками оборота товаров документа, содержавшего ошибки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985;

(см. текст в предыдущей редакции)

"код идентификации набора" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра набора фототоваров, формируемая в целях идентификации набора фототоваров в порядке, предусмотренном разделом V настоящих Правил;

"код идентификации транспортной упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный экземпляр транспортной упаковки фототоваров, формируемая в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящих Правил;

абзац утратил силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985;

(см. текст в предыдущей редакции)

"контрактное производство" - производство фототоваров на заказ под торговой маркой заказчика;

"маркированные фототовары" - фототовары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга;

"маркировка фототоваров" - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку или этикетку, а в случае сформированного при производстве фототоваров набора фототоваров, потребительская упаковка которого не может быть вскрыта без повреждения, регистрация в информационной системе мониторинга кода идентификации, входящего в состав набора фототоваров, без нанесения соответствующего средства идентификации на потребительскую упаковку фототовара, входящего в состав этого набора фототоваров, или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985)

(см. текст в предыдущей редакции)

"набор фототоваров" - формируемая участником оборота фототоваров совокупность товаров, включающая фототовары, объединенная общей потребительской упаковкой, имеющая код идентификации набора, код (коды) идентификации, входящий в состав набора фототоваров, и подлежащая реализации (продаже) с возможностью ее расформирования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985)

(см. текст в предыдущей редакции)

"оборот фототоваров" - ввоз в Российскую Федерацию, хранение, транспортировка, получение и передача фототоваров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации;

"оператор системы" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы мониторинга;

"перемаркировка фототоваров" - повторное нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или этикетку в соответствии с настоящими Правилами в связи с утратой или повреждением ранее нанесенных средств идентификации либо нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку или этикетку, располагаемую на такой потребительской упаковке, каждой единицы фототоваров, входящих в набор фототоваров, при расформировании такого набора фототоваров в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985)

(см. текст в предыдущей редакции)

"подсистема национального каталога маркированных товаров Российской Федерации" - подсистема информационной системы мониторинга, использующаяся для каталогизации и хранения информации о маркированных товарах и являющаяся единым источником кода товара;

"потребительская упаковка" - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки фототоваров, реализуемых конечному потребителю, и не выполняющая функцию транспортной упаковки;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2020 N 1795)

(см. текст в предыдущей редакции)

"производитель фототоваров" - юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, или аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство и реализацию фототоваров;

"протокол передачи данных" - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных;

"средство идентификации фототоваров" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящих Правил, для нанесения на потребительскую упаковку фототоваров или на этикетку;

"статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода)" - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации набора, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 44(1) настоящих Правил;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464; в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985)

(см. текст в предыдущей редакции)

"транспортная упаковка фототоваров" - упаковка, объединяющая потребительские упаковки фототоваров, используемая для хранения и транспортировки фототоваров в целях защиты их от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Транспортная упаковка может включать в себя транспортные упаковки меньшего размера (объема). При этом упаковка, объединяющая только потребительские упаковки, признается транспортной упаковкой фототоваров первого уровня, а последующие транспортные упаковки фототоваров разной степени вложенности, начиная с упаковок, содержащих исключительно транспортные упаковки фототоваров первого уровня, признаются транспортными упаковками фототоваров последующего (второго, третьего и так далее) уровня;

"универсальный корректировочный документ" - электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861)

(см. текст в предыдущей редакции)

"универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2022 N 1861)

(см. текст в предыдущей редакции)

"участники оборота фототоваров" - юридические лица, индивидуальные предприниматели и аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод фототоваров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота фототоваров, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2024 N 386)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретающих фототовары для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей) (за исключением случаев ввоза импортерами фототоваров в Российскую Федерацию);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2024 N 386)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказывающих при продаже фототоваров по образцам или дистанционным способом услуги почтовой связи в отношении почтовых отправлений с наложенным платежом или услуги доставки фототоваров потребителям либо выступающих платежными агентами, не осуществляющими оборот маркированных фототоваров (исключение не относится к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и аккредитованным филиалам иностранных юридических лиц в Российской Федерации, в том числе являющимся владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), при оказании ими в отношении одной единицы фототоваров комплекса услуг по складскому хранению, комплектации и (или) упаковке, в том числе с привлечением третьих лиц);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2024 N 386)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретающих либо реализующих (продающих) фототовары по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод фототоваров из оборота по таким сделкам);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2024 N 386)

(см. текст в предыдущей редакции)

"фототовары" - определенные Правительством Российской Федерации виды фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, а также наборы указанных фототоваров, соответствующих кодам по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - классификатор) 26.70.12, 26.70.14, 26.70.17.110, 27.40.31 и коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - товарная номенклатура) 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0), на которые распространяется действие настоящих Правил, реализуемые потребителю в потребительской упаковке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.11.2021 N 1985)

(см. текст в предыдущей редакции)

"этикетка" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о фототоваре, в том числе средств идентификации товара, прикрепляемый непосредственно к фототоварам или потребительской упаковке.

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации, регулирующим обязательную маркировку товаров средствами идентификации.

3. Действие настоящих Правил, помимо случаев, предусмотренных пунктом 3 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (далее - Общие правила маркировки товаров), не распространяется:

а) на фототовары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат фототоваров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) на фототовары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

в) на фототовары, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные на территории Российской Федерации участниками оборота фототоваров в качестве рекламных, маркетинговых образцов и не предназначенные для реализации (продажи);

г) на фототовары, ввозимые в Российскую Федерацию участниками оборота фототоваров, действующими в рамках договора комиссии (агентирования) по поручению иностранного производителя в целях исполнения спонсорских соглашений между иностранным производителем и юридическими и физическими лицами, и не предназначенные для реализации (продажи);

д) на фототовары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, при их транспортировке участником такой сделки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по территории Российской Федерации.

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2464)