Срок действия документа ограничен 1 сентября 2028 года.

IV. Правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему с учетом особенностей плавания автономных судов в акватории морского порта

IV. Правила плавания судов в акватории

морского порта и на подходах к нему с учетом

особенностей плавания автономных судов

в акватории морского порта

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. График расстановки и движения судов в морском порту утверждается капитаном морского порта ежедневно на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 25 настоящих Обязательных постановлений, и размещается по адресу в сети Интернет: www.pasp.ru.

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Движение судов на акватории морского порта и проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов системой управления движением судов (далее - СУДС). До начала движения судно должно запросить разрешение СУДС.

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. На акватории морского порта на участке от входных молов (пикет N 27а) до пикета N 15 осуществляется плавание судов длиной:

до 135 метров - круглосуточно при скорости ветра до 16 метров в секунду;

от 135 метров до 155 метров - круглосуточно в грузу - при скорости ветра до 15 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до 13 метров в секунду;

от 155 метров до 170 метров - круглосуточно в грузу при скорости ветра до 14 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до 12 метров в секунду, скорости попутного течения не более двух узлов;

от 170 метров до 185 метров - в светлое время суток в грузу при скорости ветра до 12 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до 10 метров в секунду, скорости попутного и встречного течения не более 1 узла;

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 185 метров до 200 метров - в светлое время суток в грузу при скорости ветра до 10 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до 8 метров в секунду, скорости попутного или встречного течения не более 1 узла.

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плавание паромов на акватории морского порта на участке от входных молов (пикет N 27а) до пикета N 15 осуществляется круглосуточно при скорости ветра до 14 метров в секунду, скорости попутного течения не более двух узлов.

В акватории терминала СПГ разрешается плавание судов длиной до 295 метров в светлое время суток при скорости ветра не более 12 метров в секунду.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

Плавание судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта и на подходах к нему, объектов инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота), осуществляется круглосуточно при скорости ветра не более 16 метров в секунду.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

Плавание автономных судов в акватории морского порта допускается только при наличии на борту лоцмана <6(2)> (для полностью автономных судов - лоцмана и представителя (представителей) владельца полностью автономного судна, имеющего (имеющих) соответствующую квалификацию <6(3)> по управлению судном и обеспечивающих его безопасное движение и швартовку).

(абзац введен Приказом Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

--------------------------------

<6(2)> Пункт 1 статьи 90 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

<6(3)> Статья 106.5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

(сноска введена Приказом Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

30. На акватории морского порта на участке от пикета N 15 до пикета N 222 осуществляется плавание судов:

длиной до 135 метров - круглосуточно при скорости ветра до 16 метров в секунду;

от 135 метров до 155 метров - круглосуточно в грузу при скорости ветра до 15 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до 13 метров в секунду;

от 155 метров до 170 метров - круглосуточно в грузу при скорости ветра до 13 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до десяти метров в секунду, скорости попутного течения не более двух узлов;

от 170 метров до 190 метров - в светлое время суток при скорости ветра до семи метров в секунду, скорости попутного или встречного течения не более одного узла (за исключением перешвартовки судов у причалов NN 1, 2 Волочаевское и NN 5 - 9 Волочаевское Светловского грузового района);

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

от 170 метров до 190 метров - круглосуточно при скорости ветра до семи метров в секунду, скорости попутного или встречного течения не более одного узла (при перешвартовке судов у причалов NN 1, 2 Волочаевское и NN 5 - 9 Волочаевское Светловского грузового района).

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

31. На акватории морского порта на участке от пикета N 222 до двухъярусного моста осуществляется плавание судов длиной:

до 120 метров - круглосуточно при скорости ветра до 16 метров в секунду;

от 120 метров до 135 метров - круглосуточно в грузу при скорости ветра до 16 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до 13 метров в секунду;

от 135 метров до 155 метров - в светлое время суток в грузу при скорости ветра до 13 метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до десяти метров в секунду;

от 155 метров до 170 метров - в светлое время суток в грузу при скорости ветра до десяти метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до восьми метров в секунду, скорости попутного течения не более двух узлов;

от 170 метров до 175 метров - в светлое время суток в грузу при скорости ветра до восьми метров в секунду, в балласте - при скорости ветра до шести метров в секунду, скорости попутного течения не более одного узла.

32. Для судов, имеющих дополнительную парусность из-за палубного груза, предельные скорости ветра, указанные в пунктах 29 - 31 настоящих Обязательных постановлений, уменьшаются на три метра в секунду от допустимого для судов такой же длины, не имеющих палубного груза.

Движение судов, осуществляющих буксировку барж по рекомендованным путям N 34 и N 35, разрешается при скорости ветра не более 10 метров в секунду.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

33. На акватории морского порта осуществляется плавание самоходных плавучих кранов:

при грузоподъемности крана до 100 тонн - круглосуточно при скорости ветра до десяти метров в секунду;

при грузоподъемности крана свыше 100 тонн - в светлое время суток при скорости ветра до десяти метров в секунду.

34. На акватории Калининградского морского канала суда осуществляют движение:

на вход с моря в морской порт - с 03.00 до 04.00 часов и с 15.00 до 16.00 часов;

на выход из морского порта - с 08.00 до 11.00 часов и с 20.00 до 23.00 часов.

35. Допускается расхождение в Калининградском морском канале при ветре до десяти метров в секунду и видимости более двух морских миль (далее - благоприятные метеорологические условия) круглосуточно по всему Калининградскому морскому каналу судам:

длиной до 20 метров и судам портового флота с судами длиной до 120 метров и с буксирами с лихтерами.

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для газовозов при следовании к терминалу СПГ и отходе от него устанавливается одностороннее движение по рекомендованному пути N 38а.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

36. Допускается расхождение на участке Калининградского морского канала от пикета N 10 до пикета N 222 при благоприятных метеорологических условиях круглосуточно судам с осадкой до четырех метров и длиной до 115 метров друг с другом.

37. Допускается расхождение судов в установленных районах ожидания и расхождения, приведенных в приложении N 4 к настоящим Обязательным постановлениям, при благоприятных метеорологических условиях круглосуточно.

38. Допускается расхождение в Калининградском морском канале при благоприятных метеорологических условиях в светлое время суток по всему Калининградскому морскому каналу судам:

длиной до 35 метров и судам портового флота с судами длиной до 135 метров;

длиной до 65 метров с судами длиной до 115 метров или самоходными плавучими кранами грузоподъемностью до 100 тонн.

39. Под воздушными линиями электропередач (пикеты N 343 - 345) могут проходить суда высотой не более 54 метров при нулевом уровне воды на ординаре.

40. Скорости движения судна в Калининградском морском канале не должны превышать:

для судов с осадкой до четырех метров - девять узлов;

для судов с осадкой от четырех до шести метров - восемь узлов;

для судов с осадкой от шести до семи метров - семь узлов;

для судов с осадкой более семи метров - шесть узлов.

На открытом участке Калининградского морского канала (между пикетами N 77 - 116) в Калининградском заливе скорость судна может быть увеличена относительно указанных выше на один узел.

Скорость движения газовозов при плавании в акватории терминала СПГ не должна превышать 6 узлов.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

41. Для всех маломерных и спортивных парусных судов на участке от двухъярусного моста до устья реки Преголя, а также в районах стоянки судов устанавливается:

ограничение по скорости до 13,5 узлов;

маршрут движения вдоль правого берега реки Преголя на расстоянии 20 метров от береговой черты, оставляя остров Коссе к югу.

42. Маломерные и спортивные парусные суда при плавании по Калининградскому морскому каналу должны держаться в стороне от фарватера.

Отклонение от маршрута следования, заход в гавани, подход к гидротехническим сооружениям порта, навигационным знакам, буям, а также подход к другим судам, за исключением судов, осуществляющих работы по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды, не допускается.

43. На акватории морского порта районами повышенной осторожности плавания являются районы якорных стоянок, приведенные в приложении N 4 к настоящим Обязательным постановлениям.

44. Движение парусных судов по Калининградскому морскому каналу разрешается только при помощи механической установки или на буксире.

45. Дноуглубительные суда, осуществляющие работы по дноуглублению Калининградского морского канала, обязаны освобождать судоходный фарватер и подходы к причалам порта для беспрепятственного прохода судов длиной свыше 35 метров.

46. Не допускается обгон и расхождение:

в пределах двух кабельтовых до и после траверза входных молов акватории морского порта (пикет N 27а) - всем судам, кроме рыболовных судов длиной до 35 метров, судов портового флота, лоцманских судов при обгоне и расхождении с судами длиной до 155 метров;

на участке от восточной оконечности северо-западной дамбы (траверз здания СУДС) до пикета N 2 Калининградского морского канала - всем судам.

47. Плавание по Калининградскому морскому каналу разрешается:

для судов длиной от 35 метров до 170 метров - при видимости не менее 6 кабельтовых;

для судов длиной более 170 метров - при видимости не менее 2 миль.

Плавание в акватории терминала СПГ газовозов разрешается при видимости не менее 2 миль.

На акватории Удаленного морского терминала Пионерский разрешается плавание:

судов длиной менее 35 метров - круглосуточно при скорости ветра менее 12 метров в секунду и видимости не менее 6 кабельтовых;

судов длиной от 35 метров до 120 метров - в светлое время суток при скорости ветра не более 10 метров в секунду и видимости не менее 1 морской мили;

буксирно-баржевых составов - в светлое время суток при скорости ветра не более 10 метров в секунду и видимости не менее 1 морской мили;

самоходных плавучих кранов - в светлое время суток при скорости ветра не более 10 метров в секунду и видимости не менее 1 морской мили.

(п. 47 в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. При видимости менее 1 морской мили СУДС осуществляет в акватории морского порта обязательное оказание помощи в судовождении для судов с опасными грузами, пассажирских судов и судов, имеющих неисправность технических средств и другие ограничения, влияющие на безопасность.

(п. 48 в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. Заход и выход судов длиной от 175 метров до 185 метров на участок, примыкающий к акватории судостроительного завода "Янтарь", допускается в светлое время суток при совокупности условий:

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

ветров южных и северных направлений - до трех метров в секунду; ветров западных и восточных направлений - до пяти метров в секунду;

попутных течений - не более 0,5 узла; встречных течений - не более одного узла и видимости - не менее двух морских миль.

Движение по Калининградскому морскому каналу к востоку от пикета N 222 осуществляется в обеспечении двух буксиров общей мощностью не менее 2942 киловатт.

50. Плавание по Калининградскому морскому каналу судов длиной более 135 метров восточнее пикета N 222 допускается только в светлое время суток.

51. От обязательной лоцманской проводки судов в районах обязательной лоцманской проводки судов освобождаются:

суда длиной менее 35 метров;

суда портового флота, дноуглубительные суда, суда прибрежного плавания;

суда-бункеровщики валовой вместимостью менее 600 - круглосуточно;

суда-бункеровщики валовой вместимостью более 600 - в светлое время суток.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

(см. текст в предыдущей редакции)

52. Если судно не начало движение в течение 20 минут от назначенного времени, разрешение на начало движения запрашивается судном повторно.

53. Выход судов на фарватер Ф-35, на участке Калининградского морского канала от входных молов (пикета N 27а) до пикета N 350 осуществляется с разрешения капитана морского порта, полученного через СУДС.

54. Суда, которые намерены отойти от причалов или выйти на фарватер Калининградского морского канала на участке от пикета N 350 до двухъярусного моста города Калининграда, должны запросить разрешение у капитана морского порта. На участке от двухъярусного моста до пикета N 350 все суда и корабли должны поддерживать связь со службой контроля судоходства и управления судоходством (далее - СКУС).

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

55. Подход судов к пирсу N 50 судоремонтного завода N 33 и отход судов от него осуществляются только в светлое время суток.

56. Вход в гавань Товарной протоки и выход из нее разрешается:

судам длиной 100 метров и менее - круглосуточно;

судам длиной более 100 метров - в светлое время суток.

Вход в гавань Светловского судоремонтного завода и выход из нее разрешается:

судам длиной 120 метров и менее - круглосуточно;

судам длиной более 120 метров - в светлое время суток.

(п. 56 в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

57. Буксировка в акватории морского порта осуществляется:

несамоходных судов длиной менее 65 метров - круглосуточно при скорости ветра не более 14 метров в секунду;

несамоходных судов длиной от 65 метров до 100 метров - круглосуточно при скорости ветра не более 12 метров в секунду;

несамоходных судов длиной от 100 метров и более до 135 метров - в светлое время суток при скорости ветра не более 10 метров в секунду;

несамоходных судов длиной от 135 метров до 190 метров - в светлое время суток при скорости ветра не более 7 метров в секунду.

(п. 57 в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

58. Допускается одновременная буксировка несамоходных судов, за исключением нефтеналивных судов, не более чем по два судна с таким расчетом, чтобы длина сформированного каравана не превышала 100 метров, а ширина - 30 метров.

59. При швартовных операциях танкеров длиной более 120 метров у рейдового причала пикета N 40 и у плавпричала нефтяного терминала в районе пикета N 38 (пункт Восточный) использование буксиров является обязательным.

При швартовных операциях газовозов у терминала СПГ использование буксиров обязательно.

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

60. Швартовные операции у причала пикета N 40 в темное время суток разрешаются только при включенном освещении причала.

Нахождение людей на переходных мостиках, за исключением швартовных команд, во время швартовых операций не допускается.

61. Буксирное обеспечение обязательно для:

танкеров на участке от/до судоходного фарватера Калининградского морского канала до/от причалов нефтетерминала, расположенного на северном берегу Калининградского морского канала в районе между пикетами N 194 - 202, к причалу городской электростанции в районе между пикетами N 148 - 154;

судов длиной более 170 метров и осадкой более 8 метров от пикета N 6а до пикета N 222;

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

швартовных операций судов водоизмещением свыше 4500 тонн или длиной свыше 110 метров к причалу ЦПР, сведения о котором приведены в приложении N 2 к настоящим Обязательным постановлениям;

(в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

судов, на которых устранены неисправности после аварийной остановки главных двигателей или выхода из строя рулевого устройства, либо выходящих после ремонта главного двигателя или рулевого устройства;

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

судов длиной от 85 до 120 метров при швартовных операциях в Балтийском грузовом районе при наличии течения скоростью 2 узла и более (указанные суда обеспечиваются одним буксиром мощностью не менее 850 киловатт).

(абзац введен Приказом Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

62. При входе в акваторию терминала СПГ и выходе из нее газовозов запрещается движение всех судов, кроме судов, обеспечивающих вход и выход газовозов.

При следовании газовозов к терминалу СПГ и в акватории терминала СПГ, всем судам, кроме судов, обеспечивающих движение газовозов, запрещается подходить к газовозу ближе:

1,5 мили впереди по курсу газовоза;

1 мили позади газовоза;

0,5 мили с правого и левого бортов газовоза.

(п. 62 в ред. Приказа Минтранса России от 20.10.2022 N 425)

(см. текст в предыдущей редакции)

63. Морские агенты, судовладельцы, капитаны судов или внешние капитаны автономных судов должны подавать заявки на буксирное обеспечение с учетом времени, необходимого для подхода буксира.

(п. 63 в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

(см. текст в предыдущей редакции)

64. Перетяжка судна вдоль причала более чем на одну длину судна или с выходом на судоходный фарватер, а также разворот судна у причала для смены борта загрузки и разгрузки осуществляются с лоцманом на борту.

65. Перестановка судов с выведенными из эксплуатации главными двигателями, рулевым или якорным устройствами осуществляется только с помощью буксиров.

66. О готовности причала к швартовным операциям оператор причала сообщает капитану морского порта.

67. Швартовная операция одного судна к борту другого судна согласовывается с капитаном судна (внешним капитаном автономного судна), стоящего у причала.

(в ред. Приказа Минтранса России от 27.12.2023 N 441)

(см. текст в предыдущей редакции)

Стоящее у причала судно, давшее согласие на швартовку к его борту другого судна, должно подготовить борт судна к швартовке, не допускать крена в сторону борта швартовки и обеспечить безопасную швартовку.

68. Швартовные тумбы должны иметь нумерацию с указанием расстояния до соседних тумб.

69. При швартовке судов к причалам Вольной и Индустриальной гаваней следует соблюдать осторожность, так как береговые краны расположены на расстоянии 0,9 метра от причальной линии.

70. Перевозка пассажиров с судна на берег и с берега на судно может выполняться только на судах, предназначенных для таких перевозок.

70(1) Плавание автономных судов осуществляется в соответствии с настоящей главой и главой VI.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

(п. 70(1) введен Приказом Минтранса России от 27.12.2023 N 441)