1. Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - Методика) определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - работ по сохранению объектов культурного наследия) на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.
2. Согласно пункту 30 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - сметная стоимость строительства) - расчетная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства и применению в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Положения Методики применяются при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Сметная стоимость строительства определяется сметой на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, разрабатываемой в составе проектной документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение N 87), сметой на работы по сохранению объектов культурного наследия, разрабатываемой в составе проектной документации по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с документами в области стандартизации, устанавливающими основные требования к такой проектной документации, разрабатываемыми в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", сметой на снос объекта капитального строительства, прилагаемой к проекту организации работ по сносу объекта капитального строительства, в соответствии с Требованиями к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 509 (далее - смета на строительство).
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В сметной стоимости строительства учитываются затраты, подлежащие определению на этапе архитектурно-строительного проектирования, затраты на формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции, затраты на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной и рабочей документации, затраты по подготовке сметы на снос объекта капитального строительства, в том числе стоимость строительных работ, стоимость ремонтно-строительных работ (при выполнении работ по капитальному ремонту), стоимость ремонтно-реставрационных работ (при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия), работ по монтажу и капитальному ремонту оборудования (далее - строительно-монтажные работы, СМР), стоимость оборудования, стоимость прочих затрат, в том числе пусконаладочных работ.
Затраты застройщика, технического заказчика, лица, обеспечивающего или осуществляющего подготовку обоснования инвестиций, и (или) лица, ответственного за эксплуатацию объекта капитального строительства, на формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции учитываются в случае, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 57.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Стоимость строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ включает прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль, а также для строительно-монтажных работ иные виды затрат, относимые в сметной документации на их стоимость.
Прямые затраты учитывают сметную стоимость материалов, изделий, конструкций (далее - материальные ресурсы), оплату труда рабочих, работников-исполнителей реставрационных работ, пусконаладочного персонала, стоимость эксплуатации машин и механизмов, оплату труда рабочих, управляющих машинами (далее - машинисты), а также стоимость перевозки и погрузочно-разгрузочных работ, не относимых на стоимость материальных ресурсов.
(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
Накладные расходы и сметная прибыль определяются в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - ФРСН).
(п. 6 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Смета на строительство разрабатывается с использованием сметных нормативов, а также единичных расценок и их отдельных составляющих, нормативных затрат на проектные работы и нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям, сведения о которых включены в ФРСН.
(п. 7 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. При определении сметной стоимости применяются:
а) сметные нормы, в том числе: сметные нормы на строительные работы (далее - ГЭСН), сметные нормы на ремонтно-строительные работы (далее - ГЭСНр), сметные нормы на монтаж оборудования (далее - ГЭСНм), сметные нормы на капитальный ремонт оборудования (далее - ГЭСНмр), сметные нормы на пусконаладочные работы (далее - ГЭСНп), сметные нормы на ремонтно-реставрационные работы (далее - ГЭСНрр);
б) федеральные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе: федеральные единичные расценки на строительные работы (далее - ФЕР), федеральные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (далее - ФЕРр), федеральные единичные расценки на монтаж оборудования (далее - ФЕРм), федеральные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования (далее - ФЕРмр), федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы (далее - ФЕРп), федеральные единичные расценки на ремонтно-реставрационные работы (далее - ФЕРрр), цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (далее - ФССЦ), расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (далее - ФСЭМ-2001), цены на перевозку грузов для строительства (далее - ФССЦпг);
(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) территориальные единичные расценки и отдельные их составляющие, в том числе: территориальные единичные расценки на строительные работы (далее - ТЕР), территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (далее - ТЕРр), территориальные единичные расценки на монтаж оборудования (далее - ТЕРм), территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования (далее - ТЕРмр), территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы (далее - ТЕРп), территориальные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (далее - ТССЦ), территориальные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (далее - ТСЭМ), территориальные цены на перевозку грузов для строительства (далее - ТССЦпг);
г) отраслевые сметные нормы и единичные расценки;
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов и на материальные ресурсы и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен, сложившемся на определенную дату (далее - базисный уровень цен).
(пп. "д" введен Приказом Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
9. Сметная стоимость строительства определяется в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации (далее - текущий уровень цен), а также в случае, указанном в подпункте "б" пункта 10 Методики, - в базисном уровне цен.
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Сметная стоимость строительства определяется:
а) ресурсным методом - с использованием сметных норм и сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, а также иной информации, используемой для определения сметной стоимости строительства, размещенных в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, созданной в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 959 (далее - ФГИС ЦС);
б) базисно-индексным методом - с применением к сметной стоимости строительства, определенной с использованием единичных расценок и их отдельных составляющих, сведения о которых включены в ФРСН, разработанных в базисном уровне цен, соответствующих индексов изменения сметной стоимости, а также с учетом иной информации, используемой для определения сметной стоимости строительства, размещенной в ФГИС ЦС.
В случае, если при определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом в ФЕР, ФЕРр, ФЕРм, ФЕРмр и ФЕРп отсутствуют единичные расценки на отдельные виды работ, сметную стоимость таких работ допускается определять с использованием сметных норм, разработанных для применения ресурсно-индексным и ресурсным методами, сведения о которых включены в ФРСН, а также сметных цен строительных ресурсов.
При этом оплата труда рабочих и пусконаладочного персонала, а также оплата труда машинистов для машин, отсутствующих в ФСЭМ-2001, в текущем уровне цен определяется на основании информации о сметных ценах на затраты труда рабочих, машинистов и пусконаладочного персонала, размещенной в ФГИС ЦС, а при ее отсутствии в соответствии с пунктом 5 Методики определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве, утвержденной приказом Минстроя России от 1 июля 2022 г. N 534/пр (зарегистрирован Минюстом России 28 октября 2022 г., регистрационный N 70763).
Расценки на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются на основании ФСЭМ-2001.
При отсутствии в ФСЭМ-2001 расценок на эксплуатацию машин и механизмов расценки на такие машины и механизмы в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются с использованием сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в текущем уровне цен, размещенных в ФГИС ЦС, для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство.
При отсутствии в ФГИС ЦС сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в текущем уровне цен для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство, расценки на эксплуатацию машин и механизмов, отсутствующих в ФСЭМ-2001, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются с использованием сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г., включенных в сборник сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. (далее - ФСЭМ-2022), с учетом индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, информация о которых размещена в ФГИС ЦС.
При отсутствии в ФГИС ЦС сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в текущем уровне цен, а также информации об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство, расценки на эксплуатацию машин и механизмов, отсутствующих в ФСЭМ-2001, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются с использованием сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. с учетом коэффициента инфляции, действующего для уровня цен квартала определения сметной стоимости строительства (далее - дата составления сметной документации). Указанный коэффициент инфляции определяется путем извлечения корня четвертой степени из величины годового прогнозного индекса цен производителей "Продукция машиностроения (26, 27, 28, 29, 30, 33)" по строке "ИЦП", представленного в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год, разрабатываемого в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и применяется поквартально. При этом величина такого коэффициента инфляции определяется от 1 января 2022 г. до даты составления сметной документации.
Сметные цены на материальные ресурсы и оборудование в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются на основании ФССЦ.
При отсутствии в ФССЦ сметных цен на материальные ресурсы и оборудование сметные цены на такие материальные ресурсы и оборудование в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются с использованием сметных цен на материальные ресурсы и оборудование в текущем уровне цен, размещенных в ФГИС ЦС, для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство.
При отсутствии в ФГИС ЦС сметных цен на материальные ресурсы и оборудование в текущем уровне цен для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство, сметные цены на материальные ресурсы и оборудование, отсутствующие в ФССЦ, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются с использованием сметных цен на материальные ресурсы и оборудование, включенных в сборник сметных цен на материальные ресурсы и оборудование в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. (далее - ФСБЦ-2022), с учетом индексов изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов, информация о которых размещена в ФГИС ЦС.
При отсутствии в ФГИС ЦС сметных цен на материальные ресурсы и оборудование в текущем уровне цен, а также информации об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство, сметные цены на материальные ресурсы и оборудование, отсутствующие в ФССЦ, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. определяются по решению заказчика одним из следующих способов:
с использованием сметных цен на материальные ресурсы и оборудование в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2022 г. с учетом коэффициента инфляции на дату составления сметной документации. Указанный коэффициент инфляции определяется путем извлечения корня четвертой степени из величины годового прогнозного индекса цен производителей по отрасли "Строительство" по строке "ИЦП", представленного в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год, разрабатываемого в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", а при отсутствии названного прогноза на дату составления сметной документации - в составе основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год, разрабатываемого в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", и применяется поквартально. При этом величина такого коэффициента инфляции определяется от 1 января 2022 г. до даты составления сметной документации;
в соответствии с пунктом 13 Методики.
Приведение затрат на оплату труда рабочих, машинистов и пусконаладочного персонала, стоимости эксплуатации машин и механизмов, стоимости материальных ресурсов и оборудования, определенных в соответствии с настоящим подпунктом в текущем уровне цен для субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется строительство, в базисный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. осуществляется обратным счетом путем деления их стоимости в текущем уровне цен на индекс изменения сметной стоимости в соответствии с пунктами 11 и 45 Методики.
Приведение стоимости эксплуатации машин и механизмов, материальных ресурсов и оборудования, определенной в соответствии с настоящим подпунктом в текущем уровне цен с использованием коэффициентов инфляции, в базисный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. осуществляется обратным счетом путем деления их стоимости в текущем уровне цен на индекс изменения сметной стоимости в соответствии с пунктами 11 и 45 Методики, выбранный для Московской области.
Приведенная в базисный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г. сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов определяется с добавлением оплаты труда машинистов, приведенной в базисный уровень цен по состоянию на 1 января 2000 г.
Учет в сметной документации стоимости отдельных видов работ, определенной расчетом с использованием сметных норм, разработанных для применения при ресурсно-индексном и ресурсном методах определения сметной стоимости строительства, сведения о которых включены в ФРСН, выполняется в соответствии с пунктом 38 Методики.
Особенности определения сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования приведены в главе XII Методики;
в) ресурсно-индексным методом - с использованием сметных норм, сметных цен строительных ресурсов в базисном уровне цен и одновременным применением сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, информации об индексах изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов и с учетом иной информации, используемой для определения сметной стоимости строительства, размещенных в ФГИС ЦС.
(п. 10 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. При определении сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом, в случае отсутствия сметных цен строительных ресурсов в текущем уровне цен в ФГИС ЦС, применяются индексы, указанные в подпунктах "г" - "ж" настоящего пункта Методики. Сметная стоимость строительства базисно-индексным или ресурсно-индексным методами определяется с применением индексов изменения сметной стоимости, сведения о которых последними включены в ФРСН, в том числе:
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) индексы изменения сметной стоимости по видам объектов капитального строительства (далее - индексы по видам объектов), в том числе: рассчитываемые для применения к сметной оплате труда, к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов, к сметной стоимости материальных ресурсов (далее соответственно - элементы прямых затрат, индексы к элементам прямых затрат), рассчитываемые для применения к сметной стоимости строительно-монтажных работ (с учетом накладных расходов и сметной прибыли) (далее - индексы к СМР) в целом по объекту капитального строительства;
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения по видам (комплексам) работ (далее - индексы по видам (комплексам) работ), а также по видам затрат при строительстве;
в) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к единичным расценкам или к стоимости элементов прямых затрат единичных расценок (далее - индексы к расценкам, индексы к элементам прямых затрат расценок);
г) индексы изменения сметной стоимости строительства по группам однородных строительных ресурсов.
Номенклатура однородных групп строительных ресурсов, входящих в однородные группы строительных ресурсов, определяется по перечню строительных ресурсов, учтенных классификатором строительных ресурсов, формируемым Минстроем России в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1452 "О мониторинге цен строительных ресурсов" (далее соответственно - КСР, Постановление N 1452), и учтенных при формировании сметных цен на эксплуатацию машин и механизмов, на материальные ресурсы и оборудование, применяемые в строительстве, в базисном уровне цен;
(пп. "г" в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) индексы изменения сметных цен на перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом по соответствующим типам автотранспортных средств (далее - индексы на перевозку);
е) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к сметной стоимости оборудования (далее - индексы к оборудованию);
ж) индексы изменения сметной стоимости, рассчитываемые для применения к сметной стоимости отдельных видов прочих работ и затрат, обеспечивающих процессы строительства, не относимых на стоимость строительно-монтажных работ, оборудования, мебели и инвентаря.
(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
При определении сметной стоимости строительства базисно-индексным методом пересчет стоимости отдельных строительных ресурсов, величин накладных расходов и сметной прибыли из базисного в текущий уровень цен с применением индексов к СМР, используемых при пересчете сметной стоимости строительства в целом по объекту, а также индексов к элементам прямых затрат, рассчитываемых для применения к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов и к сметной стоимости материальных ресурсов, не допускается.
(абзац введен Приказом Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр; в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Выбор сметных нормативов, единичных расценок и составляющих единичных расценок для определения стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ осуществляется исходя из соответствия технологии производства работ, принятой в проектной и (или) иной технической документации, состава работ, перечня, характеристик и расхода строительных ресурсов, учтенных сметными нормами.
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. При отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметных ценах в базисном или текущем уровне цен на отдельные материальные ресурсы и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах (далее - конъюнктурный анализ). Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком (далее - заказчик).
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Для проведения конъюнктурного анализа используется информация из открытых и (или) официальных источников о текущих ценах (в частности, печатные издания, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), подтверждаемая обосновывающими документами, подписанными производителями и (или) поставщиками соответствующих материальных ресурсов и оборудования (работ, услуг) и (или) заверенными подписями уполномоченного лица производителей и (или) поставщиков, при использовании обосновывающих документов из открытых источников - подписанные уполномоченным лицом заказчика, в том числе для:
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) материальных ресурсов и оборудования: подлинниками (при наличии) или копиями прейскурантов, коммерческих предложений, технико-коммерческих предложений (далее - ТКП), расчетно-калькуляционных цен (далее - РКЦ), цен офсетных контрактов, счетов на оплату товаров, счетов-фактур, а также информацией, принятой по данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используемой при проведении конъюнктурного анализа;
(пп. "а" в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) прочих затрат: результатами конкурсов, аукционов, данными Федеральной службы государственной статистики, данными о тарифах, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, копиями или оригиналами (при наличии) данных о ценах и тарифах, размещаемых в форме публичной оферты, коммерческих предложений или ТКП, счетов на оплату товаров (работ, услуг), счетов-фактур не менее 3 (трех) (при наличии) производителей и (или) поставщиков услуг, в случаях, когда законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование стоимости соответствующих услуг.
(см. текст в предыдущей редакции)
Обосновывающие стоимость в текущих ценах документы должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.
Конъюнктурный анализ проводится по данным производителей (поставщиков) соответствующего субъекта Российской Федерации (части территории субъекта Российской Федерации), на территории которого осуществляется строительство. Для субъектов Российской Федерации (частей территорий субъектов Российской Федерации), на рынке которых не представлены необходимые материальные ресурсы и оборудование, допускается проведение конъюнктурного анализа по данным производителей (поставщиков), расположенных в других субъектах Российской Федерации (частях территории субъекта Российской Федерации), с учетом стоимости доставки до объекта строительства, рассчитанной в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН, или согласно положениям пункта 91 настоящей Методики.
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
При выполнении конъюнктурного анализа с использованием в качестве обосновывающих документов счетов на оплату товаров (работ, услуг), счетов-фактур допускается использование не более одного такого документа для отдельного материального ресурса или оборудования, сметная цена которого отсутствует в ФГИС ЦС, а также отдельного вида работ или услуг.
(абзац введен Приказом Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
15. В документах, обосновывающих стоимость в текущем уровне цен соответствующих материальных ресурсов, оборудования и отдельных видов работ и услуг, предоставляемых производителями (поставщиками) или формируемых на основании данных из открытых и (или) официальных источников, указанных в пункте 14 Методики, должна содержаться следующая информация: наименование производителя (поставщика), его идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), контактные данные, сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), об исполнителе (исполнителях) (при наличии) такого обосновывающего документа с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, а также о дате составления документа, дате и (или) сроках действия ценовых предложений, об учете (или не учете) в ценах отдельных затрат (в частности, на перевозку, шефмонтаж, шефналадку) и налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
(п. 15 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Данные, указанные в пункте 15 Методики, отсутствующие в документах, обосновывающих стоимость в текущем уровне цен соответствующих материальных ресурсов, оборудования, отдельных видов работ и услуг, могут быть дополнены и подписаны уполномоченным лицом заказчика при оформлении обоснований результатов конъюнктурного анализа.
(п. 16 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. В ТКП помимо данных, указанных в пунктах 15 и 16 Методики, приводится информация о стоимости материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг с указанием единицы измерения, валюты расчета, курса пересчета (в случае использования ценовой информации в валюте иностранного государства). ТКП заверяются подписями и печатями (при наличии) уполномоченных лиц производителей с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Характеристики материальных ресурсов, оборудования, работ и услуг, содержащиеся в ТКП, должны соответствовать решениям и мероприятиям проектной и рабочей документации.
18. РКЦ, предоставляемые производителями, расположенными на территории Российской Федерации, содержат следующие статьи затрат:
а) затраты на приобретение материалов, комплектующих и полуфабрикатов, определяемые по актуальным текущим отпускным ценам, представленным производителями материальных ресурсов;
б) транспортные расходы (включая погрузочно-разгрузочные работы) и заготовительно-складские расходы (при наличии таких расходов), определяемые расчетом;
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) затраты на оплату труда с учетом страховых взносов и время работы оборудования (машин и механизмов), которые определяются расчетом в соответствии с техническими характеристиками оборудования (машин, механизмов). Потребность в затратах труда и времени работы оборудования (машин и механизмов) учитывается в соответствии с технологией производства работ, а их расход обосновывается действующими нормативами и (или) технической документацией на изготовление оборудования. При расчете часовых ставок оплаты труда должны быть использованы данные о среднемесячной заработной плате, сложившиеся в организации производителя;
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) затраты на приобретение энергоресурсов по тарифам, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) общепроизводственные и общехозяйственные расходы (накладные расходы), затраты на амортизацию, которые формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете. Предоставляется расшифровка каждой статьи затрат или указывается только планируемая доля (норма) данных расходов;
е) прибыль (норма прибыли), предусмотренная учетной политикой производителя.
19. Для обоснования РКЦ формируется комплект расчетно-калькуляционных материалов (далее - РКМ). Типовой комплект РКМ включает в себя:
а) расшифровки понесенных прямых затрат на изготовление единицы продукции, включая обоснование принятой при расчете РКЦ нормы прибыли;
б) информацию о расходе материалов и изделий (в физических единицах измерения);
в) расшифровки принятых в РКЦ накладных расходов и амортизации;
г) первичные бухгалтерские учетные документы, подтверждающие стоимость материалов (сырья, комплектующих) (прейскуранты, коммерческие предложения, счета-фактуры).
(в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Для подтверждения указанных расчетов к РКМ могут прилагаться или запрашиваться дополнительно следующие документы:
б) уровень нормируемой среднемесячной заработной платы работников производителя;
в) документы, подтверждающие размер накладных расходов производителя;
г) справка о выпуске продукции за отчетный период в стоимостном и количественном выражении;
д) первичные бухгалтерские учетные документы, подтверждающие размер понесенных затрат;
е) технологическая документация, подтверждающая расчет стоимости материальных ресурсов и трудозатрат.
21. Указанные в пункте 19 Методики документы должны быть заверены подписями и печатями (при наличии) уполномоченных лиц производителей и соответствовать требованиям законодательства о бухгалтерском учете Российской Федерации.
Указанные требования не предъявляются к РКЦ, предоставляемым производителями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, которые оформляются в свободной форме, позволяющей идентифицировать характеристики оборудования на предмет соответствия проектным решениям, заверяются подписями и печатями (при наличии) уполномоченных лиц производителей или заказчиком.
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
22. В случае определения сметной стоимости строительства одновременно в двух уровнях цен: текущем и базисном, сметная стоимость отдельных видов работ и услуг, а также сметных цен материальных ресурсов и оборудования, текущая стоимость которых получена в соответствии с положениями пунктов 13 - 21 Методики по результатам конъюнктурного анализа, определяется в базисном уровне цен как отношение их стоимости в текущем уровне цен к соответствующим индексам изменения сметной стоимости, примененным при составлении сметной документации.
(в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
23. Материальным ресурсам и оборудованию, отпускная цена которых в текущем уровне цен определена в соответствии с пунктами 13 - 21 Методики, присваивается код, состоящий из буквенного обозначения "ТЦ" и шести групп цифр, разделенных знаками нижнего подчеркивания: первая группа цифр соответствует коду группы КСР, состоящей из четырех групп цифр, к которой относится строительный ресурс; вторая группа цифр соответствует коду субъекта Российской Федерации, на территории которого находится производитель (поставщик); третья группа цифр содержит данные об ИНН производителя (поставщика); четвертая группа цифр соответствует уровню ценовых показателей (в формате ДД.ММ.ГГГГ) согласно обосновывающим отпускную цену документам; пятая группа цифр содержит указание на учет в отпускной цене затрат на перевозку строительного ресурса (01 - с учетом затрат на перевозку до приобъектного склада; 01-1 - с учетом затрат на перевозку до промежуточной точки по маршруту перевозки, когда требуется включение затрат на перевозку до приобъектного склада по расчету дополнительно; 02 - без учета затрат на перевозку); в шестой группе цифр приводится пункт по порядку кодируемого материального ресурса или оборудования.
(п. 23 в ред. Приказа Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
23.1. Отдельным видам работ и услуг, сметная стоимость которых в текущем уровне цен определена в соответствии с пунктами 13 - 21 Методики, присваивается код, состоящий из буквенного обозначения "ТЦ" и четырех групп цифр, разделенных знаками нижнего подчеркивания: первая группа цифр соответствует коду субъекта Российской Федерации, на территории которого находится производитель (поставщик); вторая группа цифр содержит данные об ИНН производителя (поставщика); третья группа цифр соответствует уровню ценовых показателей (в формате ДД.ММ.ГГГГ) согласно обосновывающим сметную стоимость документам; в четвертой группе цифр приводится пункт по порядку кодируемого вида работ или услуг.
(п. 23.1 введен Приказом Минстроя России от 30.01.2024 N 55/пр)
24. Вместо кода группы допускается указывать код раздела (части, книги) с указанием нулей в недостающих группах цифр, например, 64.4.00.00. Для материальных ресурсов и оборудования, не подлежащих включению в КСР, вместо кода группы указывается следующая комбинация цифр: 101 - для технологического оборудования, 102 - для материальных ресурсов индивидуального изготовления, 103 - для инженерного оборудования индивидуального изготовления, 104 - для производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели, 105 - для лабораторного оборудования, 106 - для транспортных средств, 107 - для инструмента, используемого в целях осуществления технологических процессов.
(п. 24 в ред. Приказа Минстроя России от 07.07.2022 N 557/пр)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей