Срок действия документа ограничен 31 декабря 2026 года.

VIII. Содействие занятости, повышение квалификации и закрепление профессиональных кадров

VIII. Содействие занятости, повышение квалификации

и закрепление профессиональных кадров

8.1. Министерство просвещения Российской Федерации:

8.1.1. Содействует проведению государственной политики в области занятости, дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки, трудоустройства выпускников, оказания эффективной помощи педагогическим и научным работникам из числа молодежи в профессиональной и социальной адаптации и координирует работу организаций по эффективному использованию кадровых ресурсов.

8.1.2. Анализирует кадровый состав и потребность в кадрах образовательных организаций высшего образования, в том числе с целью актуализации контрольных цифр приема (КЦП), профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования, потребность в получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования.

8.1.3. Координирует деятельность образовательных организаций, направленную на обеспечение современного развития кадрового потенциала сферы образования, рынка педагогического труда, на востребованность и конкурентоспособность педагогической профессии, на формирование позитивного образа преподавателя, учителя в общественном сознании.

8.1.4. Определяет формы поощрения и общественного признания достижений работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения (заслуги) в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функций по оказанию государственной услуги и управлению государственным имуществом в сфере ведения Министерства просвещения Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации исходит из того, что согласно приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 1 июля 2021 г. N 400 "О ведомственных наградах Министерства просвещения Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2021 г., регистрационный N 64798) к награждению ведомственными наградами могут быть представлены работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, государственные гражданские и муниципальные служащие, работники аппарата Профсоюза и его региональных (межрегиональных) и территориальных организаций, а также иные категории лиц, имеющие заслуги в установленной сфере деятельности и отвечающие требованиям, установленным для представления к каждой из наград.

Отсутствие у кандидатов наград, установленных в субъекте Российской Федерации, не является основанием для отказа при представлении к награждению ведомственными наградами.

При определении количества лиц, ежегодно представляемых к награждению по конкретным организациям (органам), учитывается мотивированное мнение соответствующих первичных, территориальных и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования.

8.1.5. Принимает меры по повышению социального и профессионального статуса педагогических работников, в том числе относящихся к профессорско-преподавательскому составу, научным работникам, качества кадрового потенциала образовательных организаций, по созданию необходимых безопасных и комфортных условий труда для работников сферы образования.

8.1.6. Информирует Профсоюз не менее чем за три месяца о решениях, влекущих возможные массовые увольнения работников организаций, их числе, категориях и сроках проведения мероприятий по высвобождению работников.

8.2. Стороны считают, что при изменении типа, организационно-правовой формы, ликвидации организаций, сокращении численности или штата работников организаций и в других случаях Профсоюз представляет и защищает права и интересы членов Профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников, независимо от их членства в Профсоюзе.

8.3. Стороны совместно:

8.3.1. Принимают меры по созданию автоматизированной базы данных о работающих в системе образования лицах, имеющих почетные звания "Заслуженный учитель Российской Федерации" и "Народный учитель Российской Федерации"; по проведению широкого общественно-профессионального обсуждения с целью актуализации критериев выявления кандидатов на награждение почетным званием "Народный учитель" и популяризации этого звания в педагогическом сообществе, а также среди руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

8.3.2. Разрабатывают предложения по внесению изменений в статут почетного звания "Заслуженный учитель Российской Федерации", утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099, с целью расширения категорий педагогических работников, которым может быть присвоено это звание.

8.3.3. Разрабатывают предложения по совершенствованию ведомственной наградной системы в части расширения перечня ведомственных наград, в том числе за счет ранее применявшихся; а также путем введения в этот перечень наград для молодых учителей и ветеранов просвещения.

8.3.4. Ежегодно рассматривают вопросы занятости, подготовки, получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки работников (в том числе высвобождаемых), трудоустройства выпускников образовательных организаций.

8.3.5. Не допускают принятия решений, которые могут повлечь массовые сокращения работников при проведении структурных преобразований в сфере образования.

8.3.6. Принимают участие в разработке организационных мер, предупреждающих массовое сокращение численности работников организаций.

8.3.7. В целях достижения социального эффекта по результатам реализации направлений государственной политики развития образования принимают участие в разработке мер по:

а) обновлению и качественному совершенствованию кадрового состава системы образования;

б) совершенствованию порядка и условий реализации программы "Земский учитель";

в) снижению текучести кадров в сфере образования, повышению уровня квалификации профессорско-преподавательского состава и научных кадров (увеличение количества профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и звания, увеличение количества преподавателей, получивших дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки);

г) недопущению проведения в течение учебного года штатно-организационных мероприятий, направленных на сокращение численности или штата работников образовательных организаций;

д) созданию условий для академической мобильности;

е) реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года, в том числе в ведущих российских и зарубежных образовательных организациях, научно-образовательных центрах;

ж) совершенствованию методики оценки труда учителя;

з) развитию автоматизированных систем оценки и анализа качества образования, способствующих сокращению избыточной отчетности педагогических работников, в том числе по результатам проводимых оценочных процедур качества образования.

8.4. Стороны договорились совместно принимать меры по развитию системы работы по популяризации педагогической профессии, ранней профориентации, выявлению талантливых обучающихся общеобразовательных организаций, проявляющих интерес к педагогической профессии и, в частности:

а) обеспечить разработку комплексной программы мер по развитию профориентационной работы в сфере образования с обучающимися общеобразовательных организаций, включая введение профессионального экзамена (творческого конкурса) для абитуриентов, поступающих в педагогические вузы; принимать меры для придания этой программе статуса государственной программы;

б) обеспечивать проведение региональных этапов Российской психолого-педагогической олимпиады им. К.Д. Ушинского для обучающихся общеобразовательных организаций и направление победителей для участия в федеральном этапе олимпиады;

в) использовать возможности организации профильных смен и направлений работы в Международном детском центре "Артек", Всероссийских детских центрах "Орленок", "Смена", "Океан", федеральной территории "Сириус" для проведения работы по ранней профориентации школьников на педагогическую профессию во взаимодействии с Советом молодых педагогов и Студенческим координационным советом, созданными при Центральном Совете Профсоюза;

г) развивать Всероссийское движение "Педагогический навигатор" по ранней профориентации по направлению "педагогические специальности" среди обучающихся 5 - 11 классов образовательных организаций; учредить Всероссийский конкурс обучающихся общеобразовательных организаций "Учитель в будущем";

д) содействовать развитию Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых".

8.5. Министерство просвещения Российской Федерации и Профсоюз совместно участвуют в совершенствовании порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и методики ее проведения.

8.6. Стороны договорились:

8.6.1. Совместно обеспечивать выполнение работодателями требований о своевременном не менее чем за три месяца и в полном объеме представлении органам службы занятости и выборному профсоюзному органу первичной профсоюзной организации информации о возможных массовых увольнениях работников в связи с сокращением численности или штата, а также в случае ликвидации организации.

При этом увольнение считается массовым в следующих случаях:

ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;

сокращение численности или штата работников в количестве:

20 и более человек в течение 30 дней;

60 и более человек в течение 60 дней;

100 и более человек в течение 90 дней;

увольнение работников в количестве 1 процента от общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек;

увольнение 10 и более процентов работников в течение 90 календарных дней в организации.

8.6.2. Определить меры по подготовке, переподготовке и дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, регулированию трудовых прав педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование в целях содействия реализации программы, связанной с развитием инклюзивного образования.

8.6.3. Содействовать сохранению и развитию сети отдельных образовательных организаций - учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных (инклюзивных) организаций, а также психолого-педагогическую помощь обучающимся и их родителям.

8.6.4. Совместно участвовать в организации и проведении Всероссийского конкурса "Учитель года России", Всероссийского профессионального конкурса "Воспитатель года России", Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России", Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования "Мастер года", чемпионатов по профессиональному мастерству для студентов и школьников, Всероссийского конкурса "Директор года", конкурсных проектов АНО "Россия - страна возможностей" "Флагманы образования", Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "Сердце отдаю детям", Всероссийского профессионального конкурса "Арктур", Всероссийского конкурса педагогических работников "Воспитать человека", Всероссийского конкурса "Педагогический дебют", Всероссийского туристского слета педагогов, Международного конкурса молодых преподавателей "Педагогическое начало", Всероссийского конкурса "Лучший молодой преподаватель вуза", Всероссийского конкурса на лучший коллективный договор образовательной организации высшего образования, Всероссийского конкурса "Студенческий лидер", Всероссийского студенческого форума педагогических вузов, Всероссийского конкурса фото- и видеоматериалов "За это я люблю Россию" среди школьников и студентов, Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие, Всероссийской школы членов стипендиальных комиссий "Стипком", а также оказывать поддержку другим профессиональным и социально ориентированным конкурсам.

8.6.5. Содействовать созданию советов молодых преподавателей, ученых, учителей и других педагогических работников, клубов "Наставник" с целью привлечения внимания к их проблемам и обеспечения взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями в решении социально-экономических и профессиональных проблем.

8.6.6. Содействовать созданию условий для внедрения и реализации программ пенсионного обеспечения работников, формируемых образовательными организациями, как инструмента кадровой политики и социальной поддержки, государственной программы по формированию профессиональной пенсионной системы на принципах софинансирования со стороны государства.

8.6.7. Совместно проводить работу по пропаганде и формированию здорового образа жизни, развитию массового спорта в образовательных организациях, организации мероприятий, направленных на сохранение профессионально-личностного здоровья педагогов; формированию системы мер по обеспечению здоровьесберегающей среды в общеобразовательных организациях, обеспечению психологической безопасности всех субъектов образовательного процесса, а также по ориентации педагогов на сохранение своего здоровья и формирование здоровьеориентированного поведения.

8.6.8. Содействовать реализации комплекса образовательных мероприятий по непрерывному профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, в том числе по непрерывному повышению их профессионального мастерства.

8.7. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства по:

а) сохранению количества рабочих мест;

б) проведению с выборными органами первичных профсоюзных организаций консультаций по проблемам занятости высвобождаемых работников, возможности предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в данной организации, источников их финансирования;

в) определению более льготных критериев массового высвобождения работников с учетом специфики социально-экономической и кадровой ситуации в субъекте Российской Федерации и особенностей деятельности организаций;

г) планированию средств для полной или частичной компенсации органам службы занятости затрат на опережающее обучение высвобождаемых работников;

д) обеспечению гарантий и компенсаций высвобождаемым работникам;

е) предоставлению высвобождаемым работникам дополнительных по сравнению с установленными трудовым законодательством гарантий и компенсаций;

ж) сохранению прав работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, на улучшение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, пользование лечебными, лечебно-профилактическими и дошкольными образовательными организациями на равных с работающими условиях;

з) предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за 3 месяца и предоставлению времени работнику для поиска работы в течение рабочего дня;

и) недопущению увольнения работников предпенсионного возраста за два года (если иное не предусмотрено в коллективном договоре, соглашении образовательной организации) до наступления общеустановленного пенсионного возраста, а в случае увольнения - с обязательным уведомлением об этом территориальных органов занятости и территориальной организации Профсоюза не менее чем за два месяца; определению порядка получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки;

к) созданию условий для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы;

л) недопущению увольнения работников в связи с сокращением численности или штата организации, впервые поступивших на работу по полученной специальности в течение трех лет;

м) созданию условий по обеспечению права учителей, преподавателей для получения дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки для работы в образовательном пространстве, требующем знание языков, приемов электронного обучения, новых инструментов оценки качества знаний;

н) информированию об условиях досрочного выхода на пенсию в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

8.8. Стороны рекомендуют при разработке работодателями локальных нормативных актов о нормах профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководствоваться Примерным положением о нормах профессиональной этики педагогических работников (письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484).

8.9. Стороны считают, что в целях реализации права педагогических работников на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников следует руководствоваться Примерным положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Общероссийского Профсоюза образования от 19 ноября 2019 г. N ВБ-107/08/634).