<Письмо> ФАС России от 28.11.2023 N ПИ/100065/23 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 ноября 2023 г. N ПИ/100065/23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу предоставления подложных документов участником закупки или победителем закупок при подтверждении опыта выполнения работ (оказания услуг) при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" ФАС России не осуществляет полномочия по официальному разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

Согласно части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе субъектами контроля являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок, банки, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональные гарантийные организации при осуществлении такими банками, корпорациями, гарантийными организациями действий, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Таким образом, участник закупки не является субъектом контроля, в связи с чем в действиях участника закупки невозможно установить нарушение Закона о контрактной системе без проведения контрольных мероприятий.

При этом под недостоверной информацией следует понимать предоставление сведений, составленных формально, в отсутствие фактических правоотношений.

Кроме того, частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлены случаи, при которых заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, в случае если победитель или исполнитель контракта представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара, последствием предоставления такой информации является обязанность заказчика расторгнуть такой контракт.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для выявления акта недобросовестной конкуренции необходимо наличие в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции, установленных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Недоказанность хотя бы одного из признаков влечет невозможность признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции.

При этом, по мнению ФАС России, действия победителя закупки по предоставлению недостоверной информации могут быть оценены антимонопольным органом на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем выдача заключений о соответствии или несоответствии действий тех или иных лиц антимонопольному законодательству в рамках предоставления разъяснений не относится к полномочиям ФАС России.

Вопрос наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях тех или иных лиц устанавливается антимонопольным органом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.

П.В.ИВАНОВ