Гражданская авиация: для оснащения воздушных судов приборами связи и навигации утверждены правила (13.12.2024)

Правительство определило, какое оборудование должны иметь пилотируемые воздушные суда (ВС) и беспилотные авиасистемы (БАС) разных типов. Речь идет об аппаратах связи, навигации, предотвращения столкновений и др. Обозначены условия, при которых предстоит оснащать ВС. Новшества вступят в силу 1 марта 2025 года (кроме отдельных норм).

Требования зависят от характеристик ВС (в т.ч. массы), а начало их действия - от того, когда ВС произвели или ввезли в РФ.

К 1 марта 2026 года все пилотируемые ВС и БАС, которые произвели и ввезли в РФ до 1 марта 2025 года, нужно укомплектовать в том числе:

- оборудованием связи с двусторонней радиосвязью с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и между экипажами ВС;

- навигационной системой ГЛОНАСС (по самолетам Сухой Суперджет срок - до 1 марта 2029 года).

Часть указанных ВС надо оснастить среди прочего бортовой системой предупреждения столкновений. Это касается ВС с газотурбинными двигателями и максимальной взлетной массой свыше 15 тыс. кг или ВС, способных перевозить больше 30 человек.

Для БАС предусмотрели, например, такие доптребования:

- те, которые произведут или ввезут в РФ до 1 марта 2025 года, нужно оборудовать системой экстренного прекращения полета, проблесковыми маяками и аэронавигационными огнями, а также приборами линий управления и контроля. Это надо сделать до 1 марта 2026 года;

- те, которые произведут или ввезут в РФ после 1 марта 2027 года, должны иметь средства, препятствующие полетам в запрещенных зонах.

Оснащать ВС разрешается, когда их производят, модифицируют (для ВС типовой конструкции), реконструируют (для ВС нетиповой конструкции).

Владельцы ВС, которые надо сертифицировать, могут оборудовать их сами, если у них есть сертификат одобрения производственной организации или сертификат организации по техобслуживанию.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.11.2024 N 1701