Данный документ вступил в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2029 года, за исключением пункта 2, вступившего в силу с 27 апреля 2024 года.

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 апреля 2024 г. N 530

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы (далее - экспертиза), требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках экспертизы, порядок определения размера оплаты экспертизы, касающейся объектов культурного наследия федерального значения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

2. Экспертиза проводится на основании договора, заключенного в письменной форме между заинтересованным органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом (далее - заказчик) и экспертом (далее - договор).

Договор между заказчиком, являющимся органом государственной власти или органом местного самоуправления, и экспертом, заключается с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При проведении экспертизы несколькими экспертами заказчик заключает договор с каждым из них.

3. В качестве экспертов могут привлекаться:

а) физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

высшее образование по направлению подготовки (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное профессиональное образование по профилю экспертной деятельности (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте "ж" пункта 8 настоящего Положения, необходимо высшее образование эксперта (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре) по специальностям и направлениям подготовки "история", "музейное дело и охрана памятников", "музеология и охрана объектов культурного и природного наследия" и "археология");

предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет (если эксперт привлекается для проведения экспертизы объектов, указанных в подпункте "ж" пункта 8 настоящего Положения, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого Министерством культуры Российской Федерации на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (далее - открытый лист), должен составлять не менее 10 лет);

б) юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.

4. Список физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, публикуется на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. В качестве экспертов не могут привлекаться лица:

а) имеющие родственные связи с заказчиком (его должностным лицом или работником) (дети, супруги и родители, полнородные и неполнородные братья и сестры (племянники и племянницы), двоюродные братья и сестры, полнородные и неполнородные братья и сестры родителей заказчика (его должностного лица или работника) (дяди и тети);

б) состоящие в трудовых отношениях с заказчиком;

в) имеющие долговые обязательства или обязательства имущественного характера перед заказчиком (его должностным лицом или работником), а также в случае, если заказчик (его должностное лицо или работник) имеет долговые обязательства или обязательства имущественного характера перед экспертом;

г) владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах) заказчика;

д) заинтересованные в результатах исследований либо в решении, вытекающем из заключения экспертизы, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав для себя или третьих лиц.

6. В случае если эксперту известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные статьей 29 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в том числе если указанные обстоятельства стали известны ему в период проведения экспертизы, эксперт обязан отказаться от участия в проведении экспертизы.

Заключение эксперта, в случае если указанные обстоятельства стали известны ему после оформления заключения экспертизы, считается ничтожным. В случае если вывод такого эксперта повлиял на результат экспертной комиссии, экспертиза проводится заново экспертной комиссией с привлечением другого эксперта.

7. Экспертиза проводится одним экспертом либо экспертной комиссией, состоящей из 3 и более экспертов, в зависимости от объекта экспертизы.

8. Одним экспертом экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

а) выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения таких объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр объектов);

б) документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр объектов;

в) документация, обосновывающая уточнение сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр объектов, о выявленном объекте культурного наследия;

г) документация, обосновывающая определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

д) документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия;

е) документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

ж) земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В случае если воздействием земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ будет затронут не весь земельный участок, а его часть либо территория, на которой земельный участок не образован, допускается проведение экспертизы только части земельного участка (территории), непосредственно подлежащей воздействию указанных работ;

з) документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

и) документация, обосновывающая установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

к) разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов, выявленного объекта культурного наследия, входящие в состав проектной или иной документации, проекты обеспечения сохранности указанных объектов при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, включающие оценку воздействия таких работ на указанные объекты и содержащие меры по обеспечению сохранности указанных объектов при проведении таких работ в границах территорий указанных объектов либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территорий указанных объектов.

9. Экспертной комиссией, состоящей из 3 и более экспертов, экспертиза проводится в отношении следующих объектов экспертизы:

а) документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра объектов;

б) проекты зон охраны объекта культурного наследия;

в) проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

г) документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

д) документация, обосновывающая установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места.

10. Экспертиза, указанная в подпункте "ж" пункта 8 настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица при условии получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.

11. Перед началом проведения экспертизы экспертной комиссией проводится ее организационное заседание, на котором эксперты:

утверждают состав членов экспертной комиссии;

избирают из своего состава председателя экспертной комиссии и ее ответственного секретаря;

определяют порядок работы и принятия решений экспертной комиссии;

определяют основные направления работы экспертов;

утверждают календарный план работы экспертной комиссии;

определяют перечень документов, запрашиваемых у заказчика для проведения экспертизы.

Организационное заседание экспертной комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми ее членами.

12. При выборе председателя экспертной комиссии преимущество отдается эксперту, имеющему ученую степень (звание) по специальности, соответствующей исследованиям, подлежащим проведению экспертной комиссией.

При необходимости обязанности председателя и ответственного секретаря экспертной комиссии исполняет один эксперт.

13. В случае невозможности исполнения председателем экспертной комиссии своих обязанностей или в случае отказа председателя от участия в проведении экспертизы в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, члены экспертной комиссии проводят организационное заседание и избирают из своего состава нового председателя экспертной комиссии.

В период до выборов нового председателя экспертной комиссии его обязанности исполняет ответственный секретарь экспертной комиссии.

14. Председатель и ответственный секретарь экспертной комиссии организуют ее работу, в частности:

а) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком и иными лицами, в том числе по вопросам получения экспертами необходимых документов, материалов и информации;

б) организуют проведение заседаний экспертной комиссии, оформляют и подписывают протоколы этих заседаний;

в) организуют при необходимости выезды членов экспертной комиссии для исследования на месте объектов культурного наследия и объектов экспертизы;

г) контролируют выполнение экспертами плана работы экспертной комиссии и при необходимости совместно принимают решения о его изменении исходя из срока проведения экспертизы;

д) при необходимости готовят и представляют для утверждения на заседаниях экспертной комиссии предложения об изменении состава ее членов, порядка работы и принятия решений;

е) взаимодействуют от имени экспертной комиссии с заказчиком по вопросам изменения при необходимости договоров, в том числе в части, касающейся изменения сроков проведения экспертизы, количества и состава привлекаемых экспертов;

ж) разрешают споры, возникающие между экспертами при проведении экспертизы;

з) обобщают мнения и выводы экспертов и обеспечивают подготовку заключения экспертизы.

15. В зависимости от целей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, экспертиза может быть проведена на основании:

а) материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;

б) фотографических изображений объекта;

в) копии акта технического состояния объекта культурного наследия;

г) копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр объектов;

д) копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия;

е) копии решения органа государственной власти об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия;

ж) копии решения органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах указанных зон;

з) копий технического плана объекта недвижимого имущества, являющегося объектом культурного наследия, и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;

и) сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе на публичных кадастровых картах, и сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проектах зон охраны объекта культурного наследия;

к) историко-культурного опорного плана или его фрагмента;

л) копии градостроительного плана земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

м) сведений Министерства культуры Российской Федерации, исполнительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - орган охраны объектов культурного наследия), об отсутствии данных об объектах археологического наследия, включенных в реестр объектов, и о выявленных объектах археологического наследия на землях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

н) документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в реестр объектов;

о) документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из реестра объектов;

п) документов, обосновывающих изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия;

р) документов, обосновывающих отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

с) проектов зон охраны объектов культурного наследия;

т) проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

у) документации, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащей результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

ф) разделов об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов, выявленного объекта культурного наследия, входящих в состав проектной или иной документации, проектов обеспечения сохранности указанных объектов при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, включающих оценку воздействия таких работ на указанные объекты и содержащих меры по обеспечению сохранности указанных объектов при проведении таких работ в границах территорий указанных объектов либо на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территорий указанных объектов;

х) документации, обосновывающей границы защитной зоны объекта культурного наследия;

ц) документации, обосновывающей установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места;

ч) документации, обосновывающей уточнение сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр объектов, о выявленном объекте культурного наследия;

ш) документации, обосновывающей установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

щ) документации, обосновывающей определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.

16. Заказчик в зависимости от целей экспертизы может представить документы (сведения), указанные в пункте 15 настоящего Положения, эксперту.

В случаях, предусмотренных договором между заказчиком и экспертом, сбор документов (сведений) осуществляется экспертом самостоятельно.

17. Заказчик или эксперт имеет право запросить документы (сведения), указанные в пункте 15 настоящего Положения, у органов охраны объектов культурного наследия.

18. При проведении экспертизы эксперт обязан:

а) соблюдать принципы проведения экспертизы, установленные статьей 29 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

б) обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность своих выводов;

в) самостоятельно оценивать результаты исследований, полученные им лично и другими экспертами, ответственно и точно формулировать выводы в пределах своей компетенции;

г) обеспечивать конфиденциальность полученной при проведении экспертизы информации;

д) соблюдать порядок проведения экспертизы;

е) информировать экспертную комиссию и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о случаях воздействия на экспертов в целях оказания влияния на результаты экспертизы.

19. При проведении экспертизы эксперты рассматривают полученные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы.

20. Заключение экспертизы оформляется в виде акта, в котором указываются:

а) дата начала и дата окончания проведения экспертизы;

б) место проведения экспертизы;

в) заказчик экспертизы;

г) следующие сведения об эксперте (экспертах):

фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность - для физического лица;

полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовая форма, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица, а также фамилия, имя и отчество (при наличии), образование, специальность, ученая степень (звание) (при наличии), стаж работы, место работы и должность эксперта, состоящего в трудовых отношениях с юридическим лицом;

д) информация о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации эксперт (эксперты) несет ответственность за достоверность сведений, изложенных в заключении;

е) цели и объекты экспертизы;

ж) перечень документов, представленных заказчиком или полученных экспертом самостоятельно (при значительном количестве документов их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

з) сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы (если имеются);

и) сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов;

к) факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований (при значительном объеме информации факты и сведения излагаются в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

л) перечень документов и материалов, полученных и собранных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы (при значительном количестве документов и литературы их перечень приводится в приложении с соответствующим примечанием в тексте заключения);

м) обоснования вывода экспертизы;

н) вывод экспертизы в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 22 настоящего Положения;

о) перечень приложений к заключению экспертизы, обосновывающих вывод эксперта или экспертной комиссии и подлежащих размещению на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт органа охраны объектов культурного наследия) в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения;

п) дата оформления заключения экспертизы.

21. Дата окончания проведения экспертизы и дата оформления заключения экспертизы являются датой его подписания экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или членами экспертной комиссии.

22. В заключении экспертизы указывается однозначный вывод:

а) об обоснованности (положительное заключение) или о необоснованности (отрицательное заключение):

включения объекта культурного наследия в реестр объектов;

определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

исключения объекта культурного наследия из реестра объектов;

изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия;

отнесения объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

уточнения сведений:

об объекте культурного наследия, включенном в реестр объектов, о выявленном объекте культурного наследия (в части уточнения наименования объекта культурного наследия, времени возникновения или даты создания объекта культурного наследия, дат основных изменений (перестроек) объекта культурного наследия и (или) дат связанных с ним исторических событий);

о составе объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов, имеющего вид "ансамбль" или "достопримечательное место", в случае если их состав не был определен (указан) в решении органа государственной власти об отнесении такого объекта к памятникам истории и культуры или в решении о включении ансамбля или достопримечательного места в реестр объектов, а также в случае отнесения к его составу объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов, если такой объект культурного наследия отнесен к той же категории историко-культурного значения, к которой относится ансамбль или достопримечательное место, в состав которых он включается;

б) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ при определении отсутствия или наличия выявленных объектов археологического наследия на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

в) о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

г) о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия:

проектов зон охраны объекта культурного наследия;

документации, обосновывающей установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, ограничений использования лесов и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места;

документации, обосновывающей установление особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;

документации, обосновывающей границы защитной зоны объекта культурного наследия в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 34.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

23. Каждая страница заключения экспертизы нумеруется.

24. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, а также эксперты, комиссионно проводившие экспертизу в отношении одного или нескольких объектов экспертизы, подписывают заключение экспертизы усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого эксперта, проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью этого юридического лица.

Эксперт (эксперты) обязан обеспечивать конфиденциальность ключа усиленной квалифицированной электронной подписи, в частности не допускать использование принадлежащего ему ключа усиленной квалифицированной электронной подписи без его согласия.

25. Заключение экспертизы, проведенной экспертной комиссией, подписывается председателем, ответственным секретарем и остальными членами экспертной комиссии усиленной квалифицированной электронной подписью.

При подписании заключения экспертизы эксперт (за исключением председателя экспертной комиссии) вправе указать те исследования, которые он проводил непосредственно и за достоверность результатов которых он несет ответственность.

26. Член (члены) экспертной комиссии в случае своего несогласия с заключением экспертизы подписывает его с пометкой "особое мнение".

Особое мнение оформляется членом экспертной комиссии в виде подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью документа, содержащего обоснование причин его несогласия с выводами экспертизы.

27. Заключение экспертизы оформляется экспертом, проводившим индивидуальную экспертизу, или экспертной комиссией. К экспертному заключению прилагаются:

а) копии документов и материалов, указанных в подпунктах "ж", "л" и "о" пункта 20 настоящего Положения;

б) копии протоколов заседаний экспертной комиссии;

в) фотографические изображения объекта, полученные либо выполненные в ходе проведения экспертизы или содержащиеся в документации, обосновывающей включение объекта культурного наследия в реестр объектов.

28. Эксперт, индивидуально проводивший экспертизу, или ответственный секретарь экспертной комиссии направляет заключение экспертизы заказчику со всеми прилагаемыми документами и материалами в электронном виде (в формате PDF), подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заключение экспертизы направляется заказчику экспертом, индивидуально проводившим экспертизу, или ответственным секретарем экспертной комиссии в срок, предусмотренный договором между заказчиком и экспертом.

29. Для принятия в установленном порядке решений, вытекающих из заключения экспертизы на основании выводов, указанных в пункте 22 настоящего Положения, заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является орган охраны объектов культурного наследия) представляет в орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами в электронном виде (в формате PDF), подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заключения экспертизы, рассматриваемые в рамках оказания государственных или муниципальных услуг, направляются в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия в составе документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в электронной форме посредством сайта органа охраны объектов культурного наследия или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций).

30. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 3 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы обязан разместить его на сайте органа охраны объектов культурного наследия для общественного обсуждения.

31. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в электронной форме или на бумажном носителе в течение 10 рабочих дней (в части заключений экспертизы в отношении объектов экспертизы, указанных в подпунктах "а", "б", "ж" и "з" пункта 8 и подпункте "в" пункта 9 настоящего Положения, - в течение 7 рабочих дней) со дня размещения заключения экспертизы на сайте органа охраны объектов культурного наследия.

Датой поступления предложений считается дата регистрации обращения в органе охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы в течение 5 рабочих дней (в части заключений экспертизы в отношении объектов экспертизы, указанных в подпунктах "а", "б", "ж" и "з" пункта 8 и подпункте "в" пункта 9 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней) со дня окончания общественного обсуждения на сайте органа охраны объектов культурного наследия, размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Орган охраны объектов культурного наследия обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный срок в электронной форме или на бумажном носителе по результатам общественного обсуждения размещенных заключений экспертизы.

Орган охраны объектов культурного наследия письменно уведомляет заказчика или организацию, предоставившую заключение экспертизы, о рассмотрении заключения экспертизы (далее - уведомление) в течение 25 рабочих дней, за исключением:

заключения экспертизы по объектам экспертизы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 8 настоящего Положения, уведомление в отношении которого направляется в течение 20 рабочих дней;

заключения экспертизы по объектам экспертизы, указанным в подпунктах "ж" и "з" пункта 8 настоящего Положения, уведомление в отношении которого направляется в течение 15 рабочих дней.

В отношении заключений экспертизы, указанных в абзаце втором пункта 29 настоящего Положения, уведомление о рассмотрении не требуется.

Решение, касающееся государственной услуги, включающей рассмотрение заключения экспертизы в отношении объекта экспертизы, указанного в подпункте "в" пункта 9 настоящего Положения, орган охраны объекта культурного наследия принимает в течение 20 рабочих дней со дня поступления заявления.

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия принимает решение по результатам рассмотрения заявления и направляет его способом, указанным в заявлении, в том числе в электронной форме посредством сайта органа охраны объектов культурного наследия или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций).

В случае несогласия с заключением экспертизы орган охраны объектов культурного наследия в уведомлении указывает мотивированные причины несогласия. К причинам несогласия относятся:

несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;

истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы;

нарушение установленного порядка проведения экспертизы;

выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения;

представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 15 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.

В соответствующем органе охраны объектов культурного наследия хранится экземпляр заключения экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы в электронном виде (в формате PDF), подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, а также копия уведомления.

32. В случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением экспертизы по причинам, предусмотренным пунктом 31 настоящего Положения, заказчик вправе заново представить в указанный орган заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы и материалы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении.

33. В случае несогласия с заключением экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном настоящим Положением.

34. Повторная экспертиза проводится в порядке, установленном настоящим Положением для проведения экспертизы.

Эксперт, подписавший заключение экспертизы (за исключением эксперта, подписавшего его с пометкой "особое мнение"), не вправе участвовать в проведении повторной экспертизы.

35. Размер оплаты экспертизы, касающейся объекта культурного наследия федерального значения, устанавливается договором и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ и общей суммы следующих расходов:

а) оплата труда эксперта;

б) оплата документов, материалов, техники, средств и услуг, необходимых для проведения экспертизы (за исключением расходов, связанных с оформлением усиленной квалифицированной электронной подписи и установкой необходимого программного обеспечения);

в) оплата транспортных и командировочных расходов, связанных с проведением экспертизы.

36. Размер оплаты экспертизы не может зависеть от ее результатов.

Эксперт не вправе получать от заказчика (в том числе в процессе проведения экспертизы, а также после оформления заключения) в качестве вознаграждения, поощрения и (или) благодарности за ее результаты деньги, ценности, имущество, услуги имущественного характера или имущественные права для себя или третьих лиц.

37. В случае если заказчиком экспертизы является федеральный орган исполнительной власти, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому федеральному органу исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на обеспечение его деятельности.