1. Определение Верховного Суда Российской Федерации (далее - Верховный Суд) от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186
ОАО (далее в настоящем пункте - общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к налоговому органу о признании незаконными действий по увеличению ставки земельного налога на 2021 год с 0,3% до 1,5% в отношении 51 земельного участка.
Налоговым органом в адрес общества направлено сообщение об исчисленной сумме земельного налога, в котором произведен расчет земельного налога за период 2021 год по земельным участкам с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" с применением ставки налога в размере 1,5%.
Основанием для начисления налога с применением ставки налога 1,5% явилась информация в отношении земельных участков от уполномоченного органа по проведению муниципального земельного контроля, поступившая в порядке, предусмотренном пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также документы (акты осмотра соблюдения земельного законодательства за 2020 - 2021 гг.), подтверждающие неиспользование земельных участков по целевому назначению.
Общество с применением налоговой ставки 1,5% в отношении земельных участков не согласилось, полагая, что должна применяться ставка 0,3%, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 394, 396 Кодекса, статей 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 5, 7, 123 Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области", правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 02.06.2015 N 12-П, постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509, от 18.09.2020 N 1482, сочтя, что обществом в материалы дела представлены относимые и допустимые доказательства использовании спорных земельных участков в 2021 г. по целевому назначению, пришел к выводу о том, что действия налогового органа по увеличению ставки с 0,3% до 1,5% при формировании сообщения об исчисленном земельном налоге за 2021 год являются незаконными, поскольку основным видом деятельности общества является сельскохозяйственное производство, применяется система налогообложения в виде ЕСХН.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции, руководствуясь правовыми позициями Верховного Суда, изложенными в определениях от 14.02.2018 N 306-КГ17-22570 по делу N А65-706/2017, от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182 по делу N А55-26412/2013, от 27.02.2017 по делу N А41-106956/2015, от 16.02.2018 по делу N А65-560/2017, отметил, что налоговая ставка земельного налога в размере 0,3% является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, право на применение которой должен доказать налогоплательщик; исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что обществом не доказано использование спорных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, ввиду чего основания для удовлетворения заявленных требований в настоящем случае отсутствуют.
Арбитражный суд Московского округа не усмотрел оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Как указано судом кассационной инстанции, судом апелляционной инстанции обоснованно приняты во внимание представленные в материалы дела акты планового (рейдового) осмотра земельных участков, принадлежащих на праве собственности обществу (предписание Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Россельхознадзора об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 20-147 (з)/2018 от 03.08.2018; заключения Управления по городу Москва, Московской и Тульской областям Россельхознадзора по результатам проведения выездного обследования земельных участков, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подтверждающие факт неиспользования спорных земельных участков по целевому назначению).
Приняв во внимание положения пунктов 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения", суд апелляционной инстанции также отметил, что в материалах дела отсутствует сведения (информация) о направлении обществом в адрес Минсельхоза Московской области, органов Росреестра уведомлений об использовании лесов, находящихся на земельных участках сельскохозяйственного назначения, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что наличие на земельных участках (категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства) древесно-кустарниковой растительности, болота, водных объектов является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что в собственности общества в спорный период имелось 122 земельных участка с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, а именно: 38 земельных участков с применяемой налоговой ставкой в размере, не превышающем 0,3%; 84 земельных участка с применяемой налоговой ставкой в размере 1,5% (из них - 51 земельный участок, по которым ставка 1,5% - оспаривается, 33 земельных участка со ставкой 1,5% - не оспаривается). Представленные обществом документы (договоры поставки, купли-продажи, платежные поручения и др.) не подтверждают использование именно спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Оценив доводы обеих сторон спора, суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о неподтверждении обществом права на применение льготной ставки налогообложения к рассматриваемым в настоящем деле земельным участкам в налоговом периоде 2021 года.
Определением Верховного Суда от 16.01.2024 N 305-ЭС23-27186 обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей