Приложение N 7

к Методике

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ ЭСКИЗНОГО (ТЕХНИЧЕСКОГО) ПРОЕКТА

Содержание и состав эскизного (технического) проекта определяется в соответствии с:

ГОСТ Р 59793-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания";

ГОСТ 34.201-2020 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем";

ГОСТ Р 59795-2021 "Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов";

ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации";

ГОСТ 24.302-80 "Система технической документации на АСУ. Общие требования к выполнению схем";

ГОСТ 21.408-2013 "Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автоматизации технологических процессов";

ГОСТ 21.208-2013 "Система проектной документации для строительства. Автоматизация технологических процессов. Обозначения условных приборов и средств автоматизации в схемах".

Решения по созданию интеллектуальных транспортных систем (ИТС) принимаются в соответствии с:

ГОСТ Р 56294-2014 "Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем";

ГОСТ Р 71092-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной архитектуре интеграционной платформы интеллектуальных транспортных систем";

ГОСТ Р 71094-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема метеомониторинга. Общие требования";

ГОСТ Р 71095-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема обеспечения приоритетного проезда транспортных средств. Общие требования";

ГОСТ Р 71096-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема светофорного управления. Общие требования";

ГОСТ Р 71158-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема диспетчеризации управления службы содержания дорог. Общие требования";

ГОСТ Р 71159-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема выявления дорожных инцидентов. Общие требования";

ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 "Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы";

ПНСТ 824-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Архитектура динамической цифровой карты дорожного движения для целей движения высокоавтоматизированных транспортных средств";

ПНСТ 825-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Динамическая цифровая карта дорожного движения. Точность данных для формирования динамической цифровой карты дорожного движения для целей движения высокоавтоматизированных транспортных средств";

ПНСТ 893-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема видеонаблюдения и детектирования дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций. Общие технические требования";

ПНСТ 894-2023 "Интеллектуальные транспортные системы. Средства для обеспечения адаптивного управления светофорными объектами. Общие технические требования";

ОДМ 218.9.11-2016 "Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем".

В пояснительную записку к эскизному (техническому) проекту рекомендуется включать описание агломерации как объекта автоматизации, информацию о существующих подсистемах ИТС в агломерации, смежных системах, решения по созданию (модернизации) ИТС с адресным перечнем мероприятий по ИТС в целом и по всем подсистемам в частности по определению мест дислокации и количества периферийного оборудования на УДС агломерации, решения по созданию/модернизации центра сбора и обработки данных (ЦОД) ИТС, решения по информационной безопасности.

Разделы, которые предлагается включать в пояснительную записку:

1. "Общие положения";

2. "Описание процесса деятельности";

3. "Основные технические решения";

4. "Мероприятия по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие".

В разделе "Общие положения" приводят:

1) наименование проектируемой автоматизированной системы (АС) и наименования документов, их номера и дату утверждения, на основании которых ведут проектирование АС;

2) перечень организаций, участвующих в разработке системы, сроки выполнения стадий;

3) цели, назначение и области использования АС;

4) подтверждение соответствия проектных решений действующим нормам и правилам техники безопасности, пожаро- и взрывобезопасности и т.п.;

5) сведения об использованных при проектировании нормативно-технических документах;

6) сведения о научно-исследовательских работах, передовом опыте, изобретениях, использованных при разработке проекта;

7) очередность создания системы и объем каждой очереди.

В разделе "Описание процесса деятельности" приводят описание агломерации как объекта автоматизации, информацию о существующих подсистемах ИТС в агломерации, смежных системах, существующих сетях связи, автоматизированных рабочих местах и т.п.

В разделе "Основные технические решения" приводят:

1) решения по структуре системы, подсистем, средствам и способам связи для информационного обмена между компонентами системы, подсистем;

2) решения по взаимосвязям АС со смежными системами, обеспечению ее совместимости;

3) решения по режимам функционирования, диагностированию работы системы;

4) решения по численности, квалификации и функциям персонала АС, режимам его работы, порядку взаимодействия;

5) сведения об обеспечении информационной безопасности;

6) состав функций, комплексов задач (задач), реализуемых системой (подсистемой);

7) решения по комплексу технических средств, его размещению на объекте;

8) решения по составу информации, объему, способам ее организации, видам машинных носителей, входным и выходным документам и сообщениям, последовательности обработки информации и другим компонентам;

9) решения по составу программных средств, языкам деятельности, алгоритмам процедур и операций и методам их реализации.

В разделе "Мероприятия по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие" приводят:

1) мероприятия по обучению и проверке квалификации персонала;

2) мероприятия по созданию необходимых подразделений и рабочих мест;

3) мероприятия по изменению объекта автоматизации;

4) другие мероприятия.

Схема структурная комплекса технических средств (КТС) содержит изображение оборудования на всех уровнях ИТС (периферийное, сети передачи данных, центр организации дорожного движения, внешние системы, пользователей ИТС и др.). На схеме выделяются места размещения оборудования (УДС, помещение центра организации дорожного движения и т.д.). Схема структурная КТС ИТС включает в себя перечень оборудования обработки и отображения информации, наименование программного обеспечения, установленного на оборудовании и протоколы передачи данных. Схема структурная КТС отображает подробный состав оборудования "верхнего уровня" (серверы, автоматизированные рабочие места и т.п.). Инструментальные подсистемы отображаются символически, и указывается количество контроллеров каждой подсистемы. Более подробно состав инструментальных подсистем показывается на схеме автоматизации.

Схема функциональной структуры содержит функционал периферийных устройств (измерение, отображение, сбор и передачу данных) инструментальных подсистем (автоматический сбор данных измерений, автоматическое ведение видеозаписи и фотофиксации и т.п., ведение журнала событий о конфигурировании и параметрировании, диагностики технических средств и т.п.), системы информационной безопасности, интеграционной платформы (автоматическая обработка, хранение, отображение информации, создание отчетной документации, формирование базы данных из результатов процессов, состояния оборудования, ведение архивов и обеспечение справочной информацией, ведение журнала событий и ошибок о перезапуске оборудования, несанкционированном доступе и т.п.) пользователей ИТС (просмотр, мониторинг, моделирование, управление и т.д.).

Схема автоматизации отображает упрощенное изображение объекта или его части, приборы и средства автоматизации инструментальных подсистем, включая датчики, камеры видеонаблюдения, детекторы и другие периферийные устройства, контроллеры, линии связи между датчиками и контроллерами, устройства передачи данных, линии связи между контроллерами и устройствами передачи данных, перечень устройств, их тип и количество. Схема автоматизации разрабатывается подробно для "нижнего уровня" ИТС, КТС "верхнего уровня" на данной схеме отображается символически.

Схема организационной структуры отображает:

1) состав подразделений (должностных лиц) организации, обеспечивающих функционирование АС либо использующих при принятии решения информацию, полученную от АС;

2) основные функции и связи между подразделениями и отдельными должностными лицами, указанными на схеме, и их подчиненность.