II. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
(введено Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
12. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, указанных в пункте 5 настоящего Положения.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении лицензионного контроля деятельность лицензиатов (далее - объект контроля) подлежит отнесению к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
С учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения лицензиатами лицензионных требований объекты контроля разделяются на группы тяжести "А", "Б", "В" и "Г" (далее - группы тяжести).
К группе тяжести "А" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "А".
К группе тяжести "Б" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "Б".
К группе тяжести "В" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "В".
К группе тяжести "Г" относится производство защищенной от подделок полиграфической продукции уровня защищенности "Г".
С учетом оценки вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований объекты контроля разделяются на группы вероятности "1" и "2".
К группе вероятности "1" относятся объекты контроля при наличии вступивших в законную силу в течение 3 предшествующих календарных лет постановлений о привлечении к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 или 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К группе вероятности "2" относятся объекты контроля при отсутствии вступивших в законную силу в течение 3 предшествующих календарных лет постановлений о привлечении к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 3 или 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Отнесение объекта контроля к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности согласно приложению.
(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется со следующей периодичностью:
для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Значительный риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года;
для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Средний риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 5 лет;
для объектов контроля, отнесенных к категории риска "Умеренный риск", - документарная проверка или выездная проверка один раз в 6 лет.
(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории "Низкий риск", не проводятся.
(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Лицензиат в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вправе подать в лицензирующий орган заявление об изменении категории риска объекта контроля в случае его соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
(п. 18 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Учет объектов контроля осуществляется лицензирующим органом в ведомственных информационно-аналитических системах, обеспечивающих деятельность лицензирующего органа при планировании и осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, на основе данных учета, хранения, сбора и обработки данных в рамках единой информационно-аналитической системы на основании информации, представляемой им в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
20 - 24. Утратили силу с 1 марта 2022 года. - Постановление Правительства РФ от 15.01.2022 N 8.
(см. текст в предыдущей редакции)
25. Должностными лицами, в должностные обязанности которых входит осуществление полномочий по осуществлению лицензионного контроля, являются:
а) руководитель лицензирующего органа;
б) заместители руководителя лицензирующего органа, к полномочиям которых приказом руководителя лицензирующего органа отнесено осуществление лицензионного контроля;
в) руководители структурных подразделений лицензирующего органа, должностными инструкциями которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля;
г) иные работники лицензирующего органа, уполномоченные на осуществление лицензионного контроля своими должностными инструкциями или в ином установленном порядке.
(п. 25 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
26. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель лицензирующего органа и его заместители.
Должностные лица лицензирующего органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий соблюдают ограничения и выполняют обязанности, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 26 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
27. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
(п. 27 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
28. Лицензирующий орган осуществляет информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(п. 28 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
29. Обобщение правоприменительной практики осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По итогам обобщения правоприменительной практики лицензирующий орган ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по лицензионному контролю (далее - доклад о правоприменительной практике), и обеспечивает его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя лицензирующего органа не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
(п. 29 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
30. Объявление предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) осуществляется лицензирующим органом в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В случае наличия у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
Предостережение, содержащее в том числе указание на соответствующие лицензионные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информация о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения указанных требований направляются лицензиату в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Лицензиат вправе после получения предостережения подать в лицензирующий орган возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
Возражение подается не позднее 10 рабочих дней со дня получения лицензиатом предостережения.
Возражение может быть подано в электронном виде либо на бумажном носителе.
Возражение должно содержать основания и доводы, в соответствии с которыми лицензиат не согласен с направленным в его отношении предостережением.
Лицензирующий орган рассматривает возражение и по итогам рассмотрения принимает решение об отсутствии необходимости принятия мер по обеспечению соблюдения лицензионных требований, в отношении которых было направлено предостережение, либо о необходимости принятия таких мер и направляет лицензиату в течение 10 рабочих дней со дня получения возражения ответ.
(п. 30 в ред. Постановления Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Консультирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля) осуществляется уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Консультирование может осуществляться должностным лицом лицензирующего органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование (в том числе письменное консультирование) осуществляется по вопросам, касающимся порядка осуществления лицензионного контроля, в том числе:
предмета лицензионного контроля;
порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий объектов контроля в зависимости от категории риска;
состава и порядка осуществления профилактических мероприятий;
видов плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Консультирование осуществляется в письменной форме в случае поступления письменного обращения лицензиата либо иного заинтересованного лица о предоставлении в письменной форме консультации по вопросам, касающимся порядка осуществления лицензионного контроля.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
В случае поступления в течение календарного года 10 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений лицензиатов и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа.
(п. 31 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
32. Профилактические визиты в отношении лицензиатов осуществляются уполномоченным лицом лицензирующего органа в порядке, установленном статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Профилактический визит, в том числе обязательный профилактический визит, проводится уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита лицензиат информируется о лицензионных требованиях, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование лицензиата в порядке, установленном пунктом 31 настоящего Положения.
Профилактический визит осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) лицензирующего органа.
Обязательные профилактические визиты осуществляются в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению лицензируемой деятельности, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности, а также в отношении объекта контроля, отнесенного к категории значительного риска, один раз в 3 года.
О проведении обязательного профилактического визита лицензиат должен быть уведомлен не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
Лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом лицензирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 2 рабочих дней.
(п. 32 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
33. Лицензирующим органом проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с лицензиатами, предусмотренные частью 3 статьи 56 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", посредством наблюдения за соблюдением лицензионных требований и выездного обследования.
(п. 33 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
34. Лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом посредством следующих плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
(п. 34 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
35. Контрольные (надзорные) действия, предусмотренные пунктом 34 настоящего Положения, совершаются в соответствии с требованиями статей 76, 78 - 80, 84, 85 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(п. 35 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
36. В ходе выездной проверки проводится эксперимент.
Эксперимент заключается в использовании тест-ситуаций (изготовление образцов защищенной от подделок полиграфической продукции по 6 экземпляров каждого уровня защищенности) в целях оценки соблюдения лицензиатом лицензионного требования, установленного подпунктом "б" пункта 5 настоящего Положения.
Изготовление образцов защищенной от подделок полиграфической продукции в рамках проведения эксперимента производится по месту осуществления деятельности лицензиата в присутствии уполномоченного должностного лица лицензирующего органа.
Результаты эксперимента подлежат отражению в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
(п. 36 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
37. В ходе выездной проверки должностным лицом лицензирующего органа в целях фиксации доказательств нарушения лицензиатом лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение лицензионных требований. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи нарушений лицензионных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается самостоятельно должностным лицом, осуществляющим лицензионный контроль.
В обязательном порядке фото- и видеофиксация доказательств нарушений лицензионных требований осуществляются в следующих случаях:
при проведении осмотра в ходе выездной проверки в отсутствие контролируемого лица;
при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись препятствия в ее проведении и совершении контрольных (надзорных) действий.
Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средств отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением лицензиата.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
(п. 37 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
38. Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. В отношении одного лицензиата - субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении лицензиата, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
(п. 38 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
39. Лицензиат имеет право на досудебное обжалование решений лицензирующего органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
(п. 39 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
40. Жалоба на решение лицензирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем лицензирующего органа.
(п. 40 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
41. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается лицензиатом в письменной форме в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
(п. 41 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
42. Жалоба рассматривается уполномоченным должностным лицом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
(п. 42 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
43. Рассмотрение жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
(п. 43 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
44. Если в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц лицензирующего органа и принятые ими решения жалоба признается удовлетворенной или частично удовлетворенной, то принимается решение о применении мер ответственности к должностному лицу лицензирующего органа, допустившему нарушения в ходе осуществления государственной функции, повлекшие за собой жалобу.
(п. 44 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
45. За предоставление лицензии, внесение изменений в реестр лицензий на основании заявлений, подаваемых в лицензирующий орган в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящего Положения, уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(п. 45 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
46. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Ключевым показателем лицензионного контроля является отношение количества объектов контроля, в отношении которых принято решение об изменении категории риска на более высокую, к общему количеству объектов контроля.
Ключевой показатель лицензионного контроля (КП) рассчитывается по следующей формуле:
Х1 - количество объектов контроля, в отношении которых принято решение об изменении категории риска на более высокую категорию по причинам, не связанным с изменением группы тяжести, за отчетный год;
У1 - общее количество объектов контроля на конец отчетного года.
Целевым (плановым) значением ключевого показателя лицензионного контроля (КП) являются 25 процентов.
(п. 46 введен Постановлением Правительства РФ от 15.01.2022 N 8)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей