Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать меры, обеспечивающие право работника на достойный труд, реализацию государственных гарантий по оплате труда, повышение уровня реальной заработной платы, в том числе за счет обеспечения повышения производительности труда, совершенствование государственной политики в сфере заработной платы и повышение уровня жизни трудящихся.
2.1. В этих целях Стороны обязуются:
2.1.1. принимать участие в обсуждении вопросов обеспечения роста денежных доходов населения как основного фактора снижения бедности, а также в рассмотрении и реализации региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации;
2.1.2. обеспечить реализацию государственных гарантий по заработной плате, направленных на обеспечение достойного уровня жизни работников и их семей, в том числе на:
повышение уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, в порядке, установленном действующим законодательством;
установление размеров тарифной ставки, оклада (должностного оклада) с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
расширение практики установления систем оплаты труда соглашениями и коллективными договорами, детализации их в локальных нормативных правовых актах с учетом принятых соглашений и коллективных договоров;
установление ограничения на снижение заработной платы работникам в связи с дисциплинарным взысканием;
получение своевременно и в полном размере заработной платы работниками, включая случаи временного выполнения трудовых функций вне стационарного рабочего места;
предоставление работникам социально-трудовых прав и гарантий, включая своевременную и в полном размере выплату заработной платы в ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы организации, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), приватизации, перепрофилирования, в случае несостоятельности, банкротства, а также в случаях прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности;
планомерное повышение минимального размера оплаты труда темпами выше уровня инфляции и установление минимального размера оплаты труда выше прожиточного минимума трудоспособного населения с целью обеспечения возможности для граждан реализовывать свои потребности в более полном объеме;
установление минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
погашение задолженности по заработной плате, оплате отпусков, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работникам, привлечение объединений профсоюзов и объединений работодателей к участию в совещаниях, консультативных и совещательных органах, межведомственных комиссиях по вопросам невыплаты заработной платы;
сохранение установленных соотношений средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, перечисленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации; а также безусловное сохранение достигнутых значений средней заработной платы в абсолютном выражении перечисленных в этих указах категорий работников государственных и муниципальных учреждений;
сохранение действия и обеспечение начисления районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями;
2.1.3. проводить государственную политику в сфере заработной платы, направленную на обеспечение получения своевременно и в полном размере справедливой заработной платы работниками, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на реализацию единых подходов к установлению размеров заработной платы в зависимости от уровня квалификации работников, сложности, количества и качества затраченного труда;
содействовать совершенствованию систем оплаты труда государственных и муниципальных учреждений и продолжить работу по введению отраслевых систем оплаты труда в бюджетной сфере, в том числе предусматривающих установление:
размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, тарифных ставок в зависимости от уровня квалификации работника и сложности труда;
единых перечней выплат стимулирующего характера и компенсационного характера, а также условий назначения указанных выплат работникам;
иных требований к условиям оплаты труда с учетом особенностей профессиональной деятельности работников;
осуществлять разработку рекомендаций по оптимальной структуре заработной платы, в том числе в части увеличения в ней доли выплат по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, по категориям работников бюджетной сферы;
устанавливать условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительными документами организации;
устанавливать предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера);
разработать и реализовать меры по снижению дифференциации между средней заработной платой 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых групп работников;
2.1.4. при выявлении нарушений принципа равной оплаты труда мужчин и женщин при его равной ценности разрабатывать меры по устранению таких нарушений;
2.1.5. проводить работу по содействию организации нормирования труда, в том числе:
по научно-методическому обеспечению организации нормирования труда;
по актуализации, по мере необходимости, типовых отраслевых норм труда, в том числе в сферах здравоохранения, образования и культуры;
по профессиональной подготовке специалистов по нормированию труда;
рекомендовать организациям определять системы нормирования труда коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций с учетом мнения представительного органа работников;
2.1.6. своевременно (до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) осуществлять разработку Комиссией Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
2.1.7. развивать коллективно-договорное регулирование заработной платы работников на основе социального партнерства, в том числе учитывать:
сбалансированное соотношение роста заработной платы, производительности труда и инфляции, взаимосвязь повышения заработной платы и квалификации работника;
установление региональными соглашениями о минимальной заработной плате размеров минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации с учетом региональных социально-экономических условий и с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
разработку мер по снижению межрегиональной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений;
возможность установления в отраслевых соглашениях систем оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), дифференцированных по уровням квалификации, размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования;
повышение стимулирующей функции заработной платы при регулировании оплаты труда в отраслевых соглашениях, коллективных договорах, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доли условно-постоянной и условно-переменной частей в структуре заработной платы;
необходимость увеличения доли окладов и иных фиксированных выплат в структуре заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений;
установление в соглашениях и коллективных договорах размеров тарифной ставки, оклада (должностного оклада) с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации;
установление в соглашениях и коллективных договорах порядка индексации заработной платы работников с учетом индекса потребительских цен в соответствии с действующим законодательством;
2.1.8. проводить мониторинг правоприменительной практики в части установления минимального размера оплаты труда в соответствии с действующим законодательством в целях выработки при необходимости предложений на среднесрочный период по стратегии изменения соотношения минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы;
проводить мониторинг реализации статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (установление минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации).
2.2. Стороны считают необходимым провести консультации по следующим вопросам:
по вопросам учета сложности, ответственности, интенсивности труда при установлении заработной платы работников вертикально интегрированных компаний с государственным участием;
по вопросам установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации;
по вопросам применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работе в местностях с особыми климатическими условиями;
по увязке темпов роста заработной платы с темпами роста производительности труда;
по вопросам изменения законодательного регулирования порядка оплаты командировок и оплаты сверхурочных работ при суммированном учете рабочего времени;
по анализу практики индексации заработной платы работников;
о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы;
по подходам к методике исчисления величины минимального потребительского бюджета и установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, в том числе в целях определения ориентиров по оплате труда при проведении коллективных переговоров;
о возможных мерах по защите трудовых прав, гарантий работников, поддержанию уровня доходов, содействию занятости при введении режима неполного рабочего времени, объявлении простоя и в случае несостоятельности (банкротства) организации;
по анализу достаточности нормативной базы, регулирующей размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, с последующим формированием предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в случае выявления недостаточности действующей нормативной базы;
по уточнению целевого назначения выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе стимулирующих выплат, устанавливаемых в целях повышения заинтересованности работников в эффективности работы всей организации, и поощрительных выплат, устанавливаемых в целях поощрения работников за эффективность работы всей организации или предприятия по итогам месяца, квартала, года с учетом решения Конституционного Суда Российской Федерации;
по определению четких критериев и условий установления работникам компенсационных, стимулирующих и поощрительных выплат.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей