I. Экономическая политика

Стороны считают, что в период действия Соглашения экономическая политика должна быть направлена на:

сохранение ответственной, сбалансированной бюджетной и денежно-кредитной политики;

обеспечение социальной справедливости, сокращение бедности и неравенства;

опережающее развитие транспортной, логистической сети, другой инфраструктуры;

повышение уровня жизни населения;

создание качественных рабочих мест с достойными условиями труда;

создание условий для устойчивого функционирования российской экономики в условиях санкционного давления;

обеспечение устойчивого роста валового внутреннего продукта и оплаты труда;

рост и развитие человеческого капитала;

увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета;

содействие достижению Целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, утвержденных резолюцией ООН "Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года";

повышение общественного статуса и значимости объединений работодателей и объединений профсоюзов в развитии экономики страны;

обеспечение роста производительности труда, прежде всего за счет модернизации технологий и технического переоснащения, совершенствование правового регулирования в части создания условий для повышения производительности труда;

содействие повышению эффективности мер, препятствующих оттоку капитала;

повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения предпринимательской деятельности и реализации инвестиционных проектов.

Учитывая, что достижение этих целей невозможно без перехода к новой модели развития, в основе которой лежит баланс интересов общества, государства и бизнеса, Стороны признают необходимость осуществления преобразований во всех сферах государственного регулирования с учетом развития системы государственного стратегического планирования и управления.

В условиях решения задач технологического суверенитета, осуществления структурной трансформации экономики и противодействия внешним вызовам, в том числе введения беспрецедентных по жесткости санкций и ограничений, Стороны договорились проводить анализ состояния бизнес-среды в стране, на основе которого формировать предложения о дополнительных мерах поддержки бизнеса для решения стоящих перед страной масштабных задач и ответа на новые вызовы, стимулирования предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности отраслей российской экономики на внутреннем и внешних рынках.

1.1. В целях повышения эффективности системы государственного управления и развития системы государственного стратегического планирования, определяющей перспективные направления социально-экономического развития страны и направляющей на их реализацию механизмы государственного управления и регулирования, Стороны принимают на себя обязательства:

содействовать повышению эффективности стратегического планирования в Российской Федерации на всех уровнях управления и обеспечению взаимоувязки стратегических документов, участвовать в подготовке, в том числе путем предоставления предложений, стратегических документов, которые затрагивают социально-трудовые и иные связанные с ними отношения;

участвовать и предоставлять предложения при рассмотрении основных параметров среднесрочного и долгосрочного прогноза социально-экономического развития;

включать задачи по кадровому обеспечению отраслей и росту заработной платы работников в отраслевые документы стратегического планирования, в том числе в государственные программы Российской Федерации и их структурные элементы, а также национальные проекты;

участвовать в ежегодной подготовке пятилетнего прогноза потребности в кадрах на уровне всей экономики, содействовать включению в основные отраслевые стратегии, государственные программы, федеральные проекты вопросов развития кадрового потенциала, обеспечивающих актуализацию программ подготовки кадров с учетом современных технологий, а также обеспечить согласованность программ и проектов, затрагивающих вопросы кадрового потенциала, между собой;

обеспечивать участие объединений работодателей и объединений профсоюзов в разработке и экспертизе нормативных правовых актов, которые затрагивают социально-трудовые и иные связанные с ними отношения;

обеспечивать участие объединений работодателей и объединений профсоюзов в соответствии с действующим законодательством в подготовке и обсуждении проектов законодательных актов, нормативных правовых и других актов органов государственной власти, касающихся законодательства о банкротстве и регулирования деятельности арбитражных управляющих, с целью усиления реабилитационной (восстановительной) направленности применения процедур банкротства для предприятий и развития экономики в целом;

обеспечивать развитие электронного взаимодействия общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и органов государственной власти в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Стороны признают основными целями денежно-кредитной политики:

повышение независимости и устойчивости денежно-кредитной и финансовой системы;

обеспечение финансовой стабильности, в том числе недопущение резких колебаний курса национальной валюты;

обеспечение доступного кредитования для отечественных предприятий реального сектора экономики и инновационных предприятий, в том числе реализацию мер поддержки проектов в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета.

1.3. Стороны считают, что бюджетная политика должна быть ориентирована на поддержку роста человеческого капитала, на усиление социальной защиты граждан, снижение экономического и социального неравенства, стимулирование повышения конкурентоспособности российской экономики и изменение ее структуры для обеспечения устойчивых темпов роста.

В связи с этим Стороны принимают на себя следующие обязательства:

принимать участие в обсуждении и рассмотрении основных направлений бюджетной, налоговой политики и таможенно-тарифной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам консолидированного бюджета Российской Федерации, основным параметрам проекта федерального бюджета в рамках формирования и реализации государственных программ Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в период между внесением их в Правительство Российской Федерации (в соответствии с приложениями N 1 и N 2) и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;

исходить при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете из приоритетности сфер, направленных на обеспечение технологического суверенитета, сохранение и развитие человеческого капитала, в том числе здравоохранения, образования, науки, активной занятости, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;

проводить консультации по разработке и реализации мер по увеличению ненефтегазовых доходов федерального бюджета;

учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;

формировать политику в сфере межбюджетных отношений, направленную на сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

содействовать повышению эффективности бюджетных расходов и устранению неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств;

содействовать стимулированию инвестиционного и потребительского спроса.

1.4. В рамках проведения эффективной налоговой политики с целью устранения социального и экономического неравенства Стороны принимают на себя обязательства:

совершенствовать налоговую политику, мотивирующую долгосрочное инвестиционное развитие организаций, внедрение высокотехнологичных рабочих мест, сокращение "серого" рынка труда;

содействовать повышению эффективности и справедливости налогообложения, в том числе в части налога на доходы физических лиц;

проработать предложения по исключению повышенного налогообложения по налогу на доходы физических лиц при осуществлении трудовой деятельности за пределами Российской Федерации в рамках реализации межправительственных соглашений;

проработать вопрос обеспечения установления не облагаемого налогом на доходы физических лиц минимума доходов трудоспособного населения в размере прожиточного минимума.

1.5. В целях формирования эффективной тарифно-ценовой политики, способствующей сокращению экономических и социальных диспропорций и их негативного влияния на экономику и доходы населения, включая согласованность такой политики с динамикой денежных доходов населения (домохозяйств), Стороны принимают обязательства:

проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и учитывать предложения Сторон по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики;

рассматривать вопросы государственного контроля соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом отраслевых соглашений;

участвовать в подготовке предложений по отдельным элементам тарифной политики, включая вопросы учета экономически обоснованных расходов работодателей на оплату труда персонала и расходы социального характера, предусмотренные отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями в сфере социального партнерства;

участвовать в совершенствовании законодательной базы регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

рассматривать вопросы о выполнении норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами соглашений в сфере социального партнерства;

участвовать в обсуждении вопросов бюджетного финансирования работ, услуг в рамках выполнения государственных заданий, а также устанавливаемых на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в целях обеспечения достижения устойчиво высоких темпов экономического роста;

участвовать в подготовке предложений по механизмам возмещения в полном объеме экономически обоснованных выпадающих доходов, образовавшихся на основании регуляторных решений в рамках государственного тарифного регулирования и иных аналогичных решений;

способствовать осуществлению эффективного контроля за соблюдением в субъектах Российской Федерации индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации с учетом динамики роста заработной платы и доходов населения.

1.6. В рамках поддержания конкурентоспособности организаций и снижения импортозависимости, обеспечения защиты трудовых прав работников, поддержания доходов граждан Стороны принимают на себя обязательства:

стимулировать развитие отечественного производства, рост научного потенциала страны путем повышения эффективности бюджетных расходов и содействия привлечению частного финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ с целью ликвидации технологического отставания и обеспечения технологического суверенитета;

обеспечить защиту внутреннего рынка путем повышения доступности товаров и услуг отечественных производителей, реализации крупномасштабных программ импортозамещения в ключевых отраслях промышленности и сельского хозяйства, обеспеченных необходимым объемом финансирования и эффективным государственным управлением и контролем;

содействовать повышению эффективности инструментов и механизмов поддержки государством восстановления производственных цепочек, включая закупки компонентов, запчастей, оборудования, техники, технологий, а также готовой продукции;

содействовать развитию сельского хозяйства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, способствовать повышению экономической эффективности работы агропромышленного комплекса.

1.7. Провести консультации по совершенствованию критериев для выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в систему для закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (выполнения государственных и муниципальных заданий), осуществляемых, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в рамках реализации крупномасштабных программ импортозамещения и усиления позиций отечественных производителей.

1.8. Стороны, в соответствии с действующим законодательством, участвуют в совершенствовании процедур финансового оздоровления и банкротства, в обеспечении приоритетности сохранения предприятий как единого производственного комплекса и сохранения рабочих мест при возникновении риска банкротства.

1.9. Стороны будут содействовать развитию системы профилактики нарушений обязательных требований, а также актуализации и оптимизации обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), предъявляемых к ведению предпринимательской деятельности, а также проверочных листов и контрольно-надзорных мероприятий.