VI. Социально-экономические проблемы развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

VI. Социально-экономические проблемы развития регионов

России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных

к ним местностей

Стороны считают важным и необходимым осуществление мер, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", обеспечивающих в том числе сбалансированное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации, развитие производительных сил северных регионов, социальные гарантии гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

6.1. В целях обеспечения социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации Российской Федерации Стороны считают необходимым:

участвовать в формировании мер, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", осуществлять контроль хода реализации данного Указа;

совершенствовать меры по сокращению различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, в том числе в регионах с низкой инвестиционной привлекательностью;

содействовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

проводить анализ переданных субъектам Российской Федерации полномочий, оказывающих значимое влияние на социально-экономические процессы в субъектах Российской Федерации;

участвовать в формировании мер, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста регионов, повышения уровня конкурентоспособности их экономик;

содействовать развитию социальной сферы регионов, повышению качества базовых социальных услуг, реализации социальных гарантий, предотвращению возникновения очагов социальной напряженности;

содействовать обеспечению национальных интересов Российской Федерации на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

6.2. В целях развития производственного потенциала северных регионов, привлечения и закрепления в этих районах молодых кадров, а также обеспечения социальных гарантий гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышения уровня и качества жизни северян, в том числе повышения доступности и качества образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения, транспортных услуг, Стороны обязуются:

6.2.1. в области предоставления государственных гарантий и компенсаций лицам -

гарантировать обеспечение выполнения в полном объеме действующих гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе сохранение размеров районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате;

провести консультации по инкорпорации сохраняющих свое действие норм законодательства СССР и РСФСР в отношении регионов России в законодательство Российской Федерации;

реализовывать меры, направленные на сокращение миграционного оттока населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, привлечение населения из других регионов, в том числе путем установления дополнительных экономических и социальных стимулов для привлечения и закрепления квалифицированных кадров в Арктике, на Дальнем Востоке и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6.2.2. в области реализации государственных программ и стратегий развития Арктической зоны Российской Федерации, регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации -

содействовать реализации стратегий социально-экономического развития Арктической зоны, Дальнего Востока и Байкальского региона;

содействовать реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года и государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации";

содействовать реализации "Морской доктрины Российской Федерации", утвержденной Указом Президента Российской Федерации 31 июля 2022 г. N 512, в части решающей роли морского транспорта в жизнеобеспечении районов Крайнего Севера и Дальнего Востока и поддержании морского потенциала Российской Федерации, соответствующего ее национальным интересам;

содействовать реализации федерального проекта "Северный морской путь";

проводить мониторинг реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308, плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р;

осуществлять мониторинг реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р;

содействовать реализации мероприятий по государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ведущих кочевой образ жизни, в том числе в целях сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

осуществлять мониторинг реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

провести консультации о преимущественном использовании труда российских граждан в качестве членов экипажей судов, плавающих в районах Арктической зоны Российской Федерации;

провести консультации по совершенствованию механизмов назначения пенсий гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

6.2.3. в области предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа -

продолжить анализ практики реализации статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в части предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи в организациях всех форм собственности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6.2.4. в области развития транспортной доступности в труднодоступных регионах:

содействовать обеспечению качества и ценовой доступности транспортных услуг (авиационных, железнодорожных, автотранспортных и водных) для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Калининградской области, на Дальнем Востоке и в Забайкалье, в Крыму;

разработать предложения по повышению доступности услуг по перевозке всеми видами транспорта (в том числе авиационным, железнодорожным, автомобильным и водным) для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и на Дальнем Востоке, в том числе при организации детского отдыха;

рассмотреть возможность субсидирования из федерального бюджета затрат на перевозки пассажиров арктических регионов воздушным транспортом местных воздушных линий и затрат на реализацию региональных программ организации внутримуниципального транспортного сообщения для субъектов Российской Федерации с низкой плотностью населения, где авиация является безальтернативным круглогодичным видом транспортного сообщения;

проводить мониторинг реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596, в том числе мероприятий, касающихся развития малой и региональной авиации, включающих в себя обновление авиапарка, реконструкцию аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос;

проводить мониторинг достаточности финансирования воздушных перевозок в рамках действующих программ субсидирования и при необходимости подготовить предложения по изменению объемов финансирования таких программ;

способствовать сохранению объемов пассажирских пригородных перевозок, в том числе перевозок льготных категорий граждан;

6.2.5. в области обеспечения устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса -

провести консультации по вопросам обеспечения устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса и объектов инженерной инфраструктуры северных территорий в целях оптимизации затрат населения на электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги;

рассматривать ход реализации государственной политики переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в том числе проживающих в северных и дальневосточных регионах, включая программы переезда в районы с благоприятным климатом;

провести консультации по вопросу временного предоставления работодателями жилья работникам, заключившим трудовые договоры с работодателями и прибывающим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на все время работы в этих районах и местностях;

6.2.6. в области повышения качества и доступности медицинских услуг -

способствовать реализации мер по обеспечению повышения доступности медицинских услуг и качества оказываемой медицинской помощи населению северных регионов, в том числе в части обеспечения гарантий проведения медицинских обследований, связанных с трудовой деятельностью;

разработать предложения, направленные на обеспечение своевременного оказания экстренной медицинской помощи лицам, работающим в отдаленных, труднодоступных северных поселках, с применением авиации;

6.2.7. в области закрепления молодых кадров в северных регионах -

провести консультации по формированию системы дополнительных экономических и социальных стимулов привлечения и закрепления молодых кадров в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

провести консультации по формированию комплексных программ по переезду квалифицированных кадров в северные регионы, включающие в себя возможность поддержки с переездом всех членов семьи сотрудника, их дальнейшим трудоустройством;

рассмотреть вопрос о проведении целевой подготовки и переподготовки молодых кадров, в том числе через формирование государственного заказа на подготовку кадров, ориентированных на развитие регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

6.2.8. в области организации и проведения детского отдыха -

разработать предложения по обеспечению доступности летнего отдыха и оздоровления детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в регионах с благоприятными природно-климатическими условиями;

провести консультации по совершенствованию системы оздоровления детей, проживающих на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с использованием инфраструктуры курортов южных регионов Российской Федерации;

6.2.9. в области устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера -

провести консультации по разработке мероприятий, направленных на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера;

6.2.10. в области усиления влияния федерального центра на решение вопросов развития Севера и Арктики -

рассмотреть возможность включения представителей Сторон в состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики;

6.2.11. в области организации работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях -

провести консультации по вопросам, связанным с особенностями регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.

6.3. В целях обеспечения стабильного развития моногородов и монопрофильных населенных пунктов Стороны обязуются:

содействовать разработке и реализации комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов и (или) диверсификацию производства в градообразующих организациях;

подготовить предложения по развитию экономики моногородов и территорий с низким экономическим потенциалом;

проводить мониторинг рынка труда и социально-экономической ситуации в монопрофильных населенных пунктах;

проводить консультации по актуализации перечня моногородов и монопрофильных населенных пунктов.

6.4. В целях обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышения качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению Стороны считают необходимым:

подготовить предложения по улучшению условий обеспечения граждан России с различным уровнем доходов доступным и комфортным жильем, а также по расширению масштабов строительства социального жилья;

содействовать проведению жилищной политики, реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710;

подготовить предложения по улучшению условий обеспечения качественными жилищно-коммунальными услугами граждан России;

проводить мониторинг действующего законодательства в части механизмов социальной поддержки, в том числе финансовой и иной поддержки граждан для оплаты жилья и коммунальных услуг, при необходимости подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство.