VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

VII. Развитие социального партнерства и координация действий

Сторон Соглашения

Определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства в Российской Федерации реализацию принципа согласования интересов работников, работодателей и государства и распределение между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны, Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда на всех уровнях при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют выполнение обязательств, содержащихся в Соглашении.

7.1. Стороны обязуются реализовать меры, направленные на повышение роли Комиссии, и обеспечить:

реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

подготовку предложений с целью внесения изменения в положения о федеральных органах исполнительной власти в части наделения их функциями по развитию социального партнерства в координируемой сфере деятельности, предусмотренными статьей 114 (часть 1 пункт е.4) Конституции Российской Федерации, закрепление обязанностей федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию с общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими профсоюзами, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей по вопросам реализации социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в сферах ведения этих органов в соответствии с трудовым законодательством;

создание при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий, участие в них представителей Сторон, представляющих общероссийские объединения работодателей, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов;

участие представителей Сторон, представляющих общероссийские объединения работодателей, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов, в общественных советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти, страховщиках по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (при их наличии);

разработку директивы Правительства Российской Федерации представителям государства в советах директоров компаний с государственным участием о рассмотрении и принятии решения на советах директоров вопроса о вхождении компаний в общероссийские объединения работодателей, в общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также содействие реализации такого подхода в субъектах Российской Федерации в отношении их государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений.

7.2. Стороны обязуются обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами, учет по ним мнения Комиссии.

Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в сфере труда в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации и федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами при принятии решений.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов в сфере труда, в том числе подлежащие совместной подготовке в соответствии с Соглашением, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами в Комиссию для рассмотрения до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, страховщиками по обязательному социальному страхованию.

Стороны будут добиваться того, чтобы проекты федеральных законов, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство, вносились Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при наличии согласованной позиции Сторон, а также, чтобы нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений, в том числе разработанные государственными внебюджетными фондами, принимались Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами при наличии согласованной позиции Сторон.

Стороны обязуются реализовывать меры по дальнейшему совершенствованию института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов, включая поправки Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

7.3. В целях повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства Стороны обязуются:

проводить анализ развития социального партнерства на всех уровнях;

осуществлять мониторинг и анализ практики заключения соглашений на отраслевом (межотраслевом), региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях, а также опыта работы органов социального партнерства;

осуществлять мониторинг и проводить работу по изучению и распространению опыта региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, содействовать развитию системы социального партнерства и ее институтов на региональном и отраслевом уровнях, подготовить рекомендации по развитию социального партнерства в субъектах Российской Федерации;

содействовать формированию постоянно действующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства;

при подготовке соглашений проводить работу по обеспечению взаимосвязи отраслевых и региональных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений;

поддерживать в актуальном состоянии открытую информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, а также формировать информационную базу региональных и межрегиональных соглашений и региональных соглашений о минимальной заработной плате;

содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях всех форм собственности;

содействовать развитию различных форм социального партнерства в государственных и муниципальных учреждениях, унитарных предприятиях, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности;

содействовать присоединению государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности, к отраслевым (межотраслевым) соглашениям, заключенным на федеральном уровне социального партнерства;

содействовать участию представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организацией с правом совещательного голоса в порядке, установленном законодательством;

внедрять инструменты популяризации и продвижения ценностей социального партнерства;

содействовать развитию информационного обеспечения системы социального партнерства на всех уровнях;

обеспечить информирование сторон отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, об организациях, отказавшихся от присоединения к этим соглашениям.

7.4. Подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на стимулирование участия работодателей в системе социального партнерства в сфере труда, в том числе касающиеся:

- отнесения вступительных и членских взносов в объединения работодателей, уплачиваемых в соответствии с требованиями уставных документов, к затратам для целей налогообложения и тарифорегулирования;

- расширения предмета регулирования отраслевых (тарифных) соглашений за счет дополнения Трудового кодекса Российской Федерации нормами, предусматривающими возможность установления специфики регулирования отдельных вопросов в отраслевых (тарифных) соглашениях;

- установления на законодательном уровне критериев отнесения работодателей к категории социально ответственных.

7.5. Стороны договорились рекомендовать устанавливать в коллективных договорах и соглашениях дополнительные меры социальной поддержки членам семей работников, принимающих участие в специальной военной операции посредством прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, призыву по мобилизации или заключения контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

7.6. Стороны договорились:

совершенствовать нормы и положения трудового законодательства в соответствии с меняющимися условиями современной экономики;

содействовать осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере труда в соответствии с международными трудовыми нормами;

продолжить совместную работу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, включая:

развитие риск-ориентированного подхода в отношении плановой деятельности органов контроля,

расширение возможностей и практики досудебного обжалования решений, принимаемых органами контроля (надзора);

исключение дублирования функций разных контрольно-надзорных органов в отношении одного объекта контроля (надзора).

7.7. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

принимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, по противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

изучить сложившуюся практику и при необходимости подготовить предложения по совершенствованию досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров и внесудебного разрешения коллективных трудовых споров, в том числе совершенствованию деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышению эффективности и доступности действующих и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

обобщить и расширить практику создания при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров;

разработать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража);

включить в примерные основные образовательные программы дисциплину (модуль) "Регулирование социально-трудовых отношений на основе социального партнерства";

обеспечить частичное финансирование за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов - базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально-трудовых отношений, оказывать образовательным организациям высшего образования, учредителями которых выступают объединения профсоюзов, содействие в осуществлении подготовки кадров, в том числе за счет средств федерального бюджета.

7.8. Стороны будут содействовать дальнейшему развитию практики подготовки работодателями социальных (нефинансовых) отчетов, распространению международного и российского стандартов социальной ответственности.

7.9. Стороны обязуются обеспечить участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению заявок участников всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", по совершенствованию порядка проведения конкурса, а также по определению и награждению его победителей, включая актуализацию и дополнение перечня номинаций конкурса.

7.10. Стороны гарантируют соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о свободе объединения, о невмешательстве Сторон в деятельность друг друга и не препятствуют созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей, содействуют в соответствии с законодательством Российской Федерации перечислению профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.

7.11. Стороны будут проводить консультации по следующим вопросам:

внесение изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и трудового законодательства, в том числе на основе изучения передового опыта, и при необходимости подготовка соответствующих предложений;

расширение членства в объединениях работодателей, в том числе за счет участия экономически значимых компаний;

построение вертикально интегрированной системы объединений работодателей за счет обязательного членства нижестоящих объединений работодателей в вышестоящих объединениях работодателей;

распространение соглашений, особенностей коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в отраслях естественных монополий, в организациях зарубежных компаний, действующих на территории Российской Федерации, и в субъектах малого и среднего предпринимательства, и при необходимости подготовка предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

выработка критериев мотивированного отказа от присоединения к соглашениям;

учет статуса социально ответственного работодателя при установлении регулируемых цен (тарифов), в том числе при применении метода аналогов (эталонных расходов);

учет статуса социально ответственного работодателя при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства;

оптимизация отчетности в сфере труда, развитие электронного документооборота, межведомственного информационного взаимодействия, государственных информационных систем;

уточнение структуры и содержания соглашений и коллективных договоров и при необходимости подготовка рекомендаций и предложений Комиссии о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

совершенствование механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров;

обеспечение ответственности сторон при заключении и выполнении коллективных договоров, соглашений и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

вопросам сложившейся практики и совершенствования правоприменения в части предоставления сторонами коллективных переговоров имеющейся у них информации, необходимой для ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений;

разрешения коллективных трудовых споров и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

распространения отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на федеральном уровне, на всех работодателей;

совершенствования механизма реализации социального партнерства на отраслевом уровне, в том числе разработки предложений о закреплении понятия "отрасль" для целей социального партнерства;

совершенствования законодательства в части установления ответственности за выполнение решений, принимаемых органами социального партнерства;

установления социального пакета в коллективных договорах и соглашениях;

реализации профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений и результатам мониторинга ситуаций воспрепятствования работодателями осуществлению профсоюзного контроля;

формирования баз данных соглашений и коллективных договоров;

распространения механизмов социального партнерства в сфере труда на всех трудящихся независимо от форм занятости;

обеспечения приоритетного права профсоюзов (их объединений) на проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений;

практики проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений с участием органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

7.12. Стороны договорились, что будут консультироваться по вопросам предупреждения проявлений насилия и домогательств в сфере труда. В целях реализации принципа запрета дискриминации в трудовых отношениях Стороны договорились о проведении анализа практики применения средств правовой защиты в случаях дискриминации в трудовых отношениях, о подготовке предложений по совершенствованию механизмов защиты в случае дискриминации.

7.13. Стороны содействуют развитию международных связей в сфере социально-трудовых отношений, обеспечивают участие представителей Сторон в разработке и обсуждении документов международных организаций.

Стороны обязуются проводить анализ правоприменительной практики в части реализации ратифицированных Российской Федерацией конвенций Международной организации труда.

Стороны обязуются ежегодно проводить консультации по вопросам подготовки Правительством Российской Федерации докладов, представляемых Российской Федерацией Международному бюро труда.

7.14. Стороны обязуются реализовывать мероприятия по продвижению целей и принципов достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда, а также при необходимости подготовить предложения по их совершенствованию и по адаптированию перечня показателей, рекомендуемых Международной организацией труда в качестве индикаторов достойного труда (приложение N 3).

7.15. Стороны обязуются провести консультации по вопросам подготовки предложений о ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда согласно приложению N 4, а также рассмотрения в Комиссии вопросов, связанных с их ратификацией.

7.16. Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения согласно приложению N 5.

7.17. Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы предоставляют общероссийским профсоюзам (их объединениям) и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ.

7.18. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярное опубликование в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

7.19. Каждая из Сторон в трехмесячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.

7.20. Стороны принимают на себя обязательство один раз в полугодие разрабатывать единый план первоочередных мероприятий Комиссии по реализации Соглашения.

7.21. Правительство Российской Федерации при формировании планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации обеспечит учет положений Соглашения, реализация которых требует принятия соответствующих законодательных актов.

7.22. Комиссия рассматривает ход выполнения положений Соглашения за весь период его действия.

7.23. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

сторона, проявившая инициативу в отношении внесения изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров и перечень конкретных изменений;

после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца;

изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.

7.24. Стороны договорились, что будут содействовать созданию условий для информирования граждан о значимых мероприятиях, проводимых Сторонами.

Государственные средства массовой информации (телеканал "Россия-1", радиостанция "Радио России" и "Российская газета") ежемесячно на безвозмездной основе представляют по запросу эфирное время и газетные площади для выступлений координаторов Сторон.

7.25. Текст Соглашения публикуется в "Российской газете" и в центральной профсоюзной газете "Солидарность" в двухнедельный срок после его подписания, а также в журнале "Бизнес России".