III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

Учитывая изменение ситуации на рынке труда, характеризующиеся дефицитом квалифицированной рабочей силы, Стороны считают обеспечение населения Российской Федерации современными высокопроизводительными рабочими местами с достойным уровнем заработной платы одним из основных государственных приоритетов страны.

3.1. С этой целью Стороны считают необходимым способствовать решению следующих задач:

3.1.1. содействие обеспечению условий для продуктивной и свободно избранной занятости граждан Российской Федерации, в том числе:

совершенствование мониторинга и системы прогнозирования спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда как на краткосрочный и среднесрочный периоды, так и на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах;

разработка и реализация системы мер, направленных на снижение негативных последствий дефицита квалифицированных кадров и обеспечение потребности экономики в таких трудовых ресурсах;

сохранение и создание новых достойных рабочих мест, прежде всего в производственных секторах экономики;

своевременное выявление и предотвращение рисков роста напряженности на рынке труда, в том числе в трудоизбыточных регионах,

разработка и реализация мер по недопущению существенного роста безработицы;

обеспечение равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к активным программам на рынке труда;

реализация мер по содействию трудовой мобильности, в том числе за счет средств федерального бюджета;

стимулирование занятости населения, в том числе выпускников системы профобразования, включая приоритетные, производственные, сектора экономики;

совершенствование механизмов поддержки занятости населения при реструктуризации градообразующих предприятий, в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), модернизации экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов;

3.1.2. разработка и реализация мер, способствующих расширению возможностей трудоустройства для молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей, лиц, испытывающих трудности в поиске работы, по следующим направлениям:

совершенствование нормативно-правового регулирования и инструментов финансового обеспечения практико-ориентированных образовательных программ, стажировок учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях получения навыков и опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;

расширение применения механизма целевого обучения в организациях высшего и среднего профессионального образования;

предоставление возможностей по переподготовке и дополнительному профессиональному образованию, способствующих трудоустройству лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

содействие принятию мер, направленных на создание условий для совмещения родителями работы (учебы) и воспитания детей;

стимулирование заинтересованности работодателей в трудоустройстве и поддержке занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализация программ по субсидированию их занятости;

развитие и популяризация института наставничества;

формирование эффективной системы взаимодействия органов службы занятости с получателями государственных услуг в области содействия занятости населения (с гражданами и работодателями);

повышение доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;

обеспечение информированности граждан и работодателей о предоставляемых органами службы занятости государственных услугах, а также о наличии вакансий в различных субъектах Российской Федерации;

распространение лучших практик реализации мер по содействию занятости молодежи, работников, имеющих несовершеннолетних детей.

3.1.3. развитие системы профессиональных квалификаций, в том числе:

модернизация системы профессионального образования с учетом потребности рынка труда и работодателей, развитие его технологической базы; интеграция системы профессиональных квалификаций с системой профессионального образования и обучения, а также синхронизация понятийного аппарата, используемого в сфере образования, труда и в системе профессиональных квалификаций;

развитие качественного образования, обеспечивающего потребности экономики в необходимых навыках рабочей силы, в том числе с учетом влияния цифровых технологий, включая искусственный интеллект, на рынок труда;

модернизация системы профессиональных стандартов на основе унифицированной структуры в целях повышения эффективности их использования для управления персоналом и развития системы профессионального образования;

формирование предложений, направленных на совершенствование практики применения независимой оценки квалификации, в том числе в тарифорегулируемых отраслях и организациях с государственным участием;

усиление взаимосвязи уровня квалификации и производительности труда работников и оплаты их труда;

совершенствование правового регулирования участия работодателей, советов по профессиональным квалификациям (СПК) в трансформации системы образования под потребности рынка труда в части содержания квалификационных и образовательных требований работодателей, формирования требований к содержанию образовательных программ и их материально-техническому обеспечению, а также повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и оценки квалификаций выпускников;

установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

развитие системы оценки квалификации работников, профессиональная деятельность которых связана в том числе с повышенными требованиями к надежности и безопасности выполнения работ, рисками причинения ущерба жизни и здоровью граждан, иными профессиональными рисками; с финансовой и общественной безопасностью; повышение финансовой и территориальной доступности оценки квалификации для работников;

совершенствование практики применения отдельных инструментов независимой оценки квалификации при проведении государственной итоговой (итоговой) и (или) промежуточной аттестации обучающихся по основным и дополнительным программам профессионального образования и программам профессионального обучения;

гармонизация процедур государственной итоговой (промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации в системе высшего образования и среднего профессионального образования, итоговой аттестации по программам дополнительного профессионального образования, процедур квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения, финансируемых из бюджетных источников, предусматривающая бесплатное прохождение профессионального экзамена для обучающихся и выпускников;

продолжение последовательного перехода от применения ЕТКС, а также ЕКС для установления требований к квалификации работников и системам оплаты труда в организациях к применению профессиональных стандартов;

сохранение права работодателей на использование ЕТКС и ЕКС для установления требований к квалификации работников и систем оплаты труда в организациях;

актуализация общероссийских классификаторов в сфере труда (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийский классификатор занятий);

формирование системы мониторинга кадровых потребностей в том числе в профессионально-квалификационном разрезе с учетом региональной и отраслевой специфики, развитие системы оценки текущего и перспективного спроса на квалификации и их предложения на рынке труда, в том числе на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

использование принципа социальной ипотеки для привлечения квалифицированных педагогических работников в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие федеральные проекты и программы;

повышение роли компаний в совершенствовании системы профессионального образования;

подконтрольность организаций, проводящих независимую оценку квалификации, институтам (органам) по развитию национальной системы квалификаций, советам по профессиональным квалификациям, Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

обеспечение участия объединений работодателей и объединений профсоюзов в подготовке и обсуждении проектов законодательных актов, нормативных правовых актов органов государственной власти, устанавливающих или изменяющих требования к лицам, претендующим на осуществление профессиональной деятельности, регулируемой специальными федеральными законами;

3.1.4. осуществление мер, направленных на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:

разработка предложений по развитию трудовых ресурсов и подготовке кадров, усиление координации системы профессионального образования и рынка труда, включая совершенствование механизмов реализации федеральных проектов "Профессионалитет", "Передовые инженерные школы" и др.;

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан по востребованным профессиям (специальностям), в том числе при содействии органов службы занятости;

развитие системы профессиональной ориентации;

расширение практико-ориентированных образовательных программ в рамках подготовки учащихся в целях получения опыта работы;

содействие развитию материально-технической базы государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций;

распространение лучших практик компаний по переподготовке и повышению квалификации работников, включая получение ими дополнительного профессионального образования, прохождения дополнительного профессионального обучения;

обеспечение участия объединений работодателей и объединений профсоюзов в разработке и обсуждении примерных образовательных программ среднего профессионального образования;

3.1.5. повышение эффективности привлечения и использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации с участием социальных партнеров, в том числе:

привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации с участием трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации;

совершенствование механизмов привлечения иностранной рабочей силы с учетом применения новых инструментов взаимодействия работодателей и иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности;

развитие информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" с целью обеспечения эффективности реализации и мониторинга реализации соглашений об организованном наборе иностранных работников, а также интеграции с национальными базами вакансий и резюме государств ЕАЭС и СНГ;

актуализация перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, на которых не распространяются квоты;

установление допустимых долей иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности;

определение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в порядке, требующем получения визы и квоты на оформление разрешений на работу и приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности;

повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и социальных партнеров в регулировании привлечения иностранной рабочей силы;

проведение мониторинга численности и распределения всех категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации;

мониторинг оказания государственных услуг в сфере миграции работодателям и иностранным гражданам;

3.1.6. разработка мер по сокращению масштабов "теневой" занятости;

3.1.7. подготовка предложений по повышению размера пособия по безработице с учетом достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3.1.8. повышение престижа рабочих и инженерно-технических профессий, в том числе:

проведение с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий информационно-пропагандистских кампаний, направленных на повышение престижа рабочих профессий;

проведение и популяризация среди граждан и организаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии", в том числе за счет увеличения (индексации) призового фонда, софинансирования расходов организаторов отдельных номинаций конкурса на проведение и информационное сопровождение соревнований, обеспечения широкомасштабной информационной кампании;

проведение и популяризация среди граждан и организаций отраслевых (межотраслевых) соревнований профессионального мастерства;

проведение чемпионатов по профессиональному мастерству;

3.1.9. реализация и расширение возможностей осуществления электронного кадрового документооборота для всех заинтересованных работодателей, в том числе на основе анализа правоприменительной практики;

3.1.10. развитие кадрового потенциала и совершенствование механизмов привлечения в отрасли специалистов высокого уровня квалификации, развитие их профессиональной мобильности, включение в национальные проекты, программы развития отраслей, территорий разделов, предусматривающих обеспечение их соответствующими кадрами;

обеспечение предприятий приоритетных отраслей экономики профессиональными кадрами, отвечающими потребностям развития высокотехнологичных отраслей промышленности и содействие их кадровым службам в привлечении кандидатов на вакансии.

3.2. В целях совершенствования системы информации о рынке труда Стороны будут содействовать осуществлению следующих мер, в том числе:

проведение мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и моногородов;

проведение мониторинга высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций по субъектам Российской Федерации;

проведение мониторинга и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;

проведение мониторинга и оценка качества и доступности профессионального образования;

повышение качества и достоверности, расширение доступности официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам движения рабочих мест, занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, условий труда на рабочих местах;

развитие информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" с целью обеспечения эффективности взаимодействия в электронном виде органов службы занятости с работодателями и гражданами, ищущими работу;

повышение эффективности взаимодействия граждан и работодателей в целях содействия занятости, в том числе с использованием цифровых технологий.

3.3. Стороны договорились проводить консультации по следующим вопросам:

обеспечение прав и гарантий в сфере труда трудящихся в нестандартных формах занятости;

разработка направлений активной политики занятости населения и мер по защите граждан от частичной безработицы, подготовка предложений по их финансовой обеспеченности;

по стимулированию незанятого населения к возобновлению трудовой деятельности;

популяризация практики заключения целевых договоров учащихся профессиональных образовательных организаций в целях получения навыков, удовлетворяющих запросу работодателя, и последующего трудоустройства;

расширение возможностей для занятости лиц предпенсионного возраста, родителей, воспитывающих детей до 14 лет, лиц с нарушениями интеллектуального развития, а также по совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, престарелыми или больными родственниками;

разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей, и других категорий граждан;

реализация мероприятий, согласованных сторонами социального партнерства, по повышению уровня занятости молодежи, инвалидов;

обеспечение достойного уровня жизни вынужденно безработных граждан с учетом их семейной нагрузки, в том числе:

повышение размера пособия по безработице для всех безработных граждан, включая самозанятых, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, и иных категорий трудящихся;

совершенствование системы пособий по безработице и материальной поддержки безработных граждан, ориентированной на временное возмещение утраченного заработка на период активного поиска работы;

установление повышенного размера пособия по безработице безработным гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, пропорционально количеству таких детей;

подготовки предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части привлечения иностранной рабочей силы работодателями.