Учитывая изменение ситуации на рынке труда, характеризующиеся дефицитом квалифицированной рабочей силы, Стороны считают обеспечение населения Российской Федерации современными высокопроизводительными рабочими местами с достойным уровнем заработной платы одним из основных государственных приоритетов страны.
3.1. С этой целью Стороны считают необходимым способствовать решению следующих задач:
3.1.1. содействие обеспечению условий для продуктивной и свободно избранной занятости граждан Российской Федерации, в том числе:
совершенствование мониторинга и системы прогнозирования спроса и предложения трудовых ресурсов на рынке труда как на краткосрочный и среднесрочный периоды, так и на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах;
разработка и реализация системы мер, направленных на снижение негативных последствий дефицита квалифицированных кадров и обеспечение потребности экономики в таких трудовых ресурсах;
сохранение и создание новых достойных рабочих мест, прежде всего в производственных секторах экономики;
своевременное выявление и предотвращение рисков роста напряженности на рынке труда, в том числе в трудоизбыточных регионах,
разработка и реализация мер по недопущению существенного роста безработицы;
обеспечение равного доступа граждан вне зависимости от места их проживания к активным программам на рынке труда;
реализация мер по содействию трудовой мобильности, в том числе за счет средств федерального бюджета;
стимулирование занятости населения, в том числе выпускников системы профобразования, включая приоритетные, производственные, сектора экономики;
совершенствование механизмов поддержки занятости населения при реструктуризации градообразующих предприятий, в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), модернизации экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов;
3.1.2. разработка и реализация мер, способствующих расширению возможностей трудоустройства для молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей, лиц, испытывающих трудности в поиске работы, по следующим направлениям:
совершенствование нормативно-правового регулирования и инструментов финансового обеспечения практико-ориентированных образовательных программ, стажировок учащихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях получения навыков и опыта работы, а также их последующего трудоустройства на постоянные рабочие места;
расширение применения механизма целевого обучения в организациях высшего и среднего профессионального образования;
предоставление возможностей по переподготовке и дополнительному профессиональному образованию, способствующих трудоустройству лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
содействие принятию мер, направленных на создание условий для совмещения родителями работы (учебы) и воспитания детей;
стимулирование заинтересованности работодателей в трудоустройстве и поддержке занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, реализация программ по субсидированию их занятости;
развитие и популяризация института наставничества;
формирование эффективной системы взаимодействия органов службы занятости с получателями государственных услуг в области содействия занятости населения (с гражданами и работодателями);
повышение доступности и качества государственных услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения;
обеспечение информированности граждан и работодателей о предоставляемых органами службы занятости государственных услугах, а также о наличии вакансий в различных субъектах Российской Федерации;
распространение лучших практик реализации мер по содействию занятости молодежи, работников, имеющих несовершеннолетних детей.
3.1.3. развитие системы профессиональных квалификаций, в том числе:
модернизация системы профессионального образования с учетом потребности рынка труда и работодателей, развитие его технологической базы; интеграция системы профессиональных квалификаций с системой профессионального образования и обучения, а также синхронизация понятийного аппарата, используемого в сфере образования, труда и в системе профессиональных квалификаций;
развитие качественного образования, обеспечивающего потребности экономики в необходимых навыках рабочей силы, в том числе с учетом влияния цифровых технологий, включая искусственный интеллект, на рынок труда;
модернизация системы профессиональных стандартов на основе унифицированной структуры в целях повышения эффективности их использования для управления персоналом и развития системы профессионального образования;
формирование предложений, направленных на совершенствование практики применения независимой оценки квалификации, в том числе в тарифорегулируемых отраслях и организациях с государственным участием;
усиление взаимосвязи уровня квалификации и производительности труда работников и оплаты их труда;
совершенствование правового регулирования участия работодателей, советов по профессиональным квалификациям (СПК) в трансформации системы образования под потребности рынка труда в части содержания квалификационных и образовательных требований работодателей, формирования требований к содержанию образовательных программ и их материально-техническому обеспечению, а также повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и оценки квалификаций выпускников;
установление тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
развитие системы оценки квалификации работников, профессиональная деятельность которых связана в том числе с повышенными требованиями к надежности и безопасности выполнения работ, рисками причинения ущерба жизни и здоровью граждан, иными профессиональными рисками; с финансовой и общественной безопасностью; повышение финансовой и территориальной доступности оценки квалификации для работников;
совершенствование практики применения отдельных инструментов независимой оценки квалификации при проведении государственной итоговой (итоговой) и (или) промежуточной аттестации обучающихся по основным и дополнительным программам профессионального образования и программам профессионального обучения;
гармонизация процедур государственной итоговой (промежуточной) аттестации и независимой оценки квалификации в системе высшего образования и среднего профессионального образования, итоговой аттестации по программам дополнительного профессионального образования, процедур квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения, финансируемых из бюджетных источников, предусматривающая бесплатное прохождение профессионального экзамена для обучающихся и выпускников;
продолжение последовательного перехода от применения ЕТКС, а также ЕКС для установления требований к квалификации работников и системам оплаты труда в организациях к применению профессиональных стандартов;
сохранение права работодателей на использование ЕТКС и ЕКС для установления требований к квалификации работников и систем оплаты труда в организациях;
актуализация общероссийских классификаторов в сфере труда (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Общероссийский классификатор занятий);
формирование системы мониторинга кадровых потребностей в том числе в профессионально-квалификационном разрезе с учетом региональной и отраслевой специфики, развитие системы оценки текущего и перспективного спроса на квалификации и их предложения на рынке труда, в том числе на территории регионов Арктической зоны, Дальнего Востока и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
использование принципа социальной ипотеки для привлечения квалифицированных педагогических работников в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие федеральные проекты и программы;
повышение роли компаний в совершенствовании системы профессионального образования;
подконтрольность организаций, проводящих независимую оценку квалификации, институтам (органам) по развитию национальной системы квалификаций, советам по профессиональным квалификациям, Национальному совету при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;
обеспечение участия объединений работодателей и объединений профсоюзов в подготовке и обсуждении проектов законодательных актов, нормативных правовых актов органов государственной власти, устанавливающих или изменяющих требования к лицам, претендующим на осуществление профессиональной деятельности, регулируемой специальными федеральными законами;
3.1.4. осуществление мер, направленных на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:
разработка предложений по развитию трудовых ресурсов и подготовке кадров, усиление координации системы профессионального образования и рынка труда, включая совершенствование механизмов реализации федеральных проектов "Профессионалитет", "Передовые инженерные школы" и др.;
профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан по востребованным профессиям (специальностям), в том числе при содействии органов службы занятости;
развитие системы профессиональной ориентации;
расширение практико-ориентированных образовательных программ в рамках подготовки учащихся в целях получения опыта работы;
содействие развитию материально-технической базы государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций;
распространение лучших практик компаний по переподготовке и повышению квалификации работников, включая получение ими дополнительного профессионального образования, прохождения дополнительного профессионального обучения;
обеспечение участия объединений работодателей и объединений профсоюзов в разработке и обсуждении примерных образовательных программ среднего профессионального образования;
3.1.5. повышение эффективности привлечения и использования иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетности трудоустройства граждан Российской Федерации с участием социальных партнеров, в том числе:
привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в субъектах Российской Федерации с участием трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации;
совершенствование механизмов привлечения иностранной рабочей силы с учетом применения новых инструментов взаимодействия работодателей и иностранных работников в целях осуществления трудовой деятельности;
развитие информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" с целью обеспечения эффективности реализации и мониторинга реализации соглашений об организованном наборе иностранных работников, а также интеграции с национальными базами вакансий и резюме государств ЕАЭС и СНГ;
актуализация перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, на которых не распространяются квоты;
установление допустимых долей иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности;
определение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в порядке, требующем получения визы и квоты на оформление разрешений на работу и приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности;
повышение роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и социальных партнеров в регулировании привлечения иностранной рабочей силы;
проведение мониторинга численности и распределения всех категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации;
мониторинг оказания государственных услуг в сфере миграции работодателям и иностранным гражданам;
3.1.6. разработка мер по сокращению масштабов "теневой" занятости;
3.1.7. подготовка предложений по повышению размера пособия по безработице с учетом достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;
3.1.8. повышение престижа рабочих и инженерно-технических профессий, в том числе:
проведение с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий информационно-пропагандистских кампаний, направленных на повышение престижа рабочих профессий;
проведение и популяризация среди граждан и организаций Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии", в том числе за счет увеличения (индексации) призового фонда, софинансирования расходов организаторов отдельных номинаций конкурса на проведение и информационное сопровождение соревнований, обеспечения широкомасштабной информационной кампании;
проведение и популяризация среди граждан и организаций отраслевых (межотраслевых) соревнований профессионального мастерства;
проведение чемпионатов по профессиональному мастерству;
3.1.9. реализация и расширение возможностей осуществления электронного кадрового документооборота для всех заинтересованных работодателей, в том числе на основе анализа правоприменительной практики;
3.1.10. развитие кадрового потенциала и совершенствование механизмов привлечения в отрасли специалистов высокого уровня квалификации, развитие их профессиональной мобильности, включение в национальные проекты, программы развития отраслей, территорий разделов, предусматривающих обеспечение их соответствующими кадрами;
обеспечение предприятий приоритетных отраслей экономики профессиональными кадрами, отвечающими потребностям развития высокотехнологичных отраслей промышленности и содействие их кадровым службам в привлечении кандидатов на вакансии.
3.2. В целях совершенствования системы информации о рынке труда Стороны будут содействовать осуществлению следующих мер, в том числе:
проведение мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и моногородов;
проведение мониторинга высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций по субъектам Российской Федерации;
проведение мониторинга и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
проведение мониторинга и оценка качества и доступности профессионального образования;
повышение качества и достоверности, расширение доступности официальной статистической информации и ведомственных мониторингов по вопросам движения рабочих мест, занятости и безработицы, качества рабочей силы, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, условий труда на рабочих местах;
развитие информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" с целью обеспечения эффективности взаимодействия в электронном виде органов службы занятости с работодателями и гражданами, ищущими работу;
повышение эффективности взаимодействия граждан и работодателей в целях содействия занятости, в том числе с использованием цифровых технологий.
3.3. Стороны договорились проводить консультации по следующим вопросам:
обеспечение прав и гарантий в сфере труда трудящихся в нестандартных формах занятости;
разработка направлений активной политики занятости населения и мер по защите граждан от частичной безработицы, подготовка предложений по их финансовой обеспеченности;
по стимулированию незанятого населения к возобновлению трудовой деятельности;
популяризация практики заключения целевых договоров учащихся профессиональных образовательных организаций в целях получения навыков, удовлетворяющих запросу работодателя, и последующего трудоустройства;
расширение возможностей для занятости лиц предпенсионного возраста, родителей, воспитывающих детей до 14 лет, лиц с нарушениями интеллектуального развития, а также по совмещению трудовой деятельности с семейными обязанностями для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, престарелыми или больными родственниками;
разработка предложений по совершенствованию политики в сфере содействия занятости молодежи, родителей, имеющих несовершеннолетних детей, и других категорий граждан;
реализация мероприятий, согласованных сторонами социального партнерства, по повышению уровня занятости молодежи, инвалидов;
обеспечение достойного уровня жизни вынужденно безработных граждан с учетом их семейной нагрузки, в том числе:
повышение размера пособия по безработице для всех безработных граждан, включая самозанятых, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, и иных категорий трудящихся;
совершенствование системы пособий по безработице и материальной поддержки безработных граждан, ориентированной на временное возмещение утраченного заработка на период активного поиска работы;
установление повышенного размера пособия по безработице безработным гражданам, имеющим детей в возрасте до 18 лет, пропорционально количеству таких детей;
подготовки предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части привлечения иностранной рабочей силы работодателями.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей