Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.04.2024 N АКПИ24-166 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.02.2022 N 92>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 апреля 2024 г. N АКПИ24-166

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Кириллова В.С.,

при секретаре Е.,

с участием прокурора Русакова И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М. о признании частично недействующими абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92 (далее также - Постановление) утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Изменения). Нормативный правовой акт 4 февраля 2022 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и опубликован 7 февраля 2022 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 6, ст. 896.

Абзацами восьмым - двадцать третьим подпункта "б" пункта 1 Изменений Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее также - Правила N 491), дополнены подпунктами 29(1) - 29(5), регулирующими расчет платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 Изменений, дополняющих Правила N 491 подпунктом "а" пункта 29(3), согласно которому в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) указанных правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к Правилам N 491, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом, в той части, в которой эти положения допускают возможность осуществления такого перерасчета за периоды времени до вступления в силу Изменений. По мнению административного истца, оспариваемая норма не соответствует статье 6, части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) и статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований М. указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме. На основании подпункта "а" пункта 29(3) Правил N 491 управляющей компанией ему доначислена плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме за период времени с января по август 2022 г.

Административный ответчик - Правительство Российской Федерации - поручил представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 13 марта 2024 г. N ДГ-П16-7463), в письменных возражениях на административный иск указавшему, что Постановление издано в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, в оспариваемой части соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании административный истец М. и его представитель А. поддержали заявленные требования.

Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения административного иска.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Нефедова О.Н., объяснения административного истца и его представителя, возражения представителя административного ответчика, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Полномочия Правительства Российской Федерации как исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 5 которого закреплено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).

На момент утверждения Правил N 491 аналогичные положения были закреплены в статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Частью 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные федеральным законом полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 13 августа 2006 г. N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92 утверждены Изменения, подпунктом "б" пункта 1 которых Правила N 491 дополнены пунктами 29(1) - 29(5).

Таким образом, оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят Правительством Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования нормативных правовых актов. Данные обстоятельства ранее установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2023 г. N АКПИ23-582 и не оспариваются административным истцом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 9.1 статьи 156 ЖК РФ уточняет, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 9.2 статьи 156 ЖК РФ по общему правилу размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила N 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (преамбула).

Пункт 29(2) Правил N 491 закрепляет, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 11 - 12(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, а также устанавливает порядок определения размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включаемого в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

В частности, размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" данного пункта, определяется в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" этого пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) названных правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "б" пункта 29(2) Правил N 491); в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) названных правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "в" пункта 29(2) Правил N 491).

Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92 Изменениями, вступившими в силу с 1 сентября 2022 г., Правила N 491 дополнены пунктом 29(3), которым установлены случаи перерасчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в частности, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом (подпункт "а" в редакции, действовавшей до издания постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. N 480).

Положения ЖК РФ об обязательности перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, действуют с 10 августа 2017 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 258-ФЗ, которым часть 9(2) статьи 156 ЖК РФ изложена в новой редакции).

Таким образом, Правительство Российской Федерации, реализуя свои дискреционные полномочия, постановлением от 3 февраля 2022 г. N 92 дополнило Правила N 491 положениями, устанавливающими порядок перерасчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета при наличии такого прибора.

Изменения в оспариваемой части соответствуют приведенным нормативным законоположениям, приняты во исполнение части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и направлены на совершенствование порядка расчета размеров расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, в связи с чем не могут рассматриваться как нарушающие права административного истца.

Приведенные в административном исковом заявлении доводы о противоречии абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 Изменений нормам гражданского и жилищного законодательства, регулирующим действие нормативных правовых актов во времени, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, поскольку оспариваемые положения не содержат указаний на распространение действия Постановления на отношения, возникшие до вступления в силу Изменений, а устанавливают периодичность осуществления перерасчета.

Оспариваемые нормативные положения изложены понятным и доступным образом, отвечают критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускают неоднозначного толкования при их применении.

Доводы административного истца фактически сводятся к отстаиванию позиции о внесении целесообразных, с его точки зрения, изменений в действующее правовое регулирование в части регламентации осуществления перерасчета расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в течении года, в котором были приняты Изменения, что не может служить правовым основанием для удовлетворения иска.

С учетом того, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления М. о признании частично недействующими абзацев восемнадцатого и девятнадцатого подпункта "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. N 92, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

О.Н.НЕФЕДОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

И.Д.АБАКУМОВА

В.С.КИРИЛЛОВ