Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Предметом федерального государственного надзора в области гражданской обороны являются:
соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области гражданской обороны, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза.
Федеральному государственному надзору в области гражданской обороны подлежит 118368 организаций, деятельность которых является объектами надзора, из них к категории высокого риска отнесено 2570 организаций, к категории значительного риска - 4960 организаций, к категории среднего риска - 28704 организации, к категории низкого риска - 82134 организации.
Надзорными органами МЧС России в 2023 году запланировано проведение 1040 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц (2022 г. - 5045, уменьшение на 74,3%).
Всего проведено 2122 контрольных (надзорных) мероприятия (АППГ - 6086, уменьшение на 65,1%), из них:
1134 - плановых (АППГ - 764, увеличение на 48,4%);
988 - внеплановых (АППГ - 5322, уменьшение на 81,4%).
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводились в соответствии со следующими основаниями:
в соответствии с истечением срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - 419 контрольных (надзорных) мероприятий;
в соответствии с наличием сведений о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - 99 контрольных (надзорных) мероприятий;
в соответствии с выявлением соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований - 10 контрольных (надзорных) мероприятий;
в соответствии с требованием прокурора - 153 контрольных (надзорных) мероприятия;
в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации - 307 контрольных (надзорных) мероприятий.
В ходе проведенных проверок выявлено 18055 нарушений обязательных требований (АППГ - 27602, уменьшение на 34,5%), из них связанных:
с эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны - 12412;
с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств - 732;
с накоплением, хранением и использованием средств индивидуальной защиты - 497;
с подготовкой населения в области гражданской обороны - 621;
с планированием основных мероприятий в области гражданской обороны - 915;
с планированием эвакуационных мероприятий - 261;
с использованием и содержанием систем оповещения - 238;
с созданием сил гражданской обороны - 326;
с созданием (назначением) структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, - 261;
с повышением устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в военное время - 184;
иные нарушения в области гражданской обороны - 1608.
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2023 году, стали:
нарушения, связанные с организацией и проведением подготовки и обучения населения, работников и должностных лиц организаций, нештатных формирований, проведением учений по вопросам гражданской обороны;
отсутствие соответствующего установленным требованиям защитного сооружения гражданской обороны для укрытия работников наибольшей работающей смены организации, отнесенной к категории по гражданской обороне;
нарушения, связанные с созданием, эксплуатацией защитных сооружений гражданской обороны, в том числе невыполнением мероприятий по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию, содержанием инженерно-технического оборудования, наличием соответствующей документации и проведением технического обслуживания защитных сооружений гражданской обороны;
нарушения, связанные с созданием (назначением) и оснащением структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
нарушения, связанные с накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, средств индивидуальной защиты;
отсутствие документов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в военное время;
отсутствие положения об организации и ведении гражданской обороны;
план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, не разработан и (или) не согласован с органом местного самоуправления;
не осуществляется поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.
По результатам надзорных мероприятий вручено 1257 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований (АППГ - 2343, уменьшение на 46,3%).
Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 48,76% (АППГ - 58,83, уменьшение на 10,07%).
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 1485 протоколов об административных правонарушениях (АППГ - 2518, уменьшение на 41%), из них на должностных лиц 779 (АППГ - 2007, увеличение на 61,2%) и на юридических лиц 706 (АППГ - 511, увеличение на 38,1%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области ГО) - 1092 протокола (АППГ - 2270, уменьшение на 51,9%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 933 лица (АППГ - 1167, уменьшение на 20%), из них должностных - 578 лиц (АППГ - 927, уменьшение на 37,6%) и юридических - 355 лиц (АППГ - 240, увеличение на 47,9%), в том числе по ст. 20.7 КоАП РФ - 677 лиц (АППГ - 993, уменьшение на 31,8%).
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований составила 15882,825 тыс. руб. (АППГ - 15432,61 тыс. руб., увеличение на 2,9%).
В 2023 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 14 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства.
В нижеприведенной таблице 2 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы контролируемых лиц при организации и осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей