1.1. Доклад по правоприменительной практике

1.1 Доклад по правоприменительной практике

В современных реалиях задача МЧС России состоит в том, чтобы безусловно обеспечить безопасность, но при этом надзорные органы МЧС России должны работать как современная открытая для общества структура, в основу деятельности которой положены принципы соразмерности вмешательства в интересы контролируемых лиц той опасности, которую может представлять их производственная деятельность.

В рамках реформы контрольной надзорной деятельности МЧС России обновлены базовые законы и подзаконные нормативно-правовые акты в этой сфере.

Реализуемый сегодня риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий предполагает индивидуальное категорирование каждого объекта, с учетом его пожарно-технических характеристик и добросовестности лиц, осуществляющих его использование.

Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации позволяет снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных объектов контроля, а правообладатели могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска и тем самым участвовать в системе обеспечения пожарной безопасности.

С учетом складывающейся правоприменительной практики в процессе деятельности осуществляется мониторинг законодательства, по результатам которого вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы надзорной деятельности.

Так, в рамках совершенствования модели управления рисками при осуществлении федерального государственного пожарного надзора принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. N 1502 "О внесении изменений в положение о федеральном государственном пожарном надзоре".

Основные изменения связаны с риск-ориентированным подходом в части учета в критериях отнесения объектов защиты к определенной категории риска материальных последствий пожаров для частного, государственного и муниципального имущества.

Срок вступления соответствующих изменений с учетом проработки дополнительных нормативных актов в системе МЧС России 1 января 2025 г.

Наряду с этим внесен ряд изменений в части установления дополнительных критериев добросовестности.

Так предусмотрена возможность стимулирования контролируемых лиц к выполнению обязательных требований пожарной безопасности посредством внедрения механизма добровольного декларирования выполнения требований пожарной безопасности, а также добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Отдельные изменения связаны с проработкой вопросов правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора. Соответствующая работа продолжается и находится на контроле.

В рамках реализации риск-ориентированного подхода особая роль отводится развитию "индикаторов риска".

Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержден в июле 2021 года (приказ МЧС России от 07.06.2021 N 364, зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2021 N 63925).

В 2023 году МЧС России в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко данный перечень актуализирован.

С учетом применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории Российской Федерации зарегистрировано 1937489 объектов защиты (6694 - объекта категории чрезвычайно высокого риска, 130620 - объектов категории высокого риска, 532565 - объектов категории значительного риска, 273596 - объектов категории среднего риска, 749273 - объекта категории умеренного риска и 244741 - объект категории низкого риска).

С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, в 2023 году запланировано проведение 41464 плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее КНМ) (АППГ - 36454 КНМ).

За 2023 год проведено 39579 плановых КНМ (АППГ - 31859 КНМ).

По результатам проведения плановых КНМ надзорными органами выявлено 362333 нарушения требований пожарной безопасности (АППГ - 216142 нарушения).

Наряду с этим проведено 50103 внеплановых КНМ (АППГ - 44868), по итогам которых выявлено 128965 нарушений (АППГ - 111555 нарушений).

Всего за отчетный период по результатам плановых и внеплановых контрольных надзорных мероприятий выявлено 491 298 нарушений требований пожарной безопасности (АППГ - 327697 нарушений).

Основной долей являются нарушения, связанные обеспечением безопасности людей 253577, ограничением распространения пожара 86424, с возможной причиной возникновения пожара 63103, созданием условий для успешного тушения пожара 45173.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются:

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

Вместе с тем, проведено 360150 профилактических визитов (АППГ - 191511) и 37153 КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом (АППГ - 30022).

Всего за отчетный период устранено 306 420 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий (АППГ - устранено 227525 нарушений).

По фактам совершения правонарушений в области пожарной безопасности в 2023 году возбуждено 101497 дел об административных правонарушениях (АППГ - 102915). В результате рассмотрения данных административных дел судами принято 5734 решения о привлечении нарушителей требований пожарной безопасности к административной ответственности (АППГ - 8676). Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 33313 административных наказания в виде штрафа (АППГ - 35636). При этом оштрафовано 5104 юридических лица и 1706 предпринимателей без образования юридического лица (АППГ - соответственно 3171 и 1275). К административной ответственности в виде предупреждения привлечено 73328 нарушителей требований пожарной безопасности (АППГ - 66122). Из них 2019 предпринимателей без образования юридического лица и 17521 юридическое лицо (АППГ - соответственно 1769 и 14421).

Наиболее частые вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности и ответы на них приведены в Таблице 1.