1.1. Доклад по правоприменительной практике
В современных реалиях задача МЧС России состоит в том, чтобы безусловно обеспечить безопасность, но при этом надзорные органы МЧС России должны работать как современная открытая для общества структура, в основу деятельности которой положены принципы соразмерности вмешательства в интересы контролируемых лиц той опасности, которую может представлять их производственная деятельность.
В рамках реформы контрольной надзорной деятельности МЧС России обновлены базовые законы и подзаконные нормативно-правовые акты в этой сфере.
Реализуемый сегодня риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий предполагает индивидуальное категорирование каждого объекта, с учетом его пожарно-технических характеристик и добросовестности лиц, осуществляющих его использование.
Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации позволяет снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных объектов контроля, а правообладатели могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска и тем самым участвовать в системе обеспечения пожарной безопасности.
С учетом складывающейся правоприменительной практики в процессе деятельности осуществляется мониторинг законодательства, по результатам которого вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы надзорной деятельности.
Так, в рамках совершенствования модели управления рисками при осуществлении федерального государственного пожарного надзора принято постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. N 1502 "О внесении изменений в положение о федеральном государственном пожарном надзоре".
Основные изменения связаны с риск-ориентированным подходом в части учета в критериях отнесения объектов защиты к определенной категории риска материальных последствий пожаров для частного, государственного и муниципального имущества.
Срок вступления соответствующих изменений с учетом проработки дополнительных нормативных актов в системе МЧС России 1 января 2025 г.
Наряду с этим внесен ряд изменений в части установления дополнительных критериев добросовестности.
Так предусмотрена возможность стимулирования контролируемых лиц к выполнению обязательных требований пожарной безопасности посредством внедрения механизма добровольного декларирования выполнения требований пожарной безопасности, а также добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Отдельные изменения связаны с проработкой вопросов правоприменительной деятельности органов государственного пожарного надзора. Соответствующая работа продолжается и находится на контроле.
В рамках реализации риск-ориентированного подхода особая роль отводится развитию "индикаторов риска".
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержден в июле 2021 года (приказ МЧС России от 07.06.2021 N 364, зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2021 N 63925).
В 2023 году МЧС России в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко данный перечень актуализирован.
С учетом применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории Российской Федерации зарегистрировано 1937489 объектов защиты (6694 - объекта категории чрезвычайно высокого риска, 130620 - объектов категории высокого риска, 532565 - объектов категории значительного риска, 273596 - объектов категории среднего риска, 749273 - объекта категории умеренного риска и 244741 - объект категории низкого риска).
С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, в 2023 году запланировано проведение 41464 плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее КНМ) (АППГ - 36454 КНМ).
За 2023 год проведено 39579 плановых КНМ (АППГ - 31859 КНМ).
По результатам проведения плановых КНМ надзорными органами выявлено 362333 нарушения требований пожарной безопасности (АППГ - 216142 нарушения).
Наряду с этим проведено 50103 внеплановых КНМ (АППГ - 44868), по итогам которых выявлено 128965 нарушений (АППГ - 111555 нарушений).
Всего за отчетный период по результатам плановых и внеплановых контрольных надзорных мероприятий выявлено 491 298 нарушений требований пожарной безопасности (АППГ - 327697 нарушений).
Основной долей являются нарушения, связанные обеспечением безопасности людей 253577, ограничением распространения пожара 86424, с возможной причиной возникновения пожара 63103, созданием условий для успешного тушения пожара 45173.
Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:
использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;
нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;
нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:
ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;
неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;
ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.
Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются:
отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;
выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;
неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.
Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:
недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);
создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;
ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.
Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:
незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;
оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;
отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.
Вместе с тем, проведено 360150 профилактических визитов (АППГ - 191511) и 37153 КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом (АППГ - 30022).
Всего за отчетный период устранено 306 420 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий (АППГ - устранено 227525 нарушений).
По фактам совершения правонарушений в области пожарной безопасности в 2023 году возбуждено 101497 дел об административных правонарушениях (АППГ - 102915). В результате рассмотрения данных административных дел судами принято 5734 решения о привлечении нарушителей требований пожарной безопасности к административной ответственности (АППГ - 8676). Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 33313 административных наказания в виде штрафа (АППГ - 35636). При этом оштрафовано 5104 юридических лица и 1706 предпринимателей без образования юридического лица (АППГ - соответственно 3171 и 1275). К административной ответственности в виде предупреждения привлечено 73328 нарушителей требований пожарной безопасности (АППГ - 66122). Из них 2019 предпринимателей без образования юридического лица и 17521 юридическое лицо (АППГ - соответственно 1769 и 14421).
Наиболее частые вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности и ответы на них приведены в Таблице 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей