1.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности

1.2 Ответы на актуальные вопросы правоприменения

законодательства в области пожарной безопасности

Таблица 1

N п/п

Содержание вопроса

Содержание ответа

1.

В каких случаях и при каких обстоятельствах допускается отсрочка исполнения решений органов государственного пожарного надзора?

Отсрочка исполнения решений органов государственного пожарного надзора осуществляется в порядке статьи 93 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в рамках досудебного обжалования решений.

Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России осуществляется в соответствии с положением Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о федеральном государственном пожарном надзоре).

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подаваемая жалоба должна быть подписана электронной подписью.

Одновременно, в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемым лицом представляются фактические доказательства, подтверждающие обстоятельства, вследствие которых исполнение предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в установленные сроки не представляется возможным.

Срок подачи обращения о предоставлении отсрочки исполнения решений органов государственного пожарного надзора законодательством не установлен.

С 10.03.2022 изменен порядок организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий в том числе, контроля сроков исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.

Так, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в случае, если предписание об устранении выявленных нарушений выдано контролируемому лицу до 10.03.2022 и срок устранения истекает после 10.03.2022, исполнение продлевается на 90 календарных дней без ходатайств (заявлений).

2.

В соответствии с пунктом 2 приложения N 3 к приказу МЧС России N 806 лицо прошло обучение по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.

Нужно ли ему проходить обучение по дополнительной программе - программе повышения квалификации, если его деятельность подпадает под категории лиц, установленных пунктом 1 приложения N 3 к приказу МЧС России N 806?

Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.

Обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности проводится в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации с периодичностью, установленной законодательством об образовании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Для лиц, приступивших к осуществлению трудовой деятельности с 1 марта 2022 г., периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты в определяемом им в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к приказу МЧС России N 806 порядке обучения мерам пожарной безопасности в организации.

3.

Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России субъектами малого и среднего предпринимательства

Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подаваемая жалоба должна быть подписана электронной подписью.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесения изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также требованиями пункта 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, отнесение юридического лица к субъектам малого предпринимательства после формирования плана не является основанием для исключения проверки из ежегодного плана плановых проверок.

Вместе с тем, в целях соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и в случае подтверждения отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства, проводимое контрольное (надзорное) мероприятие прекращается в установленном порядке.

4.

Вопрос получения заключений при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта

Федеральным законом от 26.03.2022 N 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, исключающие положения о необходимости получения заключений о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

5.

За чей счет будет осуществляться монтаж автономных дымовых извещателей в жилищах отдельных категорий граждан в соответствии с пунктом 85(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации

В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а в квартирах (комнатах) домов государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда - ответственные квартиросъемщики или арендаторы, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем МЧС России совместно с заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления проводится работа по поручению Президента Российской Федерации от 07.06.2018 N Пр-973 по вопросам предупреждения гибели несовершеннолетних во время пожаров.

Одним из вопросов поручения является недостаточная реализация во многих регионах мер по безвозмездной установке средств обнаружения и извещения о пожарах отдельным социально незащищенным группам населения.

В целях выполнения поручения исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления реализуется комплекс мероприятий, предусмотренных пунктом 123 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р.

С учетом неприкосновенности жилища важнейшее значение приобретает реализация представленных полномочий исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Особая роль в обеспечении безопасности отдельных категорий граждан отводится работникам социального обслуживания населения, опеки и попечительства. Указанные специалисты в ходе повседневной деятельности осуществляют непосредственный контакт с семьями.

При этом отмечается, что законодательством о государственной социальной помощи предусмотрено право отдельных категорий населения на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи.

Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определяет виды социальных услуг, к которым относятся социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей.

Одновременно в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ, органов местного самоуправления - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

С целью нормативного обустройства проводимых мероприятий утвержден и вступил в силу с 1 марта 2021 года приказ МЧС России от 20.07.2020 N 539, утвердивший свод правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности". Указанным нормативным документом по пожарной безопасности предусмотрено оборудование жилых помещений, прихожих и коридоров квартир автономными дымовыми пожарными извещателями вне зависимости от этажности здания, в том числе в одноквартирных жилых домах на стадии проектирования и строительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 N 1885 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 85(1) которых определяет необходимость установки и нахождения в исправном состоянии автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. Это обязательное требование для эксплуатируемых зданий, вступило в силу с 1 марта 2023 г.

Социальная направленность указанной меры позволяет обеспечить ее реализацию в рамках соответствующих программ, за счет местных и региональных бюджетов.

Всего в период 2019 - 2023 годов в местах проживания категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, установлено свыше 1,1 млн автономных пожарных извещателей - одного из наиболее эффективных средств предупреждения гибели людей на пожарах в жилом секторе. Только в 2023 году срабатывание данных систем способствовало спасению 408 детей. В течение последних 5 лет (в период 2019 - 2023 годов) зарегистрировано снижение гибели несовершеннолетних на пожарах на 24% (на 97 человек, с 406 - в 2019 году до 309 - в 2023 году). В 2023 году по сравнению с 2022 годом количество погибших на пожарах детей снижено на 1% (на 3 человека, с 312 - в 2022 году до 309 - в 2023 году).