Срок действия документа ограничен 19 апреля 2027 года.

3.9. Аварийные и авральные работы

3.9. Аварийные и авральные работы.

3.9.1. К аварийным работам на судне относятся:

1) работы по устранению аварийного состояния судна, повреждений и поломок корпуса, судовой силовой установки и судового оборудования во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего порта, работы по спасанию людей, судна, судового имущества и груза, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;

2) работы по снятию судна с мели;

3) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;

4) работы, связанные с оставлением судна и эвакуацией пассажиров и экипажа;

5) работы по борьбе с оледенением;

6) работы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

3.9.2. К авральным работам на судах относятся:

1) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

2) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из порта: открытие и закрытие грузовых люков, подготовка грузоподъемных устройств, постановка и уборка трапов и сходен, швартовка судна, подъем и отдача якорей, постановка и уборка парусов;

3) работы по обеспечению выполнения портовых формальностей, связанных со входом судна в порт и выходом из порта;

4) работы по перестановке судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, работающих исключительно в пределах рейдов или в портовых водах;

5) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

6) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда;

7) работы, вызванные штормовой погодой (дополнительное крепление судового имущества и груза, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов, перевод судна в безопасное место).

3.9.3. Авральные и аварийные работы, выполняемые членами экипажа судна сверх установленной графиком несения вахт (выполнения судовых работ) продолжительности рабочего времени, учитываются в табеле учета рабочего времени.

Капитан судна вправе требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов для обеспечения безопасности непосредственно судна, людей, находящихся на борту, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие в море. При этом капитан судна может приостанавливать действие графика несения вахт (выполнения судовых работ) и требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов до завершения аварийных или авральных работ. После окончания аварийных или авральных работ капитан судна с учетом обеспечения безопасности судна предоставляет членам экипажа судна отдых, соразмерный с продолжительностью времени работы членов экипажа судна в период аварийных или авральных работ.

3.10. Капитан, по мере возможности, обязан сводить к минимуму количество отработанного времени на авральных работах.

3.11. Члены экипажа судна могут привлекаться с их письменного согласия в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время к выполнению работ, не входящих в круг их прямых должностных обязанностей.

К таким работам относятся:

1) грузовые работы (погрузка, разгрузка судна), осуществляемые силами членов экипажа судна;

2) подготовка грузовых помещений судна (очистка, мойка трюмов и танков);

3) крепление (раскрепление) груза;

4) счет груза (тальманство);

5) стирка постельного белья и спецодежды;

6) ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа с разрешения и под контролем технических служб работодателя;

7) выпечка хлеба;

8) работы по покраске судна.

Работники пищеблока могут привлекаться с их письменного согласия в свободное от выполнения судовых работ время к указанным выше работам, если это не влечет нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

3.12. Учения, учебные тревоги по борьбе с пожаром и тревоги по оставлению судна, а также учения, предписываемые национальными и международными требованиями, включаются в рабочее время и проводятся на судне по распоряжению капитана судна таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха моряков и не вызывать их чрезмерную усталость.

3.13. В случае невозможности выполнения членом экипажа своих должностных обязанностей на судах допускается выполнение данных обязанностей другим членом экипажа судна в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время. При этом выполнение данных обязанностей возлагается на членов экипажей судна, обладающих соответствующей подготовкой и квалификацией.

Порядок вызова другого члена экипажа судна для несения вахт (выполнения судовых работ) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Продолжительность использованного ежедневного (межвахтенного) отдыха вызываемого члена экипажа судна не может быть менее 12 часов, а предшествующая вызову вахта (судовые работы) не должна включать работу в ночное время.

3.14. Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым членом экипажа судна. Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо выдает соответствующие копии учетных записей, заверенные капитаном судна или уполномоченным лицом и подписанные самим членом экипажа.

3.15. Ежедневный (межвахтенный) отдых предоставляется членам экипажа судна в период между временем несения вахт (выполнения судовых работ).

Время ежедневного отдыха должно включать не более двух периодов отдыха в течение любых последовательных 24 часов, продолжительность одного из которых составляет не менее шести часов непрерывного отдыха, а интервал между последовательными периодами отдыха не превышает 12 часов.

При длительных стоянках судна в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузочно-разгрузочных операций и (или) оказания судну услуг по его обслуживанию, работодатель или по его поручению капитан судна вправе устанавливать для командного состава судна суточное дежурство.

Суточное дежурство может устанавливаться только в тех случаях, когда это позволяют условия безопасной стоянки судна, отсутствует необходимость обязательного несения вахтенной службы по трехсменному графику (не требуются перешвартовки, прекращаются или сводятся до небольших объемов судовые, ремонтные работы и грузовые операции в вечернее и ночное время), и члены экипажа судна имеют возможность при отсутствии работы во время несения суточного дежурства отдыхать в своей каюте.

Суточное дежурство может устанавливаться также в случае нахождения судна в ремонте, в период стоянки судна в ожидании ремонта или утилизации.

Продолжительность отдыха, предоставленного после суточного дежурства, не может быть менее 48 часов.

В отдельных случаях, с учетом особенностей выполнения работы, продолжительность ежедневного отдыха может быть уменьшена до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение ежедневного отдыха до 12 часов после суточного дежурства допускается не более двух раз в неделю.

3.16. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работников исчисляется из расчета не менее 2,5 календарных дней за каждый месяц работы.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

3.17. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в первом абзаце настоящего пункта, составляет 7 календарных дней.

На основании коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными условиями труда, которая превышает минимальную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска, установленную законодательством Российской Федерации, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены коллективными договорами.

3.18. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием всех дополнительных оплачиваемых отпусков с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

3.19. Графиком предоставления отпусков и суммированных дней отдыха является график смены экипажей, устанавливаемый работодателем.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

При одновременном предоставлении работнику отпуска и суммированных дней отдыха очередность их предоставления определяется Работодателем.

При списании моряка для использования отпуска или суммированных дней отдыха время проезда с судна до места найма в число дней отпуска или суммированных дней отдыха не включается.

3.20. Отзыв моряков из отпуска и/или оплачиваемых суммированных дней отдыха допускается только с личного согласия моряка.

3.21. Если моряку своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска, либо моряк был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению моряка обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с моряком.

3.22. Работодатели могут создавать резерв плавающего состава. Порядок нахождения работников плавсостава в резерве, а также порядок оплаты за время нахождения в резерве устанавливаются коллективным договором или локальными правовыми актами.