Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), в целях оказания методической помощи территориальным управлениям Росимущества и применения единообразных подходов по организации работы со специализированными организациями, привлекаемыми территориальными управлениями Росимущества для оказания услуг по реализации арестованного имущества (далее - специализированные организации), и заключению со специализированными организациями государственных контрактов на оказание услуг по реализации арестованного имущества (далее - контракт) направляет для учета и использования в работе Рекомендации к содержанию контракта (далее - Рекомендации) согласно приложению к настоящему письму.
Рекомендации касаются основных положений (существенных условий) контракта и направлены на повышение эффективности работы специализированных организаций по реализации арестованного имущества <1> (далее - имущество), а также на усиление ответственности специализированных организаций за качество оказанной услуги.
--------------------------------
<1> Под арестованным имуществом понимается имущество, арестованное судебными приставами-исполнителями во исполнение судебных решений о взыскании денежных средств, а также об обращении взыскания на заложенное движимое и недвижимое имущество.
В целях исключения случаев взыскания в судебном порядке с Росимущества (территориальных управлений Росимущества) денежных средств в результате недобросовестных действий специализированных организаций по незаконному удержанию денежных средств, полученных специализированными организациями в ходе реализации имущества (далее - денежные средства), а именно: в виде задатков при организации и проведении торгов имуществом, а также денежных средств от реализации имущества, подлежащих перечислению в соответствующий территориальный орган ФССП России и в федеральный бюджет в виде соответствующих налоговых платежей, Росимущество поручает территориальным управлениям Росимущества:
1. При реализации имущества на торгах осуществлять денежные расчеты с использованием лицевых счетов территориальных управлений Росимущества, исключив права специализированных организаций на получение на свой счет денежных средств и самостоятельное проведение специализированными организациями взаиморасчетов с территориальными органами ФССП России, а также с федеральным бюджетом по уплате налогов по суммам, вырученным от продажи имущества.
Обращаем внимание, что в данном случае территориальное управление Росимущества выступает налоговым агентом в соответствии с пунктом 4 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением случаев реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов).
2. Предусмотреть, в том числе, в соответствии с вышеуказанным пунктом 1 настоящего письма в контрактах со специализированными организациями:
2.1. Обязанность и ответственность специализированной организации по предоставлению в территориальное управление Росимущества первичных документов, на основании которых территориальным управлением Росимущества должны быть произведены расчеты с контрагентами и бюджетом (договор купли-продажи, протокол о результатах торгов, протокол о признании торгов несостоявшимися, протокол об отмене торгов, протокол окончания приема и регистрации заявок, акт передачи имущества покупателю, договор задатка (если заключение такого договора предусмотрено государственным контрактом) и т.д.), в том числе о направлении сканобразов этих документов на адрес электронной почты территориального управления Росимущества, указанный в контракте, в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (оформления).
2.2. Обязанность территориального управления Росимущества по предоставлению специализированной организации в оговоренные контрактом сроки и форме информации о зачислении (поступлении) на лицевой счет территориального управления Росимущества денежных средств, внесенных третьими лицами в качестве задатка на участие в торгах либо оплаты приобретенного на торгах имущества.
3. По решению руководителя территориального управления Росимущества при реализации имущества на комиссионных началах специализированным организациям может быть предоставлено право получения при реализации арестованного имущества на свой счет денежных средств от покупателей и самостоятельное проведение взаиморасчетов с территориальными органами ФССП России, а также с федеральным бюджетом по уплате налогов по суммам, вырученным от продажи имущества, при обеспечении контроля со стороны территориального управления Росимущества за соблюдением специализированными организациями финансовой дисциплины в соответствии с заключаемыми контрактами.
Руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Росимущество считает необходимым отметить:
4. При заключении государственных контрактов на оказание услуг по реализации арестованного имущества установление требования обеспечения исполнения обязательно. Рекомендуемый размер обеспечения - 30% начальной (максимальной) цены контракта.
5. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракты должно быть включено условие о сроках возврата территориальным управлением денежных средств, внесенных исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта (если исполнителем выбрана такая форма обеспечения исполнения контракта).
С учетом изложенного, рекомендуем предусматривать в контрактах следующие основания для возврата специализированной организации денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта:
а) наличие в территориальном управлении Росимущества всех отчетов специализированной организации об исполнении всех поручений на реализацию имущества, выданных в соответствии с контрактом, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств, направленных специализированной организацией непосредственно в территориальный орган ФССП России либо в территориальное управление Росимущества (в зависимости от порядка направления отчетов, предусмотренного контрактом);
б) наличие письменных подтверждений территориальных органов ФССП России об отсутствии претензий по невозврату имущества/документов, неперечислению денежных средств, полученных специализированной организацией от реализации имущества;
в) отсутствие претензий со стороны покупателей о неподписании с ними специализированной организацией протоколов о результатах торгов, договоров купли-продажи, непередачи покупателям имущества и т.п.;
г) отсутствие вступивших в силу решений судов о признании недействительными торгов (сделок купли-продажи имущества) по результатам реализации имущества специализированной организацией в соответствии с поручением, выданным в период срока действия контракта:
д) отсутствие претензий территориальных управлений Росимущества об уплате штрафных санкций, направленных специализированным организациям по фактам выявленных нарушений в период действия контракта.
В случае выявления и фиксации территориальными управлениями Росимущества нарушений, допущенных специализированной организацией в ходе исполнения контракта, в акте приема-сдачи услуг, представляемом в рамках исполнения каждого поручения на реализацию <2>, территориальным управлениям Росимущества также необходимо указывать факт выявленного нарушения. Подписание акта приема-сдачи услуг без указания имеющихся нарушений может оказаться препятствием для дальнейшего предъявления территориальным управлением Росимущества штрафных санкций к специализированной организации.
--------------------------------
<2> При применении в территориальном управлении системы подписания актов приема-сдачи услуги по каждому поручению на реализацию.
6. В контракт должен быть включен раздел о расторжении контракта, содержащий, в том числе, право территориального управления Росимущества на расторжение контракта в случае одностороннего отказа территориального управления Росимущества от исполнения контракта в оговоренных контрактом случаях.
Обращаем внимание, что расторжение контракта в случае одностороннего отказа территориального управления Росимущества от исполнения контракта должно осуществляться в соответствии с частями 9 - 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и не должно препятствовать завершению реализации имущества, начатой специализированной организацией на основании поручения территориального управления Росимущества.
В случаях расторжения контракта по инициативе территориального управления Росимущества, в целях соблюдения статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 95 Закона N 44-ФЗ, территориальное управление Росимущества до принятия решения о досрочном расторжении контракта должно провести инвентаризацию (проверку состояния дел) поручений на реализацию имущества, находящихся на исполнении у специализированной организации, в том числе установить перечень и фактическое наличие (и состояние) имущества, принятого специализированной организацией от судебного пристава-исполнителя в натуре.
7. Необходимо предусмотреть в контракте право территориального управления Росимущества на прекращение выдачи специализированной организации новых поручений на реализацию имущества в случае выявления нарушений исполнения контракта по ранее выданным поручениям.
8. Контракт со специализированной организацией должен содержать обязанность исполнителя по обеспечению за свой счет и своими силами сохранности полученных от территориального управления Росимущества и от судебного пристава-исполнителя документов на имущество, реализация которого поручена специализированной организации, а также сохранности (хранения) имущества, принятого специализированной организацией на реализацию от судебного пристава-исполнителя в натуре.
Также должна быть предусмотрена имущественная ответственность специализированной организации за утрату, причинение ущерба либо невозврат по требованию территориального управления Росимущества или судебного пристава-исполнителя имущества, принятого специализированной организацией на реализацию в натуре, в объеме стоимости имущества, указанной в постановлении о передаче арестованного имущества на реализацию, а также убытков, причиненных Российской Федерации указанными действиями специализированной организации (реальный ущерб).
9. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" закупка услуг, связанных с недвижимым имуществом, подпадает под перечень услуг, закупку которых заказчик должен осуществлять посредством электронного аукциона.
Таким образом, в случае, если контракт на оказание услуг по реализации арестованного имущества предусматривает реализацию как движимого, так и недвижимого имущества, заключение такого государственного контракта посредством конкурса - недопустимо, его заключение должно осуществляться на электронном аукционе. Кроме того, в соответствии со ст. 59 Закона N 44-ФЗ допускается закупка таких услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае, если контракт на оказание услуг по реализации арестованного имущества предусматривает реализацию только движимого имущества, заключение такого государственного контракта возможно на конкурсной основе.
В целях дальнейшего совершенствования процесса реализации имущества и исключения условий для причинения имущественного ущерба Росимуществу (территориальным управлениям Росимущества), а также нарушений законных прав и интересов третьих лиц, Росимущество предлагает территориальным управлениям Росимущества, после изучения настоящего письма и прилагаемых Рекомендаций, направить в Росимущество в 2-х месячный срок мнение территориальных управлений Росимущества, вопросы и иные предложения, основанные на практике территориальных управлений Росимущества по организации работы со специализированными организациями по реализации имущества.
Соответствующую информацию следует направлять в Управление имущества со специатьными режимами обращения по системе электронного документооборота с досылом на адрес электронной почты: Olga.Afanaseva@rosim.ru.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей