Срок действия документа ограничен 1 сентября 2030 года.

Утверждены

приказом Минтранса России

от 19 марта 2024 г. N 86

ПРАВИЛА

УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ СУДАМИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

1. Управление автономными судами внутреннего водного транспорта (далее - автономное судно) независимо от их флага и прав на них должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 7 статьи 41.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).

2. При управлении автономным судном владелец автономного судна, организация, полномочия которой в области автономного судоходства подтверждаются свидетельством, выданным российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов <2> (далее - компетентная в области автономного судоходства организация), члены экипажа автономного судна <3>, члены внешнего экипажа автономного судна <4>, осуществляющие управление автономными судами, должны осуществлять контроль над автономным судном и управление автономным судном независимо от его типа (полуавтономное судно <5> или полностью автономное судно <6>) непосредственно и (или) с применением технических средств.

--------------------------------

<2> Пункт 2 статьи 41.1 КВВТ.

<3> Пункт 1 статьи 26 КВВТ.

<4> Пункт 1 статьи 26 КВВТ.

<5> Абзац тридцать второй статьи 3 КВВТ.

<6> Абзац тридцать третий статьи 3 КВВТ.

3. Управление автономным судном должно осуществляться посредством:

1) организации и несения службы, включая несение вахт экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна, и (или) внешним экипажем автономного судна, укомплектованным владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией;

2) планирования и выполнения рейса;

3) обеспечения годности автономного судна к плаванию по заданному маршруту;

4) несения сигнальных огней и сигнальных знаков в соответствии с состоянием автономного судна и районом плавания, приема и подачи звуковых сигналов;

5) визуального, слухового наблюдения, а также наблюдения с помощью технических средств за окружающей средой, состоянием автономного судна и находящегося на нем груза;

6) приема, передачи и актуализации информации о безопасности судоходства, включая гидрометеорологическую информацию, навигационные предупреждения, путевую информацию, электронные карты;

7) ведения радиосвязи с другими судами, береговыми службами, службами управления движением судов, лоцманскими станциями, между экипажем автономного судна и внешним экипажем автономного судна;

8) маневрирования автономного судна, управления судовыми техническими средствами и системами с учетом режима управления автономным судном;

9) выполнения судовых операций, включая швартовые и якорные операции;

10) планирования грузовых операций и наблюдения за выполнением грузовых операций;

11) приема и (или) высадки лоцмана, осуществления швартовных команд;

12) взаимодействия с береговыми службами и должностными лицами инспекций государственного портового контроля;

13) ведения судовой документации;

14) получения, хранения и защиты данных о рейсе на автономном судне и в компетентной в области автономного судоходства организации;

15) принятия мер по поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

4. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном прием-сдача, организация и несение вахты на автономных судах должны осуществляться в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года <7> (далее - Конвенция ПДНВ), уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна.

--------------------------------

<7> Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года". Вступила в силу для СССР 28 апреля 1984 года.

5. Компетентная в области автономного судоходства организация должна обеспечить осуществление управления автономными судами посредством использования технических средств и персоналом, которые расположены на берегу или на борту другого судна, в котором размещается внешний экипаж судна. Компетентная в области автономного судоходства организация должна соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к компетентным в области автономного судоходства организациям <8>.

--------------------------------

<8> Пункт 1 статьи 41.5 КВВТ.

6. Управление автономным судном должно осуществляться в ходовом режиме, режиме выполнения судовых операций, режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций.

7. В ходовом режиме автономное судно должно совершать рейс в соответствии с планом рейса.

8. Для управления автономным судном в режиме выполнения судовых операций осуществляются постановка автономного судна на якорь, снятие автономного судна с якоря, швартовные операции, балластные операции, специальные операции, определяемые функциональным назначением автономного судна.

9. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций осуществляется при:

1) столкновении судов, ударе автономного судна о другое стоящее у берега судно, берег, гидротехническое сооружение или подводное препятствие, посадке на мель, пожаре, нарушении непроницаемости или затоплении автономного судна;

2) ухудшении остойчивости автономного судна вследствие смещения, утраты или разжижения груза;

3) проведении спасательных операций;

4) гибели человека или получении телесных повреждений, связанных с эксплуатацией автономного судна;

5) падении человека за борт автономного судна;

6) отказе судовых технических средств, связанных с обеспечением безопасности автономного судна, его ходкости и управляемости;

7) внезапном ухудшении гидрометеорологических условий плавания;

8) потере связи с автономным судном;

9) несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном;

10) несанкционированном доступе на борт автономного судна.

10. Управление автономным судном в режиме управления в случае возникновения аварийных ситуаций с использованием технических средств и персоналом, которые размещены на берегу, осуществляется:

1) при пожаре, отсутствии или прекращении электроснабжения в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организации;

2) при потере связи с автономным судном;

3) при несанкционированном доступе к средствам управления автономным судном, находящимся в месте размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией;

4) при несанкционированном доступе к месту размещения технических средств и внешнего экипажа автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией.

11. Управление автономным судном должно осуществляться из одного места, в котором размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией. Допускается наблюдение за автономным судном из одного или из нескольких мест, в которых размещены технические средства и внешний экипаж автономного судна, укомплектованного владельцем автономного судна или по его поручению компетентной в области автономного судоходства организацией, удаленных между собой.

12. Для полуавтономного судна переход к управлению от экипажа полуавтономного судна к внешнему экипажу полуавтономного судна должен осуществляться:

1) по решению внешнего капитана полуавтономного судна с последующим устным информированием внешнего капитана полуавтономного судна о переходе управления полуавтономным судном к внешнему экипажу полуавтономного судна;

2) при возникновении аварийной ситуации с автономным судном.

13. При возникновении аварийной ситуации с полностью автономным судном внешний экипаж такого судна должен осуществить переход от режима наблюдения к управлению автономным судном.

14. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном владелец автономного судна должен:

1) укомплектовать экипаж автономного судна согласно штатному расписанию в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 26 и пунктом 2 статьи 34 КВВТ;

2) контролировать выполнение требований к продолжительности рабочего времени и времени отдыха членов экипажа полуавтономного судна <9>, а также установить состав и расписание несения вахт для безопасного управления полуавтономным судном;

--------------------------------

<9> Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации.

3) контролировать работу судовых устройств, машин и механизмов;

4) разработать план действий на случай утраты контроля над полностью автономным судном (в том числе в результате несанкционированного внешнего доступа к управлению полностью автономным судном), который должен быть одобрен российской организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов <10>;

--------------------------------

<10> Пункт 5 статьи 41.1 КВВТ.

5) обеспечить безопасную эксплуатацию автономного судна в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе в отношении охраны жизни и здоровья людей и сохранности имущества третьих лиц <11>;

--------------------------------

11 Пункт 7 статьи 41.1 КВВТ.

6) обеспечить безопасные условия работы лоцмана;

7) обеспечить осуществление непрерывного наблюдения за автономным судном.

15. Внешний экипаж полностью автономного судна должен осуществлять дистанционное управление автономным судном.

16. Внешний экипаж полуавтономного судна должен оказывать удаленную помощь в управлении полуавтономным судном капитану и экипажу полуавтономного судна, находящимся на полуавтономном судне, или осуществлять дистанционное управление полуавтономным судном.

17. В целях обеспечения безопасного управления автономным судном внешний экипаж автономного судна должен:

1) соблюдать должностные инструкции и положение о распределении обязанностей при эксплуатации автономного судна между экипажем и внешним экипажем автономного судна, разработанные владельцем автономного судна;

2) выполнять свои обязанности в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и уставом службы на судах внутреннего водного транспорта, локальными нормативными актами компетентной в области автономного судоходства организации, когда управление автономным судном передано такой организации владельцем автономного судна, а также письменными инструкциями владельца автономного судна.