Положение, утв. данным документом, действует до 1 сентября 2030 года.

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 28 мая 2024 г. N 694

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения государственной экологической экспертизы, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы субъектов Российской Федерации).

В случае проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна" проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2366 "О проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу "одного окна".

2. Государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня и объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, определенные в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - объект экспертизы).

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) образует экспертные комиссии по каждому конкретному объекту экспертизы федерального уровня, в состав которых включаются внештатные эксперты и штатные сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации образуют экспертные комиссии по каждому конкретному объекту экспертизы регионального уровня, в состав которых включаются внештатные эксперты и штатные сотрудники уполномоченных органов субъектов Российской Федерации с учетом требований статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

4. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком (физическим или юридическим лицом) (далее - заказчик) на государственную экологическую экспертизу документов и (или) документации требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе" и при наличии в их составе документации, документов, материалов и заключений, предусмотренных статьей 14 указанного Федерального закона, в том числе материалов оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которые подлежат государственной экологической экспертизе.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы), уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" самостоятельно запрашивают документы и (или) документацию, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 1 статьи 14 указанного Федерального закона (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Перечень документации, документов, материалов и заключений, представляемых в составе документов и (или) документации на государственную экологическую экспертизу по объектам экспертизы (далее - представляемые материалы), устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При повторной государственной экологической экспертизе документов и (или) документации, в отношении которых получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, в состав представляемых материалов заказчиком включается перечень изменений, внесенных в такие документы и (или) документацию, в том числе с учетом переработки по замечаниям, изложенным в данном отрицательном заключении.

5. Представляемые материалы направляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

В случае если представляемые материалы направлены заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" до завершения общественных обсуждений объекта экспертизы, то материалы общественных обсуждений, предусмотренные абзацем пятым пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", а также документы и (или) документация, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в случае доработки таких документов и (или) документации), направляются заказчиком не позднее чем за 20 рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

В случае непредставления указанных в абзаце втором настоящего пункта документов и (или) документации заказчиком в указанный срок Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, организующий проведение государственной экологической экспертизы, отказывает в проведении государственной экологической экспертизы. При этом указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения уплаченные за проведение государственной экологической экспертизы денежные средства возврату не подлежат.

Отказ в проведении государственной экологической экспертизы, предусмотренный абзацем третьим настоящего пункта, утверждается приказом (решением) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

Заказчик уведомляется об отказе в проведении государственной экологической экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня утверждения приказа (решения), предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта.

6. Представляемые материалы направляются в электронной форме (за исключением случаев, если такие материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) или ведомственного программного ресурса в форме электронных документов, подписанных:

для юридических лиц - усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью;

для физических лиц - усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью.

7. Представляемые материалы, поступившие в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, в установленном порядке регистрируются в течение одного рабочего дня со дня их поступления и передаются на исполнение в подразделение, специализирующееся в области организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее - экспертное подразделение), для проверки полноты и достаточности с учетом возможности дополнительного представления материалов общественных обсуждений объекта экспертизы в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.

8. Экспертное подразделение в течение 5 рабочих дней со дня регистрации представляемых материалов направляет заказчику уведомление:

о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми к уведомлению сметой и счетом на ее оплату в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления - при соответствии представляемых материалов требованиям, установленным статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе";

о некомплектности представляемых материалов с указанием недостающих документации, документов, материалов и заключений, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы в соответствии со статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", а также о необходимости представления указанных документации, документов, материалов и заключений в полном объеме в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения уведомления, - при несоответствии представляемых материалов требованиям, установленным статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

При отсутствии оплаты проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы или при непредставлении указанных в абзаце третьем настоящего пункта документации, документов, материалов и заключений в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о некомплектности представляемых материалов государственная экологическая экспертиза не проводится, представляемые материалы возвращаются заказчику.

9. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через 5 рабочих дней после ее оплаты и приемки представляемых материалов в полном объеме с учетом возможности дополнительного представления материалов общественных обсуждений объекта экспертизы в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения.

В течение этого срока экспертное подразделение:

подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также по срокам проведения государственной экологической экспертизы;

подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;

подготавливает проект приказа (решения) на проведение государственной экологической экспертизы и направляет его для утверждения руководителю либо уполномоченному им лицу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

10. Состав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии), а также сроки и задание на проведение государственной экологической экспертизы утверждаются приказом (решением) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

Ответственный секретарь экспертной комиссии назначается из числа штатных сотрудников экспертного подразделения.

11. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется приказом (решением) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

Срок проведения государственной экологической экспертизы, если иное не предусмотрено законодательством об экологической экспертизе, не должен превышать 42 рабочих дня, за исключением срока проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам экспертизы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", который не должен превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика, направляемому в электронной форме (за исключением случаев, если представляемые материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) с использованием единого портала или ведомственного программного ресурса в форме электронных документов, подписанных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Состав, порядок и сроки выполнения административных процедур, предусмотренных пунктами 12, 13, 15, абзацем третьим пункта 17 и пунктом 27 настоящего Положения, устанавливаются административными регламентами предоставления государственных услуг в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1228 "Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

12. Изменение срока проведения государственной экологической экспертизы в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 11 настоящего Положения, либо состава экспертной комиссии, в том числе в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации информации о несоответствии членов экспертной комиссии требованиям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе", оформляется приказом (решением) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

13. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации обеспечивает размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") уведомления о начале работы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, содержащего информацию о сроке проведения такой экспертизы, форме, дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.

14. Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии (далее - проект заключения).

15. Ответственный секретарь экспертной комиссии с учетом предложений и информации руководителя экспертной комиссии:

а) при необходимости формирует экспертные группы по основным направлениям государственной экологической экспертизы;

б) составляет календарный план работы экспертной комиссии;

в) разрабатывает для членов экспертной комиссии задание на проведение государственной экологической экспертизы;

г) обеспечивает предоставление экспертам дополнительной информации, поступившей по объекту экспертизы в период организации и проведения государственной экологической экспертизы до дня завершения либо отказа в проведении государственной экологической экспертизы, в том числе с учетом положений, предусмотренных абзацем четвертым пункта 17 настоящего Положения;

д) организует в случае необходимости выезд на место членов экспертной комиссии;

е) организует проведение заседаний экспертной комиссии и оформляет протоколы этих заседаний, а также в течение 5 рабочих дней со дня их проведения направляет в адрес заказчика копии протоколов заседаний экспертной комиссии, на которых присутствовал заказчик или его представитель, в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения;

ж) уведомляет заказчика о заседаниях экспертной комиссии, включая форму, дату, время и место проведения заседания экспертной комиссии, посредством направления уведомления в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения, а также о сроках устранения замечаний экспертов по объекту экспертизы не позднее чем за 5 рабочих дней до дня завершения государственной экологической экспертизы.

16. Уведомления, формируемые Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в период организации и проведения государственной экологической экспертизы, включая уведомления об отказе в проведении государственной экологической экспертизы и о направлении заключения государственной экологической экспертизы, подписываются руководителем либо уполномоченным им лицом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации и направляются в форме электронных документов посредством использования единого портала или ведомственного программного ресурса (за исключением случаев, если представляемые материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения).

17. Заказчик или его представитель:

в случае присутствия на заседаниях экспертной комиссии докладывает о характере намечаемой хозяйственной и иной деятельности, об основных решениях, предусмотренных документами и (или) документацией, являющимися объектом экспертизы, а также представляет пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов экспертизы;

вправе инициировать проведение заседаний экспертной комиссии, а также запрашивать на заседаниях экспертной комиссии разъяснения экспертов в отношении имеющихся замечаний к представляемым материалам;

в случае внесения в процессе проведения государственной экологической экспертизы изменений в представляемые материалы представляет такие материалы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня завершения государственной экологической экспертизы.

18. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) и уполномоченные органы субъектов Российской Федерации на основании заявления эксперта государственной экологической экспертизы, содержащего перечень и обоснование необходимости представления заказчиком дополнительных материалов, в том числе с указанием требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, соблюдение которых предполагается проверить посредством запрашиваемых дополнительных материалов, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе" в процессе проведения государственной экологической экспертизы запрашивают у заказчика такие дополнительные материалы, необходимые для всесторонней и объективной оценки объекта экспертизы и подготовки заключения государственной экологической экспертизы, за исключением материалов, которые могут быть получены Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в рамках межведомственного информационного взаимодействия и (или) которые опубликованы в реестрах, иных источниках, доступ к которым не ограничен.

Заявленный экспертом государственной экологической экспертизы перечень и обоснование необходимости представления заказчиком дополнительных материалов, в том числе с указанием требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, соблюдение которых предполагается проверить посредством запрашиваемых дополнительных материалов, фиксируются в уведомлениях, формируемых на основании заявлений экспертов государственной экологической экспертизы, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, с указанием срока представления таких материалов.

Указанные уведомления направляются заказчику в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений экспертов государственной экологической экспертизы, но не позднее чем за 10 рабочих дней до дня завершения государственной экологической экспертизы.

Срок представления дополнительных материалов продлевается по заявлению заказчика, направляемому в электронной форме (за исключением случаев, если дополнительные материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) с использованием единого портала или ведомственного программного ресурса в форме электронных документов, подписанных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, и устанавливается не позднее чем за 5 рабочих дней до дня завершения государственной экологической экспертизы.

В случае непредставления заказчиком дополнительных материалов представляемые материалы рассматриваются экспертной комиссией в исходном объеме.

19. В случае реализации объекта экспертизы федерального уровня на территории субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории такого субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации, заинтересованные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации вправе делегировать экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях соответствующей экспертной комиссии. Представители заинтересованных органов государственной власти субъектов Российской Федерации уведомляются о дате, форме, а также месте (в случае проведения заседаний в очной форме) проведения заседаний экспертной комиссии при наличии запроса об участии в таких заседаниях.

20. В заседаниях экспертной комиссии могут участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном Федеральным законом "Об экологической экспертизе" порядке, при наличии запроса, на основании которого Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) или уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомляют о дате, форме, а также месте (в случае проведения заседаний в очной форме) проведения заседания.

21. Для установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду экспертная комиссия определяет:

а) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

б) достоверность и полноту информации, представляемой на государственную экологическую экспертизу;

в) допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

22. В процессе проведения государственной экологической экспертизы в экспертную комиссию направляются поступившие в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации документы, отражающие общественное мнение по объекту экспертизы, заключения общественных экологических экспертиз в отношении этого объекта экспертизы, проведенных в соответствии со статьями 20 - 23 Федерального закона "Об экологической экспертизе", если эти общественные экспертизы были проведены до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы, замечания по объекту экспертизы, поступившие в ходе общественных обсуждений объекта экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

23. В процессе работы экспертной комиссии:

а) проводятся заседания экспертной комиссии, в том числе:

организационное заседание, на котором определяются основные направления работы экспертов и экспертных групп (при их создании), выдаются задания экспертам и утверждается календарный план работы экспертной комиссии;

рабочие заседания, проводимые на основании запросов заказчика или по решению экспертной комиссии;

заключительное заседание, на котором заказчик информируется о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта заключения, экспертной комиссией одобряется проект заключения;

б) определяется в случае необходимости дата выезда на место членов экспертной комиссии;

в) рассматриваются документы, отражающие общественное мнение по объекту экспертизы, заключения общественной экологической экспертизы, замечания по объекту экспертизы, поступившие в ходе общественных обсуждений объекта экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и готовятся материалы, обосновывающие их учет при проведении государственной экологической экспертизы;

г) подготавливаются индивидуальные и групповые (при наличии экспертных групп) экспертные заключения, которые рассматриваются на заседаниях экспертной комиссии и передаются ответственному секретарю экспертной комиссии;

д) составляется руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии проект заключения на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений с учетом дополнительных материалов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения (в случае представления таких материалов), и рассматривается на заседаниях экспертной комиссии;

е) на заседаниях экспертной комиссии обсуждаются материалы, обосновывающие учет при проведении государственной экологической экспертизы документов, отражающих общественное мнение, заключений общественных экологических экспертиз, замечаний по объекту экспертизы, поступивших в ходе общественных обсуждений объекта экспертизы, а также поступивших от органов местного самоуправления, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

ж) на заседаниях экспертной комиссии экспертами даются разъяснения заказчику и (или) его представителям в отношении имеющихся замечаний к представляемым материалам.

24. Заседания экспертной комиссии могут проходить как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия.

Заседания экспертной комиссии оформляются протоколами, подписываемыми руководителем и ответственным секретарем экспертной комиссии.

25. При одобрении проекта заключения, подготовленного руководителем экспертной комиссии и ее ответственным секретарем, двумя третями списочного состава экспертной комиссии (полученное при расчете значение округляется до целого числа по правилам математического округления) проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего становится заключением, подготовленным экспертной комиссией.

При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным ее руководителем и ответственным секретарем, такие члены экспертной комиссии подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представляемых материалов требованиям в области охраны окружающей среды.

26. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, также должно содержать обоснованные выводы о необходимости доработки представляемых материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении.

27. Заключение, подготовленное экспертной комиссией и подписанное членами экспертной комиссии в полном составе, с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания экспертной комиссии передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа (решения) об утверждении этого заключения и направления его для утверждения руководителю либо уполномоченному им лицу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

28. Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом (решением) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации.

29. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения.

Сведения о выдаче заключения государственной экологической экспертизы подтверждаются записью в реестре выданных заключений государственной экологической экспертизы (далее - реестр), ведение которого осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на русском языке в электронном виде в табличной форме с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне и законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Запись о заключении государственной экологической экспертизы вносится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами), уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в реестр в соответствии с распределением полномочий в течение 3 рабочих дней со дня утверждения этого заключения.

30. Реестр формируется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами), уполномоченными органами субъекта Российской Федерации в отношении заключений государственной экологической экспертизы, проведенных указанными органами, по годам.

Нумерация заключений государственной экологической экспертизы в реестре сквозная, непрерывная и начинается с 1 января соответствующего календарного года. Порядковый номер присваивается последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года утверждения заключения государственной экологической экспертизы.

31. В отношении каждого заключения государственной экологической экспертизы в реестре указываются следующие сведения:

а) номер заключения государственной экологической экспертизы, присвоенный согласно пункту 30 настоящего Положения;

б) дата включения в реестр сведений о заключении государственной экологической экспертизы;

в) наименование объекта экспертизы;

г) наименование заказчика;

д) уполномоченный орган, проводивший государственную экологическую экспертизу (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

е) реквизиты приказа (решения) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации об утверждении заключения государственной экологической экспертизы;

ж) результат проведения государственной экологической экспертизы (с указанием срока действия в случае утверждения положительного заключения государственной экологической экспертизы);

з) сведения о вступившем в законную силу решении суда о признании заключения государственной экологической экспертизы недействительным или судебного акта об отмене такого решения суда (с указанием реквизитов судебного акта, вступившего в законную силу).

Сведения, включаемые в реестр, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документах, на основании которых такие сведения были внесены в реестр. При выявлении несоответствия сведений в реестре сведениям, содержащимся в документах, на основании которых такие сведения были внесены в реестр, соответствующие изменения (исправление ошибки) вносятся Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в реестр в течение одного рабочего дня со дня выявления несоответствия.

При поступлении в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган), уполномоченный орган субъекта Российской Федерации заверенной печатью суда копии вступившего в законную силу решения суда (решения суда, выполненного в форме электронного документа) о признании заключения государственной экологической экспертизы недействительным или судебного акта (его заверенной копии) об отмене такого решения суда, соответствующие изменения вносятся в реестр в течение 5 рабочих дней со дня регистрации таких решения суда или судебного акта (его заверенной копии) в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (ее территориальном органе), уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

32. Сведения о выдаче заключений государственной экологической экспертизы, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными и подлежат размещению с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне в сети "Интернет" на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов), уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, стартовые (главные) страницы таких сайтов должны содержать ссылку на раздел, содержащий реестр.

Сформированный в соответствии с пунктом 30 настоящего Положения по годам реестр должен обеспечивать доступ к информации о заключениях государственной экологической экспертизы за любой календарный год, начиная с 2022 года.

33. Доступ к содержащимся в реестре сведениям обеспечивается всем заинтересованным лицам посредством сети "Интернет" либо на основании запросов, направляемых в письменной форме или в форме электронного документа в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы), уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

При поступлении указанных запросов запрошенные сведения направляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами), уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с сопроводительным письмом почтовым отправлением и (или) в электронном виде.

В случае подачи представляемых материалов в электронной форме сведения из реестра предоставляются в автоматическом режиме посредством использования единого портала или ведомственного программного ресурса в форме выписки, на которую должен быть нанесен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий в кодированном виде адрес страницы в сети "Интернет" с размещенными на ней сведениями о выданном заключении.

В случае если представляемые материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения, сведения из реестра предоставляются в день внесения соответствующей записи в реестр в форме выписки без нанесения двухмерного штрихового кода (QR-код).

Выписка из реестра содержит сведения, предусмотренные подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 31 настоящего Положения.

Сведения о заключении государственной экологической экспертизы по форме, определяемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне.

34. Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы определяется приказом (решением) руководителя либо уполномоченного им лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (до наступления случаев, при которых положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, с учетом положений статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе"):

в отношении проектной документации объектов капитального строительства - с учетом срока реализации объекта экспертизы, но не менее 5 лет;

в отношении материалов обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии - с учетом срока реализации объекта экспертизы, а в отношении материалов обоснования лицензий на осуществление видов деятельности, процесс осуществления которых не предусматривает проведение ядерно и радиационно опасных работ, - не более 10 лет со дня принятия решения о выдаче такой лицензии;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 4 п. 34 действует до 01.09.2025.

в отношении проектов технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, - бессрочно;

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 5 п. 34 вступает в силу с 01.09.2025.

в отношении проектов технической документации на технологии (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем областей применения и критериев отнесения таких технологий к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом экспертизы, - бессрочно;

в отношении проектов технической документации на вещества, которые могут впервые поступать в окружающую среду, - бессрочно;

в отношении проектов технической документации на пестициды, агрохимикаты в соответствии с Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" - бессрочно, а в случае, если в заключении государственной экологической экспертизы проекта технической документации на пестицид или агрохимикат содержатся рекомендации о проведении дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на окружающую среду, - 3 года;

в отношении объектов экспертизы, не указанных в абзацах втором - седьмом настоящего пункта, - с учетом срока реализации объекта экспертизы.

35. Заключение государственной экологической экспертизы с сопроводительным письмом направляется заказчику в электронной форме (за исключением случаев, если представляемые материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и (или) относятся к служебной информации ограниченного распространения) в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

Информация о результатах проведения государственной экологической экспертизы направляется заинтересованным органам и организациям в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

В случае подачи представляемых материалов в электронной форме посредством использования единого портала заказчик информируется о результате проведения государственной экологической экспертизы Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом), уполномоченным органом субъекта Российской Федерации посредством единого портала в день внесения соответствующей записи в реестр.

36. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить документы и (или) документацию на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

37. Заказчик, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, а также иные заинтересованные лица, несогласные с заключением государственной экологической экспертизы, имеют право обжаловать его в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.