Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок применяется при установлении и взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 Воздушного кодекса Российской Федерации организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов, которые установлены для российских лиц <1> (далее - иностранные эксплуатанты).

--------------------------------

<1> Подпункт 3 пункта 2.2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с настоящим Порядком устанавливается следующий перечень аэронавигационных, аэропортовых сборов:

1) аэронавигационные сборы:

сбор за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета;

сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома;

2) аэропортовые сборы:

сбор за взлет-посадку;

сбор за стоянку;

сбор за обеспечение транспортной безопасности;

сбор за предоставление аэровокзала (терминала).

3. Аэронавигационные сборы устанавливаются за обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации <2> и воздушном пространстве в районах, находящихся за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществления деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, используемом в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. <3> (далее - воздушное пространство).

--------------------------------

<2> Пункт 2 статьи 1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

<3> Пункт 3 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее соответственно - Правила N 138, постановление N 138). В соответствии с пунктом 3 постановления N 138 данный акт действует до 1 ноября 2026 г. Конвенция о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 г., вступила в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г.

4. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимается с иностранных эксплуатантов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов иностранных эксплуатантов (далее - организации гражданской авиации).

5. Аэронавигационные сборы устанавливаются за обслуживание полетов воздушных судов при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в части воздушного пространства <4>, определенной для маршрутов обслуживания воздушного движения (воздушных трасс, маршрутов зональной навигации, местных воздушных линий) (далее - маршруты обслуживания воздушного движения), маршрутов полетов воздушных судов (вне маршрутов обслуживания воздушного движения, в воздушном пространстве свободной маршрутизации) (далее - маршруты полета), районов аэродромов.

--------------------------------

<4> Пункт 8 Правил N 138.

6. Сборы за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета устанавливаются едиными для обеспеченных диспетчерским обслуживанием полетов воздушных судов на маршрутах обслуживания воздушного движения, маршрутах полета.

7. Сборы за аэронавигационное обслуживание в районах аэродромов устанавливаются для каждого международного аэропорта <5> отдельно.

--------------------------------

<5> Пункт 4 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации.

8. Аэропортовые сборы устанавливаются для каждой организации гражданской авиации и для каждого международного аэропорта за предоставление всех услуг (выполнение всех работ), включенных в состав аэропортовых сборов в соответствии с настоящим Порядком (далее - базовый сбор).

9. В случае если услуги (работы), включенные в состав аэронавигационных, аэропортовых сборов, оказываются двумя и более организациями гражданской авиации, то каждая организация гражданской авиации устанавливает аэронавигационные, аэропортовые сборы, включающие только предоставляемые иностранному эксплуатанту услуги (работы) в своей части. В данном случае базовый сбор устанавливать не требуется.

10. Сборы, предусмотренные пунктами 20, 23, 30 настоящего Порядка, допускается устанавливать дифференцированно в зависимости от максимальной взлетной массы воздушного судна.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы допускается устанавливать в валюте, отличной от валюты Российской Федерации.

11. При расчете платы на основе сборов, предусмотренных пунктами 17, 20, 23, 30 настоящего Порядка, применяется максимальная взлетная масса обслуживаемого воздушного судна, указанная в руководстве по летной эксплуатации воздушного судна <6> или эквивалентном руководству по летной эксплуатации воздушного судна документе, выданном уполномоченным органом иностранного государства и соответствующем международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.

--------------------------------

<6> Абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При отсутствии сведений о максимальной взлетной массе обслуживаемого воздушного судна плата, рассчитанная на основе сборов, предусмотренных пунктами 17, 20, 23, 30 настоящего Порядка, определяется в соответствии с максимальной взлетной массой типа воздушного судна.

При расчете платы на основе сборов, предусмотренных пунктами 17, 20, 23, 30 настоящего Порядка, максимальная взлетная масса воздушного судна (типа воздушного судна) применяется в тоннах и округляется до целого числа в тоннах в большую сторону.

12. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимается только за оказанные (выполненные) иностранному эксплуатанту услуги (работы).

13. Плата, рассчитанная на основе аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимается на основе:

1) сбора за аэронавигационное обслуживание на маршрутах обслуживания воздушного движения и маршрутах полета в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта или начала полета воздушного судна в районе обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

2) сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и аэропортовых сборов в размере, действующем на дату вылета воздушного судна из аэропорта.

14. В аэропортах с годовым объемом обслуживания менее 100 тысяч пассажиров (прибывающих, убывающих и транзитных пассажиров) сбор за обеспечение транспортной безопасности и сбор за предоставление аэровокзала (терминала) допускается не устанавливать отдельно. В данном случае услуги (работы), предусмотренные пунктами 30 и 34 настоящего Порядка, дополнительно должны включаться в сбор за взлет-посадку, предусмотренный пунктом 23 настоящего Порядка.

15. При обслуживании воздушных судов в аэропортах, для которых не установлены сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома, аэропортовые сборы за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов применяются сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и аэропортовые сборы, установленные для российских эксплуатантов, осуществляющих международные полеты <7>.

--------------------------------

<7> Подпункты 1 и 2 пункта 2.2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации.

16. Плату за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома и плату за взлет-посадку допускается взимать с коэффициентом в размере до 1,2 на единообразных условиях для всех иностранных эксплуатантов за обслуживание, осуществляемое с 22 часов до 6 часов местного времени в период работы аэропорта, установленный аэронавигационным паспортом аэродрома или инструкцией по производству полетов в районе аэродрома.