Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

приказом Минтранса России

от 22.04.2024 N 140

ПРАВИЛА УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ СУДАМИ

1. Управление автономными судами осуществляется исходя из состава, конструктивных особенностей, технического состояния и маневровых возможностей автономного судна, его местоположения и природно-климатических условий его эксплуатации.

2. Управление автономным судном допускается осуществлять в автоматическом режиме посредством системы автономного судовождения (далее - САС) по заранее заданному маршруту исходя из гидрометеорологических условий и условий судоходной обстановки.

3. Управление полуавтономным судном <1> осуществляется в автоматическом режиме, экипажем полуавтономного судна или внешним экипажем полуавтономного судна <2> дистанционно посредством технических средств по управлению автономными судами <3>.

--------------------------------

<1> Абзац второй пункта 7 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).

<2> Абзац второй пункта 1 статьи 52 КТМ.

<3> Пункт 1 статьи 106.6 КТМ.

4. Решение о передаче управления полуавтономным судном от экипажа полуавтономного судна к САС и от САС к экипажу полуавтономного судна принимается членом экипажа полуавтономного судна, осуществляющим несение навигационной вахты. Переход управления полуавтономным судном от экипажа полуавтономного судна к САС и от САС к экипажу полуавтономного судна должен быть зафиксирован в судовом журнале с указанием координат и времени передачи управления членом экипажа полуавтономного судна, осуществляющим несение навигационной вахты.

Решение о передаче управления полуавтономным судном от экипажа полуавтономного судна к внешнему экипажу полуавтономного судна принимается капитаном полуавтономного судна с фиксацией факта передачи управления полуавтономным судном внешнему экипажу полуавтономного судна членом экипажа полуавтономного судна, осуществляющим несение навигационной вахты, в судовом журнале с указанием координат и времени передачи управления. Специалист по управлению автономным судном, осуществляющий несение вахты (далее - вахтенный помощник внешнего капитана автономного судна), должен информировать капитана полуавтономного судна о переходе управления от внешнего экипажа автономного судна к экипажу полуавтономного судна или потере управления внешним экипажем полуавтономного судна посредством доступных технических средств.

Решение о передаче управления полуавтономным судном от внешнего экипажа полуавтономного судна к САС и от САС к внешнему экипажу полуавтономного судна принимается вахтенным помощником внешнего капитана автономного судна. Переход управления полуавтономным судном от внешнего экипажа полуавтономного судна к САС и от САС к внешнему экипажу полуавтономного судна фиксируется в судовом журнале с указанием координат и времени передачи управления членом экипажа полуавтономного судна, осуществляющим несение навигационной вахты.

Член экипажа полуавтономного судна, осуществляющий несение навигационной вахты, или вахтенный помощник внешнего капитана автономного судна, передавшие управление полуавтономным судном САС, должны осуществлять контроль работы САС.

5. Управление полностью автономным судном <4> осуществляется в автоматическом режиме.

--------------------------------

<4> Абзац третий пункта 7 статьи 7 КТМ.

Внешний экипаж полностью автономного судна должен осуществлять контроль работы САС, обеспечивать взаимодействие с береговыми службами, другими судами и их экипажами, а также осуществлять дистанционное управление полностью автономным судном посредством технических средств по управлению автономными судами <5> при возникновении ситуации, требующей вмешательства внешнего экипажа полностью автономного судна.

--------------------------------

<5> Пункт 1 статьи 106.6 КТМ.

Решение о передаче управления полностью автономным судном от САС к внешнему экипажу полностью автономного судна и от внешнего экипажа полностью автономного судна к САС принимается вахтенным помощником внешнего капитана автономного судна. Переход управления полностью автономным судном от САС к внешнему экипажу полностью автономного судна и от внешнего экипажа полностью автономного судна к САС фиксируется в судовом журнале с указанием координат и времени передачи управления вахтенным помощником внешнего капитана автономного судна с указанием причин передачи управления, а также фамилии, имени и отчества (при наличии) вахтенного помощника внешнего капитана автономного судна.

6. Обеспечение безопасного управления автономным судном на ходу и стоянке осуществляется круглосуточно, посменно членами внешнего экипажа автономного судна (далее - вахтенная служба).

Вахтенная служба должна обеспечивать контроль за работой САС полностью автономного судна, возможность дистанционного управления полностью автономным судном, безопасность его плавания, а также предотвращение загрязнения окружающей среды.

7. Вахтенная служба должна обеспечивать:

1) постоянное получение и оценку информации об окружающей обстановке и безопасном плавании автономного судна;

2) экологическую безопасность автономного судна в море (предотвращение эксплуатационных загрязнений окружающей среды при сбросе балластных и льяльных вод, отходов, опасных грузов, при разливе нефти);

3) конструктивно-техническую безопасность автономного судна (прочность, остойчивость, осадку, крен, дифферент) в связи с меняющейся эксплуатационной загрузкой автономного судна в рейсе.

8. При приеме вахты вахтенный помощник внешнего капитана автономного судна должен удостовериться в наличии достаточной информации о:

1) местоположении и курсе автономного судна, его скорости и осадке;

2) погоде, видимости, преобладающих и предвычисленных приливах, течениях, навигационной обстановке, включая имеющиеся и возможные обстоятельства и опасности, которые могут возникнуть во время несения вахты;

3) исправности навигационного и иного оборудования, технических средств по управлению автономными судами.

9. При несении вахты вахтенный помощник внешнего капитана автономного судна обязан:

1) вести непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой, погодными условиями, движением автономных судов с помощью технических средств по управлению автономными судами применительно к обстоятельствам и условиям плавания;

2) обеспечить выполнение требований Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 г. <6> при сопровождении автономного судна на курсе или при переходе на ручное управление;

--------------------------------

<6> Являются обязательными для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979. С. 435 - 461). Вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г.

3) проверять правильность выдерживания курса техническими средствами по управлению автономными судами;

4) проверять местоположение автономного судна, скорость, глубину под килем и осадку с помощью технических средств по управлению автономными судами;

5) соблюдать инструкции системы управления безопасностью по несению вахты <7>.

--------------------------------

<7> Пункт 1.2.3 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, ратифицированного Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации от 4 ноября 1993 г. N А.741(18) "Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращении загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)". Является обязательной для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. Конвенция вступила в силу для СССР 20 декабря 1975 г.

10. Вахтенный помощник внешнего капитана автономного судна должен информировать внешнего капитана автономного судна об опасных ситуациях и предпринимать действия для обеспечения безопасности автономного судна, в том числе брать на себя дистанционное управление полностью автономным судном и осуществлять его до того, как условия плавания вновь не станут безопасными.

11. При приеме вахты специалист по управлению автономным судном, компетентный в области дистанционной эксплуатации судовой энергетической установки, электрооборудования и средств автоматики (далее - вахтенный механик внешнего экипажа автономного судна), должен убедиться в наличии достаточной информации, поступающей от САС, о:

1) состоянии всех работающих технических средств судовой энергетической установки;

2) уровнях топлива и масла;

3) рабочих параметрах главных и вспомогательных механизмов механической установки;

4) неисправных технических средствах;

5) специальных режимах использования технических средств, связанных с неисправностями оборудования или неблагоприятными условиями плавания.

12. При несении вахты вахтенный механик внешнего экипажа автономного судна с помощью технических средств обязан контролировать исправность рулевого устройства и вспомогательных механизмов.

13. Вахтенный механик внешнего экипажа автономного судна должен информировать старшего специалиста по управлению автономным судном, компетентного в области дистанционной эксплуатации судовой энергетической установки, электрооборудования и средств автоматики, о нарушениях в работе судовой энергетической установки и об аварийных ситуациях на автономном судне и предпринимать действия для обеспечения безопасности автономного судна.

14. При подходе автономного судна к морскому порту вахтенный помощник капитана автономного судна обязан:

1) проверить навигационную и гидрометеорологическую обстановку для обеспечения безопасного подхода автономного судна к порту;

2) удостовериться в полноте и корректности имеющейся и поступающей информации;

3) связаться с оператором действующей в морском порту системы управления движением судов (далее - СУДС) и следовать его рекомендациям.

15. При подходе полностью автономного судна к морскому порту вахтенный помощник внешнего капитана автономного судна должен:

1) проинформировать внешнего капитана полностью автономного судна о подходе к назначенному месту;

2) проинформировать вахтенного механика внешнего экипажа автономного судна о подходе к морскому порту и предстоящих маневрах;

3) убедиться в технической готовности швартового устройства и средств для приема лоцмана;

4) проверить радиостанцию в диапазоне очень высоких частот (ОВЧ диапазон);

5) проверить возможность отработки заднего хода после длительного перехода;

6) поддерживать постоянную связь с оператором СУДС.