Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок маркировки отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, требования к участникам оборота отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков, порядок информационного обмена участников оборота отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков с государственной информационной системой мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), характеристики средства идентификации, а также порядок представления участниками оборота отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, об обороте и о выводе из оборота отдельных видов безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"агрегирование" - процесс объединения потребительских упаковок товаров в групповую упаковку товаров и (или) транспортную упаковку товаров, либо транспортных упаковок в транспортную упаковку более высокого уровня вложенности, либо групповых упаковок в транспортную упаковку с сохранением информации о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной потребительской упаковки с кодом идентификации создаваемой групповой упаковки и (или) транспортной упаковки, о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной транспортной упаковки с кодом идентификации создаваемой транспортной упаковки более высокого уровня вложенности, а также о взаимосвязи кодов идентификации каждой вложенной групповой упаковки с кодом идентификации создаваемой транспортной упаковки и нанесением соответствующего средства идентификации на групповую упаковку или кода идентификации транспортной упаковки в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров по товаропроводящей цепи без необходимости вскрытия создаваемой групповой упаковки и (или) транспортной упаковки;

"агрегированный таможенный код" - уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров, представляющая собой объединение кодов идентификации каждого товара, в том числе кодов идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования, формируемая оператором информационной системы мониторинга для целей идентификации товаров в соответствии с настоящими Правилами, используемая участником оборота товаров при таможенном декларировании товаров. При этом объединение кодов идентификации товаров, уже частично включенных в код идентификации транспортной (групповой) упаковки либо в иной агрегированный таможенный код, не допускается;

"валидация средства идентификации" - оценка качества преобразования и нанесения средства идентификации на предмет соответствия его структуры требованиям настоящих Правил;

"ввод товаров в оборот" - при производстве товаров:

на территории Российской Федерации (в том числе в случаях контрактного производства), включая случаи изготовления товаров из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, - направление уведомления в информационную систему мониторинга о первичной возмездной или безвозмездной передаче товаров от производителя новому собственнику либо иному лицу в целях их отчуждения такому лицу или последующей реализации (продаже, в том числе розничной), которая делает товары доступными для распространения и (или) использования, или представление в информационную систему мониторинга сведений в соответствии с пунктом 69 настоящих Правил;

вне территории Российской Федерации (за исключением товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта и представление в информационную систему мониторинга сведений в соответствии с пунктом 70 настоящих Правил;

вне территории Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), товаров в Российскую Федерацию и представление в информационную систему мониторинга сведений в соответствии с пунктом 76 настоящих Правил.

В целях реализации настоящих Правил вводом товаров в оборот также признаются:

возмездная или безвозмездная передача новому собственнику товаров, приобретенных юридическими лицами, аккредитованными филиалами иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке при реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, о реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализация (продажа) товаров юридическим лицом, аккредитованным филиалом иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальным предпринимателем по сделке, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, товаров, ранее приобретенных по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;

возмездная или безвозмездная передача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями новому собственнику товаров, ранее приобретенных ими для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей);

"вывод товаров из оборота":

реализация (продажа) товаров или иная передача маркированных товаров физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на товар (в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация);

реализация (продажа) товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей);

предложение к реализации (продаже) товаров посредством торгового автомата или постамата;

реализация (продажа) товаров путем их продажи по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке со склада хранения для доставки потребителю;

изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение или безвозвратная утрата товаров;

реализация (продажа) товаров за пределы Российской Федерации;

реализация (продажа) товаров по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну;

использование товаров в целях, не связанных с их последующей реализацией (для собственных нужд, производственных целей, использование в рамках маркетинговых акций на территории Российской Федерации, использование в рамках благотворительной деятельности);

"групповая упаковка" - упаковка, объединяющая определенное количество потребительских упаковок с одним кодом товара, промаркированных средствами идентификации, которая также может быть реализована потребителю;

"импортер" - юридическое лицо, аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товаров в Российскую Федерацию, за исключением случаев транзитного перемещения таких товаров через территорию Российской Федерации;

"индивидуальный серийный номер" - последовательность символов, уникально идентифицирующая единицу товаров на основании кода товара;

"интерфейс электронного взаимодействия" - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие программно-аппаратных средств участников оборота товаров и информационной системы мониторинга;

"исправленный универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, создаваемый участниками оборота товаров при исправлении ранее составленного участниками оборота товаров документа, содержавшего ошибки;

"код идентификации групповой упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер группы товара, формируемая оператором информационной системы мониторинга для целей идентификации товаров в групповой упаковке в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом V настоящих Правил;

"код идентификации набора товаров" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра набора товаров, формируемая для целей идентификации набора товаров в соответствии с разделом V настоящих Правил;

"код идентификации транспортной упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер транспортной упаковки товаров, формируемая в соответствии с разделом V настоящих Правил;

"контрактное производство" - производство товаров юридическим лицом, или филиалом иностранного юридического лица, или индивидуальным предпринимателем, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, которые осуществляют производство и передачу товаров производителю на основании договора с участником оборота товаров с использованием товарного знака, зарегистрированного на такого участника оборота товаров (правообладателя товарного знака), либо товарного знака третьего лица, в отношении которого участник оборота товаров обладает правом использования;

"маркированные товары" - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга;

"маркировка товара" - нанесение в соответствии с настоящими Правилами средств идентификации на потребительскую упаковку товаров, в том числе на укупорочное средство, или этикетку, или стикер, размещенные на потребительской упаковке;

"набор товаров" - формируемая участником оборота товаров совокупность товаров, объединенная общей потребительской упаковкой, имеющая общий код идентификации (код идентификации набора товаров) и подлежащая реализации (продаже) с возможностью ее расформирования;

"оператор национальной информационной системы маркировки" - компетентные (уполномоченные) органы государства - члена Евразийского экономического союза, к которым относятся органы исполнительной власти государства - члена Евразийского экономического союза, уполномоченные в соответствии с законодательством этого государства обеспечивать контроль за оборотом товаров, и (или) межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти государства - члена Евразийского экономического союза по контролю за оборотом товаров, и (или) функционирование национального компонента информационной системы маркировки товаров средствами идентификации, и (или) координацию деятельности по обеспечению его функционирования, а также частные операторы, уполномоченные указанными компетентными (уполномоченными) органами государства - члена Евразийского экономического союза;

"подсистема национального каталога маркированных товаров" - подсистема информационной системы мониторинга, использующаяся для каталогизации и хранения информации о маркированных товарах;

"потребительская упаковка" - упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки товаров, реализуемых конечному потребителю, и не выполняющая функцию транспортной упаковки;

"производитель" - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие производство и реализацию (продажу) товаров;

"протокол передачи данных" - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных;

"сервис-провайдер" - юридическое лицо, осуществляющее по поручению участника оборота товаров преобразование кода маркировки в средство идентификации и (или) нанесение средства идентификации на потребительскую упаковку, или этикетку, или стикер;

"средство идентификации" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с разделом V настоящих Правил, для нанесения на потребительскую упаковку, в том числе на укупорочное средство, или на этикетку, или на стикер;

"статус кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации набора товаров, кода идентификации транспортной упаковки или агрегированного таможенного кода" - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации набора товаров, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами. Возможные статусы кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации набора товаров, кода идентификации транспортной упаковки или агрегированного таможенного кода предусмотрены пунктом 5 настоящих Правил;

"стикер" - дополнительная наклейка, наносимая на потребительскую упаковку, в том числе на укупорочное средство, содержащая средство идентификации, нанесенная способом, не допускающим ее отделения от потребительской упаковки без повреждения;

"товары" - отдельные виды безалкогольных напитков, в том числе с соком, и соков, упакованные в потребительскую упаковку и соответствующие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, и (или) технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 882, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, по перечню согласно приложению;

"транспортная упаковка" - упаковка товаров, объединяющая потребительские и (или) групповые упаковки, используемая для хранения и транспортировки товаров в целях защиты от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Транспортная упаковка может включать в себя транспортные упаковки меньшего размера (объема). При этом упаковка, объединяющая только потребительские и (или) групповые упаковки, признается транспортной упаковкой первого уровня, а последующие транспортные упаковки разной степени вложенности (начиная с упаковок, содержащих исключительно транспортные упаковки первого уровня) признаются транспортными упаковками последующего уровня;

"уведомление о вводе в оборот" - электронный документ, формируемый в информационной системе мониторинга и содержащий сведения, указанные в разделе VIII настоящих Правил;

"универсальный корректировочный документ" - электронный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

"универсальный передаточный документ" - электронный первичный документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, формат которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

"участники оборота товаров" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, аккредитованные филиалы иностранных юридических лиц в Российской Федерации, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод товаров в оборот, и (или) оборот, и (или) вывод из оборота товаров, в том числе производители, за исключением юридических лиц, аккредитованных филиалов иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальных предпринимателей:

приобретающих товары для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей) (для собственных нужд, производственных целей (кроме случаев приобретения товаров предприятиями общественного питания, ввоза импортерами товаров в Российскую Федерацию);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.06.2024 N 749)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказывающих при продаже товаров по образцам или дистанционным способом услуги почтовой связи в отношении почтовых отправлений с наложенным платежом, либо услуги доставки товаров потребителям, либо выступающих платежными агентами, не осуществляющими оборот маркированных товаров (исключение не относится к юридическим лицам, аккредитованным филиалам иностранных юридических лиц в Российской Федерации и индивидуальным предпринимателям, являющимся в том числе владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах), при оказании ими в отношении одной единицы товара услуг по складскому хранению, комплектации и (или) упаковке, в том числе с привлечением третьих лиц);

приобретающих либо продающих (реализующих) товары по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну (кроме лиц, осуществляющих вывод товаров из оборота товаров по таким сделкам);

"этикетка" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средств идентификации, прикрепляемый к потребительской упаковке, и (или) групповой упаковке, и (или) упаковке набора товаров.

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации в сфере обязательной маркировки товаров средствами идентификации.

3. Действие настоящих Правил, помимо случаев, предусмотренных пунктом 3 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" (далее - Правила маркировки товаров), не распространяется на:

а) товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

б) товары, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные на территории Российской Федерации участниками оборота товаров в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации (продажи);

в) товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, при их транспортировке участником такой сделки по территории Российской Федерации;

г) товары, относящиеся к биологически активным добавкам к пище, пищевой продукции для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания, имеющие соответствующие свидетельства о государственной регистрации;

д) товары, относящиеся к концентратам, свежеотжатым и замороженным сокам.

4. Оператор информационной системы мониторинга вправе обеспечивать кодами маркировки операторов национальных информационных систем маркировки. Коды маркировки должны использоваться участниками оборота товаров государств - членов Евразийского экономического союза для маркировки средствами идентификации товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

Получение кодов маркировки операторами национальных информационных систем маркировки осуществляется путем обмена сведениями с оператором информационной системы мониторинга в порядке, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2022 г. N 100.

В целях получения кодов маркировки операторы национальных информационных систем маркировки заключают с оператором информационной системы мониторинга договор об оказании услуг по предоставлению кодов маркировки.

5. В информационной системе мониторинга возможны следующие статусы кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации набора товаров, кода идентификации транспортной упаковки или агрегированного таможенного кода:

а) для кода идентификации, кода идентификации групповой упаковки, кода идентификации набора товаров:

статус "эмитирован" - код идентификации в составе кода маркировки предоставлен оператором информационной системы мониторинга участнику оборота товаров в целях маркировки товаров средствами идентификации, соответствующий товар не введен в оборот;

статус "в обороте" - код идентификации в составе кода маркировки предоставлен оператором информационной системы мониторинга участнику оборота товаров, соответствующий товар промаркирован средствами идентификации, введен в оборот и находится в обороте. Для кода идентификации товара, произведенного вне территории Российской Федерации (за исключением товаров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза), статус "в обороте" устанавливается после выпуска таможенными органами товаров, ввозимых (ввезенных) в Российскую Федерацию и помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, и представления участником оборота товаров в информационную систему мониторинга сведений в соответствии с пунктом 70 настоящих Правил;

статус "выбыл" - код идентификации в составе кода маркировки выбыл из оборота, соответствующий товар выведен из оборота;

б) для кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:

статус "сформирован" - присваивается автоматически после подачи сведений участником оборота товара с описанным составом кода идентификации транспортной упаковки, агрегированным таможенным кодом;

статус "расформирован" - присваивается автоматически в процессе полного расформирования состава транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода.

6. Маркировка товаров средствами идентификации осуществляется с учетом требований к безопасности товаров.