приказом Минтранса России
от 8 апреля 2024 г. N 117
1. Внешний капитан автономного морского судна <1> (далее - автономное судно) должен соответствовать следующим требованиям к квалификации и опыту работы:
--------------------------------
<1> Абзац первый пункта 7 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
а) наличие высшего технического образования;
б) наличие профессиональных знаний и умений в областях:
контроля за установленными на автономных судах судовыми системами и судовым оборудованием;
управления установленными на автономных судах судовыми системами и судовым оборудованием;
выполнения оперативных действий при потере управляемости автономного судна, потере связи с автономным судном;
взаимодействия с системой управления движением судов во время эксплуатации автономного судна;
в) наличие опыта работы не менее 3 лет в должности капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000 или старшего помощника капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000 либо не менее 12 месяцев в течение последних 5 лет в должности капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000 или старшего помощника капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000.
2. Требования к профессиональной подготовке внешнего капитана автономного судна, а также к профессиональной переподготовке в области управления автономными судами включают прохождение обучения по программе повышения квалификации в области управления автономными судами в российской образовательной организации, которая осуществляет подготовку членов внешних экипажей автономных судов, либо иностранной образовательной организации, находящейся на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен договор о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании <2>.
--------------------------------
<2> Статья 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Специалист по управлению автономным судном, компетентный в области дистанционной эксплуатации судовой энергетической установки <3> (далее - СЭУ), электрооборудования и средств автоматики, должен соответствовать следующим требованиям к квалификации и опыту работы:
--------------------------------
<3> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2018 г. N 192 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок" (зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2018 г., регистрационный N 50651) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. N 1456 (зарегистрирован Минюстом России 27 мая 2021 г., регистрационный N 63650), от 8 февраля 2021 г. N 84 (зарегистрирован Минюстом России 12 марта 2021 г., регистрационный N 62736), от 19 июля 2022 г. N 662 (зарегистрирован Минюстом России 7 октября 2022 г., регистрационный N 70414), от 27 февраля 2023 г. N 208 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2023 г., регистрационный N 72833).
а) наличие высшего технического образования;
б) наличие профессиональных знаний и умений в областях:
контроля СЭУ, электрооборудования и автоматики автономного судна;
управления СЭУ, электрооборудованием и автоматикой автономного судна;
выполнения оперативных действий при выходе из строя СЭУ автономного судна, потере связи с автономным судном;
идентификации состояния оборудования машинного отделения автономного судна;
работы автоматизированных комплексов и средств автоматизации автономных судов;
обеспечения управления системой дистанционного управления автономного судна;
в) наличие опыта работы не менее 3 лет в должности механика или первого механика судна с главными двигателями мощностью 330 киловатт либо не менее 12 месяцев в течение последних 5 лет в должности механика или первого механика судна с главными двигателями мощностью 330 киловатт.
4. Требования к профессиональной подготовке специалиста по управлению автономным судном, компетентного в области дистанционной эксплуатации СЭУ, электрооборудования и средств автоматики, а также к профессиональной переподготовке в области управления автономными судами включают прохождение обучения по программе повышения квалификации в области дистанционной эксплуатации СЭУ, электрооборудования и автоматики в образовательной организации, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности <4>, которая осуществляет подготовку членов внешних экипажей автономных судов.
--------------------------------
<4> Пункт 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
5. Специалист по управлению автономным судном должен соответствовать следующим требованиям к квалификации и опыту работы:
а) наличие высшего технического образования;
б) наличие профессиональных знаний и умений в областях:
контроля радиоэлектронного оборудования автономного судна;
управления радиоэлектронным оборудованием автономного судна;
выполнения оперативных действий при выходе из строя радиоэлектронного оборудования автономного судна, потере связи с автономным судном;
передачи и приема информации между автономным судном и центром дистанционного управления (далее - ЦДУ) автономного судна;
эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования ЦДУ;
в) наличие опыта работы в одной из должностей:
не менее 3 лет в должности специалиста по радиоэлектронному оборудованию первого класса Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности <5> (далее - ГМССБ) или специалиста по радиоэлектронному оборудованию второго класса ГМССБ на морских судах или береговых объектах ГМССБ;
--------------------------------
<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 813 "О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности".
не менее 12 месяцев в течение последних 5 лет в должности специалиста по радиоэлектронному оборудованию первого класса ГМССБ или специалиста по радиоэлектронному оборудованию второго класса ГМССБ на морских судах или береговых объектах ГМССБ;
не менее 3 лет в должности капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000 или старшего помощника капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000;
не менее 12 месяцев в течение последних 5 лет в должности капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000 или старшего помощника капитана морского судна валовой вместимостью не менее чем 3000.
6. Требования к профессиональной подготовке специалиста по управлению автономным судном, а также к профессиональной переподготовке в области управления автономными судами включают прохождение обучения по программе повышения квалификации в области дистанционной эксплуатации радиоэлектронного оборудования в российской морской образовательной организации, которая осуществляет подготовку членов внешних экипажей автономных судов, либо иностранной образовательной организации, находящейся на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен договор о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.
7. Лицо, претендующее на получение квалификационного свидетельства внешнего капитана автономного судна или специалиста по управлению автономными судами (далее - заявитель), или уполномоченный представитель заявителя с приложением документов, подтверждающих полномочия <6> заявителя, представляет капитану морского порта заявление на получение квалификационного свидетельства внешнего капитана автономного судна или специалиста по управлению автономными судами (далее соответственно - заявление, квалификационное свидетельство).
--------------------------------
<6> Глава 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявление составляется в произвольной форме с указанием квалификационного свидетельства, на получение которого претендует заявитель, адреса регистрации по месту жительства (пребывания), адреса электронной почты (при наличии) заявителя или уполномоченного представителя заявителя.
а) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
б) копия диплома, выданного в соответствии с Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 378 <7>, (при наличии);
--------------------------------
<7> Зарегистрирован Минюстом России 30 ноября 2021 г., регистрационный N 66102. В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. N 378 данный акт действует до 1 марта 2028 г.
в) копии документов, подтверждающих наличие опыта работы на морском судне;
г) копии документов, подтверждающих прохождение профессиональной подготовки по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовке в области управления автономными судами, предусмотренным пунктами 2, 4, 6 настоящего Положения;
д) фотография черно-белая или цветная на матовой бумаге размером 3,5 x 4,5 см без уголков - 3 штуки.
Копии документов должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе представляются заявителем либо уполномоченным представителем заявителя капитану морского порта непосредственно, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или направляются в электронной форме по адресу электронной почты в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
10. Работниками дипломного отдела службы капитана морского порта осуществляется проверка представленных заявления и прилагаемых к нему документов в течение 10 рабочих дней со дня их представления.
11. В случае несоответствия заявления требованиям, предусмотренным в пункте 7 настоящего Положения, и (или) представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, капитан морского порта в течение одного рабочего дня со дня окончания проверки, предусмотренной пунктом 10 настоящего Положения, должен направить заявителю или уполномоченному представителю заявителя уведомление о таком несоответствии по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением либо адресу электронной почты.
Заявитель или уполномоченный представитель заявителя вправе получить документы, представленные на бумажном носителе, самостоятельно либо обратиться к капитану морского порта с просьбой направить заявление и прилагаемые к нему документы по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением.
12. В случае соответствия заявления требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Положения, а представленного комплекта документов - пункту 8 настоящего Положения, заявление должно быть зарегистрировано в дипломном отделе службы капитана морского порта в течение одного рабочего дня со дня окончания проверки, предусмотренной пунктом 10 настоящего Положения.
О регистрации заявления капитан морского порта в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, должен известить заявителя или уполномоченного представителя заявителя по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением либо адресу электронной почты.
13. Решение об отказе в выдаче квалификационного свидетельства принимается капитаном морского порта в срок до 15 рабочих дней со дня представления заявления и прилагаемых к нему документов в случае обнаружения при проведении проверки, предусмотренной пунктом 10 настоящего Положения, недостоверных сведений в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах.
14. Решение об отказе в выдаче квалификационного свидетельства подписывается капитаном морского порта или лицом, его замещающим.
Решение об отказе в выдаче квалификационного свидетельства, содержащее основание и дату принятия такого решения, вместе с документами, прилагаемыми к заявлению, должно быть направлено заявителю или уполномоченному представителю заявителя по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением либо адресу электронной почты (в случае если заявление и документы были направлены по электронной почте).
15. В случае отсутствия оснований для отказа в выдаче квалификационного свидетельства, предусмотренных пунктом 13 настоящего Положения, капитан морского порта проводит квалификационные испытания заявителя.
16. На официальном сайте администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны быть опубликованы программы повышения квалификации, предусмотренные пунктами 2, 4, 6 настоящего Положения, и перечни вопросов для проведения квалификационных испытаний.
17. Для проведения квалификационных испытаний капитан морского порта создает под своим председательством морскую квалификационную комиссию (далее - МКК) в составе дипломного отдела службы капитана морского порта, имеющего освидетельствованную систему стандартов качества <8> дипломирования.
--------------------------------
<8> Правило I/8 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 1978 года (заключена в г. Лондоне 7 июля 1978 г.) (постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года").
18. Перечень служб капитана морского порта, в которых создаются МКК, размещается на официальных сайтах администраций морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
19. Квалификационные испытания должны быть проведены в течение 10 рабочих дней после дня окончания проверки, предусмотренной пунктом 10 настоящего Положения.
20. Капитан морского порта должен известить заявителя или уполномоченного представителя заявителя о дате и времени проведения квалификационных испытаний посредством уведомления, направленного по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением, либо адресу электронной почты.
21. Квалификационные испытания проводятся в два этапа.
22. Первый этап квалификационных испытаний должен предусматривать прохождение письменного или компьютерного тестирования по перечню вопросов для проведения квалификационных испытаний.
23. Тест должен содержать 12 вопросов.
24. В случае получения правильных ответов на девять или более вопросов теста МКК принимается решение о соответствии заявителя требованиям к квалификации, указанным в пунктах 1, 3 и 5 настоящего Положения, без прохождения второго этапа квалификационных испытаний.
25. В случае получения правильных ответов на менее чем девять вопросов теста МКК должна быть назначена дата второго этапа квалификационных испытаний, проведение которого осуществляется не позднее чем через 5 рабочих дней после проведения первого этапа квалификационных испытаний.
26. На втором этапе квалификационных испытаний МКК должно проводиться устное собеседование заявителя, где ему необходимо ответить на вопросы, на которые были получены неправильные ответы в ходе тестирования на первом этапе квалификационных испытаний.
27. В случае получения правильных ответов на более половины вопросов, указанных в пункте 26 настоящего Положения, МКК принимается решение о соответствии заявителя требованиям к квалификации, указанным в пунктах 1, 3 и 5 настоящего Положения.
28. Заявитель должен участвовать в квалификационных испытаниях непосредственно, а в случае наличия технической возможности МКК принимается решение о проведении квалификационных испытаний с применением видео-конференц-связи.
29. О способе проведения квалификационных испытаний капитан морского порта должен известить заявителя или уполномоченного представителя заявителя не позднее чем за 5 рабочих дней до дня их проведения посредством уведомления, направленного по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением либо адресу электронной почты.
30. Решение о соответствии заявителя требованиям к квалификации, указанным в пунктах 1, 3 и 5 настоящего Положения, принимается на заседании МКК открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа членов, присутствующих на заседании МКК. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу заявителя.
31. В случае принятия МКК решения о несоответствии заявителя требованиям к квалификации, указанным в пунктах 1, 3 и 5 настоящего Положения, капитан морского порта должен известить об этом заявителя либо уполномоченного представителя заявителя не позднее чем через 5 рабочих дней после дня проведения квалификационных испытаний посредством уведомления, направленного по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением либо адресу электронной почты.
32. Результаты квалификационных испытаний оформляются протоколом.
33. Протокол квалификационных испытаний должен быть подписан в течение одного рабочего дня после дня проведения квалификационных испытаний всеми членами МКК, присутствующими на заседании.
34. Протокол квалификационных испытаний является основанием для выдачи квалификационного свидетельства.
35. В случае принятия МКК решения о несоответствии заявителя требованиям к квалификации, указанным в пунктах 1, 3 и 5 настоящего Положения, информация о несоответствии должна быть указана в протоколе квалификационных испытаний.
36. В случае принятия МКК решения о соответствии заявителя требованиям к квалификации, указанным в пунктах 1, 3 и 5 настоящего Положения, капитан морского порта в течение одного рабочего дня после дня подписания членами МКК протокола квалификационных испытаний оформляет квалификационное свидетельство (формы квалификационных свидетельств приведены в приложениях N N 1 - 3 к настоящему Положению), а также извещает о принятом МКК решении заявителя или уполномоченного представителя заявителя по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением либо адресу электронной почты.
37. Заявитель или уполномоченный представитель заявителя вправе получить квалификационное свидетельство самостоятельно у капитана морского порта либо обратиться к капитану морского порта с просьбой направить квалификационное свидетельство по указанному в заявлении адресу почтовым отправлением.
38. Квалификационные свидетельства, выданные Российской Федерацией в соответствии с настоящим Положением, при наличии с иностранными государствами международных соглашений о признании квалификационных документов членов экипажей морских судов подтверждаются на основании запросов данных государств <9>.
--------------------------------
<9> Правило I/10 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (заключена в г. Лондоне 7 июля 1978 г.) (постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года").
- Приложение N 1. Квалификационное свидетельство внешнего капитана автономного морского судна (форма)
- Приложение N 2. Квалификационное свидетельство специалиста по управлению автономным судном, компетентного в области дистанционной эксплуатации судовой энергетической установки, электрооборудования и средств автоматики (форма)
- Приложение N 3. Квалификационное свидетельство специалиста по управлению автономным судном (форма)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей