Срок действия документа ограничен 1 сентября 2030 года.

Утверждены

приказом Минтранса России

от 27 апреля 2024 г. N 148

ПРАВИЛА

ДВИЖЕНИЯ И СТОЯНКИ СУДОВ В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ БАССЕЙНЕ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Толкаемые и буксируемые составы судов должны осуществлять движение в соответствии с типовыми схемами формирования составов, указанными в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Движение составов, отличающихся по своим техническим характеристикам от типовых схем формирования составов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, допускается при наличии плана обеспечения безопасности плавания состава в рейсе <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 36 Правил буксировки судов и плавучих объектов на внутреннем водном транспорте, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 (зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2021 г., регистрационный N 64328). В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 339 данный акт действует до 1 января 2027 г.

В типовых схемах формирования составов, указанных в приложении N 1 к настоящим Правилам, перегрузочные механизмы приравниваются:

плавкран грузоподъемностью 25 тонн - к барже грузоподъемностью 3000 тонн;

плавкран грузоподъемностью 16 тонн - к барже грузоподъемностью 2800 тонн;

плавкран грузоподъемностью 5 тонн - к барже грузоподъемностью 1000 тонн.

2. Ограничения по движению судов на отдельных участках Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей Российской Федерации (далее - ВВП Беломорско-Онежского бассейна) приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.

3. Судоводители, следующие по Онежскому озеру, должны вести предварительную и исполнительную прокладку курса судна с использованием актуальных навигационных карт и атласов.

4. Суда, следующие по Беломорско-Балтийскому каналу, должны иметь на борту исправно действующую установку ультракоротковолновой радиосвязи (далее - УКВ-радиосвязь), позволяющей установить радиосвязь с диспетчерами шлюзов и судами на участках с односторонним движением.

5. На ВВП Беломорско-Онежского бассейна установлены участки обязательного диспетчерского регулирования движения судов в следующих границах:

1) Онежское озеро с впадающей рекой Водла (0 - 28 км);

2) Беломорско-Балтийский канал (1114 - 1334,4 км).

6. На Онежском озере, за исключением Кижских шхер, проливов, бухт и подходов к причалам, действует кардинальная система навигационного оборудования, на остальной части ВВП Беломорско-Онежского бассейна действует латеральная система навигационного оборудования.

На участках с латеральной системой ограждения направление условного течения считается:

1) в Кижских шхерах, в Никольском проливе - с севера на юг;

2) в проливах и бухтах - от меньшего бассейна к большему;

3) у причалов - от причала в сторону транзитного судового хода;

4) в Беломорско-Балтийском канале, включая главный судовой ход Выгозера, - из Онежского озера в Белое море (от шлюза N 1 к шлюзу N 19).

7. На Беломорско-Балтийском канале не допускается самостоятельное шлюзование судов и плавучих объектов, использующих в качестве движителей паруса и весла.

Прохождение шлюзов судами и плавучими объектами, использующими в качестве движителей паруса и весла, допускается в сопровождении буксирующего судна (судов) посредством одного из методов буксировки (на тросе, методом толкания, под бортом либо комбинацией данных методов). Экипажи буксируемых маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов, не задействованные в швартовных операциях, во время шлюзования должны находиться на борту буксирующего судна (судов).

8. Не допускается шлюзование судов и плавучих объектов, имеющих надувные конструкции корпуса вне зависимости от количества и типа установленных на них движителей.

9. В случае совместного шлюзования маломерных судов с иными судами (составами) маломерные суда должны ожидать разрешения диспетчера на заход в камеру шлюза за пределами границ шлюза, не создавая помех для движения судов (составов), следующих на шлюзование <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 24 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

10. В южной части Онежского озера на участке судового хода от буя "Куликовский" (942,2 км) до буя "Вытегорский" (895,0 км) судоходство должно осуществляться по системе разделения движения <3> (далее - СРД), состоящей из трех частей:

--------------------------------

<3> Пункт 102 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 19 (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2018 г., регистрационный N 50283), с изменением, внесенным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 50 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2019 г., регистрационный N 54757).

1) часть I СРД включает в себя две полосы движения, разделенные зонами, ось которых соединяет точки 938,4 км и 935,3 км, 930,3 км и 902,5 км (ширина зон разделения - 926 м, ширина полос движения по обе стороны зон разделения - 1111 м каждая, ось направления движения - 54,3° - 234,3°);

2) часть II СРД включает район кругового движения против часовой стрелки вокруг зоны диаметром 2037 м с центром в точке 901,0 км на оси судового хода (ширина полосы кругового движения - 3148 м). В центре района кругового движения должен быть выставлен светящийся буй;

3) часть III СРД включает две полосы движения, разделенные зоной, ось которой соединяет точки 899,5 км и 895,0 км (ширина полос движения по обе стороны зоны разделения 240 - 759 м, направление движения - 114° и 314°).

11. К районам повышенной опасности для судоходства относятся места схождения судовых ходов на участках 941,3 - 938,4 км и 935,3 - 930,3 км.

12. Заявка на разводку однопролетного железнодорожного моста, высота которого в наведенном положении - 12,2 м от проектного уровня и ширина судового хода в пролете - 36 м, на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала должна подаваться судоводителем посредством УКВ-радиосвязи диспетчеру администрации бассейна внутренних водных путей (далее - АБВВП) не менее чем за 24 часа до прохода судна и уточняться судоводителем посредством УКВ-радиосвязи за 12 часов до подхода судна.

Разводка наплавных мостов в областных, краевых и республиканских центрах осуществляется в соответствии с расписанием, а при его отсутствии - по запросу судоводителя в диспетчерский пункт собственника наплавного моста по УКВ-радиосвязи.

13. В ожидании разводки железнодорожного моста на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала при следовании вниз по разрешению диспетчера шлюза <4> допускается стоянка одного судна у причалов в нижнем подходном канале шлюза N 18, одного судна у нижних пал шлюза N 18 и одного судна в камере шлюза N 18.

--------------------------------

<4> Пункт 17 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

14. При движении вверх в разводку железнодорожного моста на 1330,6 км Беломорско-Балтийского канала разрешается пропуск не более двух судов водоизмещением 2000 тонн и более, при котором одно судно заходит в шлюз N 18, второе судно швартуется у причалов в нижнем подходном канале шлюза N 18.

15. Допускается транзитный пропуск судов через шлюзы Беломорско-Балтийского канала со следующими габаритами: длина - не более 135 м, ширина - не более 14,1 м, осадка - не более 3,75 м.

16. Суда, имеющие габаритные размеры, превышающие по ширине 13,5 м, длине 128 м и максимальной осадкой 3,6 м и не превышающие габариты, указанные в пункте 15 настоящих Правил, допускаются к транзитному пропуску через шлюзы Беломорско-Балтийского канала по согласованию с АБВВП <5>.

--------------------------------

<5> Пункт 39 Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей.

17. Суда и плавучие объекты, осуществляющие движение по Беломорско-Балтийскому каналу, должны становиться на якорь при обеспечении возможности безопасного прохода других судов и составов, следующих в пределах судового хода, учитывая силу ветра и течение водного объекта.