ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 3 июня 2024 г. N ИН-03-59/34

О ПОВЫШЕНИИ

ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАТАМ ОКАЗАНИЯ

ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И НА ОТДАЛЕННЫХ,

МАЛОНАСЕЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Настоящее информационное письмо Банка России подготовлено с учетом накопленного опыта, результатов проводимого Банком России мониторинга и анализа уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях (далее - ОМТ) субъектов Российской Федерации, востребованности финансовых услуг жителями сельской местности и ОМТ, а также обобщения лучших практик обслуживания населения, применяемых кредитными организациями - участниками рабочих групп при Банке России, которые включают в себя представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, телекоммуникационных операторов, муниципальных образований и других заинтересованных организаций <2>.

--------------------------------

<2> Результаты деятельности территориальных учреждений Банка России в сельской местности и на ОМТ в 2022 году опубликованы на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/150059/report_19072023.pdf.

Банк России рекомендует кредитным организациям (далее - КО) рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых услуг в сельской местности и на ОМТ для повышения качества жизни и создания условий для обеспечения доступа к базовому набору финансовых услуг жителей указанных территорий с учетом востребованности форматов точек доступа к финансовым услугам (см. таблицу в приложении).

В каждом месте предоставления финансовых услуг КО рекомендуется обеспечить:

а) надлежащее качество оказания услуг с учетом Рекомендаций Банка России по сохранению уровня финансовой доступности <3> и информационного письма Банка России о раскрытии потребителям информации об условиях обслуживания расчетных (дебетовых) карт <4>, в том числе:

--------------------------------

<3> Информационное письмо Банка России от 24.06.2022 N ИН-04-59/88. Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5930.

<4> Информационное письмо Банка России от 31.08.2022 N ИН-03-45/110. Размещено на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5980.

учитывать потребности жителей сельской местности и ОМТ и их уровень дохода;

разместить перечень оказываемых финансовых услуг и порядок их предоставления;

информировать потребителей об основных параметрах финансовой услуги, в том числе ожидаемом результате получения финансовой услуги и рисках, связанных с ее получением;

разместить информацию о наличии и размере комиссии, взимаемой за оказываемые финансовые услуги;

обеспечить бесперебойное оказание финансовых услуг, при котором потребитель имеет возможность получить финансовую услугу в интервал времени, указанный КО, либо круглосуточно (в случае если КО декларирует круглосуточное обслуживание);

не навязывать финансовые услуги;

разместить информацию с условиями/порядком отказа потребителя от предоставленной финансовой услуги;

указать контакты, куда может обратиться потребитель в случае нарушения своих прав;

проинформировать орган местного самоуправления об открытии/функционировании точки доступа к финансовым услугам;

б) для клиентов из числа социально уязвимых групп граждан (люди с инвалидностью и другие маломобильные группы населения, пожилые граждане) полный, недискриминационный и беспрепятственный доступ ко всем объектам, услугам и каналам их оказания с соблюдением надлежащего уровня качества обслуживания, а также информирование об услугах и порядке их получения (с учетом действующего законодательства, национальных стандартов <1> и рекомендательных документов Банка России <2>).

--------------------------------

<1> Включая ГОСТ Р 52872-2019 "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности".

<2> Рекомендации Банка России по созданию доступной среды для людей с инвалидностью, пожилого населения и иных маломобильных групп населения (от 01.09.2022 N ИН-01-59/112, от 27.12.2021 N ИН-06-59/101, от 09.08.2021 N 11-МР, от 29.12.2020 N ИН-01-59/184, от 26.04.2019 N 12-МР, от 28.01.2019 N ИН-01-59/5, от 23.10.2017 N ИН-01-59/50, от 12.05.2017 N ИН-03-59/20), размещенные на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.cbr.ru/develop/development_affor/recommend.

Настоящее Информационное письмо Банка России подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Первый заместитель

Председателя Банка России

Д.В.ТУЛИН