<Письмо> ГТК РФ от 12.05.2004 N 01-06/17021 "О контроле таможенной стоимости вывозимых товаров"
В связи с поступающими от таможенных органов запросами по применению Приказа ГТК России от 27.08.97 N 522 "Об утверждении Правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 08.12.1997, рег. N 1424) в части проведения временной (условной) оценки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - вывозимые товары), Государственный таможенный комитет Российской Федерации разъясняет следующее.
1. Пунктом 2.3 Правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Приказом ГТК России от 27.08.97 N 522, установлен порядок действий должностных лиц таможенного органа и декларанта в случае, если во внешнеторговом договоре (контракте) отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем. Пунктом 2.3.1 Правил установлено, что таможенное оформление вывозимых товаров в таких случаях производится с учетом временной (условной) оценки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; N 52, ст. 5038, далее - Кодекс), если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
В соответствии с абзацем четвертым письма ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50932 "О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г." при возникновении коллизии норм Кодекса и предписаний нормативных и иных правовых актов ГТК России по вопросам таможенного дела следует применять нормы Кодекса и нормативных правовых актов, изданных в соответствии с Кодексом.
Таким образом, выпуск вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров в указанных случаях необходимо осуществлять при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
2. Анализ практики применения пункта 2.3 Правил до введения в действие Кодекса показал следующее. В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил в качестве базы для временной (условной) таможенной оценки вывозимых товаров принималась либо предварительная (ориентировочная) цена, зафиксированная во внешнеторговом договоре (контракте), либо расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре (контракте) условиями ее расчета (то есть величина, заявленная декларантом). При этом объективность такой величины подтверждалась декларантом представленными в таможенный орган документами и сведениями. Так, декларантом, в зависимости от обстоятельств сделки, представлялись либо документы с указанием цен сделок на идентичные товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации экспортером, поскольку продажу такого товара он осуществлял ранее, либо биржевых котировок цен.
В случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Правил, уточнение таможенной стоимости производилось таможенным органом в общем порядке на основании документов и сведений, подверждающих цену, фактически уплаченную за вывозимый товар: счетом-фактурой, выставленным после счета-проформы, документами о корректировке фактурной стоимости, сформированными банком учетными карточками таможенно-банковского валютного контроля, содержащими сведения о поступлениях выручки, и иными документами, в зависимости от условий внешнеторгового договора (контракта).
После представления декларантом в установленный таможенным органом срок всех документов, необходимых для уточнения и/или подтверждения заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров, осуществлялось завершение процедуры временной (условной) оценки и производился перерасчет таможенных платежей в соответствии с установленным порядком. В ходе уточнения величина таможенной стоимости менялась как в большую, так и в меньшую сторону, в соответствии с представленными документами. Суммы таможенных платежей, соответственно, либо подлежали возврату (часть суммы, уплаченной при заявлении товара), либо были дополнительно начислены.
Таким образом, если во внешнеторговом договоре (контракте) отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем, определить сумму таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, не представляется возможным. В таких случаях возможен возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
На основании изложенного, в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Правил, расчет таможенных платежей производится на основании таможенной стоимости, заявленной декларантом и определенной согласно предусмотренному условиями внешнеторгового договора (контракта) количеству и порядку расчета цены товаров. Уточнение таможенной стоимости, а также перерасчет таможенных платежей осуществляется после выпуска товара. Расчет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, не производится.
3. В соответствии с пунктом 6 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна. В связи с этим даже при тенденции роста цен на соответствующей товарной бирже обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в отношении биржевых товаров, также не производится до установления их окончательной цены.
4. Одновременно обращаем внимание, что в части, касающейся таможенного оформления и корректировки таможенной стоимости вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, цены на которые в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов формируются на основе биржевых котировок, действует письмо ГТК России от 28.06.1999 N 01-15/17849 "О Приказе ГТК России от 27.08.97 N 522" в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам, а также с учетом подходов, изложенных выше.
председателя Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
В.В.ШПАГИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей