5.1. Приказ

5.1.1. Приказами оформляются решения нормативного правового характера и ненормативного характера. К приказам ненормативного характера относятся приказы по личному составу, оперативным, организационным и другим текущим вопросам деятельности ФАС России.

Приказы нормативного правового характера издаются при наличии в федеральных конституционных законах, федеральных законах, актах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации полномочий на их издание (далее - нормативные правовые акты).

Приказы ненормативного характера изготавливаются на основании поручений руководителя ФАС России, его заместителей, положений о структурных подразделениях либо в инициативном порядке.

Приказы подписывает руководитель ФАС России или лицо, исполняющее обязанности руководителя ФАС России.

Полномочия по подписанию отдельных видов приказов по личному составу могут передаваться заместителю руководителя ФАС России в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя, установленным руководителем.

Проекты приказов готовят структурные подразделения.

5.1.2. Приказ ФАС России имеет следующие реквизиты: Государственный герб Российской Федерации, наименование Федеральной антимонопольной службы, наименование вида документа (ПРИКАЗ), дата, регистрационный номер, место составления (издания), наименование (заголовок к тексту), текст документа, подпись, визы (лист согласования).

Приказ должен иметь заголовок, кратко и четко отражающий содержание текста приказа. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок печатается полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал и выравнивается по центру.

При оформлении приказа используется шрифт размером N 14. Текст отделяется от заголовка 2 - 3 межстрочными интервалами, печатается через 1,5 интервала, выравнивается по ширине текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной.

Констатирующая часть приказа содержит основания его издания в виде ссылки на акт законодательства Российской Федерации, при необходимости может четко и кратко излагать цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа, и начинается устойчивыми формулировками: "В соответствии...", "В целях...", "Во исполнение..." и т.д. Ссылка на акт законодательства содержит конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, название акта законодательства (в соответствующем падеже), его дату и номер. При наличии двух и более структурных единиц ссылка на них указывается с учетом иерархии по нисходящей. Здесь же может даваться краткая характеристика рассматриваемого вопроса, в том числе с указанием недостатков и упущений.

Констатирующая часть в приказе заканчивается словом "приказываю", которое печатается вразрядку с новой строки от левого поля без отступа.

Распорядительная часть приказа может содержать решения организационного характера (утвердить, создать, признать утратившим силу и т.д.), конкретные поручения с указанием исполнителя (руководителя структурного подразделения) и сроков исполнения.

Каждое решение (поручение) оформляется в виде отдельного пункта, который структурируется в логико-временной последовательности и нумеруется арабской цифрой с точкой.

При необходимости детализации предписываемых решений (поручений) пункты приказа могут делиться на подпункты, которые имеют буквенную или цифровую нумерацию.

При цифровой нумерации подпунктов используются арабские цифры с точкой или скобкой. После цифровой нумерации подпунктов с точкой текст пишется с прописной буквы.

Пример:

"1.3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.".

При буквенной нумерации подпунктов используются строчные буквы русского алфавита со скобкой.

При цифровой или буквенной нумерации подпунктов со скобкой текст пишется со строчной буквы.

Пример:

"28. Конкурсная или аукционная комиссия принимает решение об отклонении заявки на участие в конкурсе или аукционе в случаях:

1) непредставления документов, определенных пунктами 52 и 112 Порядка, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 22 Порядка;".

Пункты и подпункты могут делиться на абзацы.

Если поручение дается конкретному структурному подразделению, то его наименование пишется полностью, в скобках могут быть указаны фамилия и инициалы руководителя структурного подразделения в именительном падеже.

Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте.

Проект приказа ФАС России об отмене тарифного решения, подготовленный в соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2004 г. N 123, содержит описательно-мотивировочную и распорядительную части. В описательно-мотивировочной части описываются результаты анализа материалов, на основании которых принимается решение. Описательно-мотивировочная часть заканчивается словом "приказываю", которое печатается вразрядку с новой строки от левого поля без отступа. Распорядительная часть проекта приказа ФАС России об отмене тарифного решения аналогична распорядительной части проекта приказа.

Если проект приказа изменяет или дополняет ранее изданный приказ или его отдельные положения, то в тексте проекта приказа должна быть обязательная ссылка на изменяемый приказ (пункт приказа) с указанием его даты, номера и заголовка.

Если проект приказа признает утратившим силу ранее изданный приказ или его отдельные положения, то один из пунктов распорядительной части должен содержать ссылку на ранее изданный приказ (пункт приказа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта начинается словами "Признать утратившим силу...". Для проектов приказов, носящих нормативный правовой характер, также указывается дата и номер его государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. При этом отдельными позициями указывается как сам приказ, признаваемый утратившим силу, так и все акты (отдельные его положения), которыми в текст основного акта ранее вносились изменения.

В проект приказа не включается пункт "Приказ довести до сведения...", так как ознакомление заинтересованных лиц осуществляется путем составления рассылки.

В последнем пункте распорядительной части проекта приказа указывают должностное лицо, на которое возлагается контроль исполнения приказа. В отдельных случаях руководитель ФАС России (лицо, исполняющее обязанности руководителя ФАС России) может оставить контроль за собой. В приказах нормативного правового характера должностное лицо, на которое возлагается контроль исполнения приказа, может не указываться.

В случае если в проекте приказа приводятся таблицы, графики, составы комиссий, перечни, рекомендуемые образцы документов и т.д., то они оформляются, как правило, в виде приложений, а соответствующие пункты проекта приказа должны иметь ссылки на эти приложения "согласно приложению N ___ к настоящему приказу".

Приложения к проекту приказа печатаются на отдельных листах и должны иметь все необходимые элементы: номер приложения, наименование, заголовок. Если к проекту приказа следуют два и более приложений, то каждое из них имеет свой номер в порядке их упоминания в тексте проекта приказа. Приложения к проектам приказов, имеющих нормативный правовой характер, имеют сквозную нумерацию.

Обеспечение качественной подготовки проектов приказов и их согласование с заинтересованными структурными подразделениями возлагается на руководителей структурных подразделений, которые готовят проект приказа.

Проекты приказов подлежат согласованию с:

- руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений, деятельности которых они касаются или которым в проекте приказа даются поручения (за исключением поручений, имеющих общий характер);

- Правовым управлением или Управлением контроля и правового обеспечения государственного оборонного заказа (за исключением приказов, указанных в пункте 3.3.16 Инструкции);

- заместителем начальника Управления делами (в его отсутствие - с начальником отдела-экспедиции и центрального архива Управления делами);

- заместителями руководителя ФАС России (в соответствии с их компетенцией);

- корректором.

Согласование проектов приказов может осуществляться как в СЭД (приказы по общим вопросам, о командировании, о прохождении стажировки и практики и т.д.), так и на бумажном носителе (приказы по личному составу, приказы с пометкой "Для служебного пользования").

Если проект приказа визируется непосредственно на бланке на бумажном носителе, то исполнитель, подготовивший проект приказа, ставит свою визу в левом нижнем углу на оборотной стороне последнего листа документа. При этом указываются его должность, инициалы и фамилия. На оборотной стороне последнего листа документа должно быть указано наименование структурного подразделения, вносящего данный проект, с обязательной подписью руководителя данного структурного подразделения, расшифровкой подписи и датой.

Пример:

Проект приказа вносит

Правовое Управление Личная подпись И.О. Фамилия

___________________

(дата)

Визы согласующих располагаются на оборотной стороне последнего листа проекта приказа ниже отметки о структурном подразделении, вносящем данный проект приказа, с указанием наименования структурного подразделения, инициалов, фамилии руководителя структурного подразделения и даты визирования.

Пример:

Согласовано:

Управление делами Личная подпись И.О. Фамилия

_________________

(дата)

При наличии разногласий по проекту приказа структурное подразделение, подготовившее проект приказа, обеспечивает обсуждение указанного проекта и возникших разногласий с заинтересованными структурными подразделениями с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае недостижения согласия структурное подразделение, подготовившее проект приказа, оформляет протокол согласительного совещания, который подписывается соответствующими руководителями структурных подразделений, имеющих разногласия или, по указанию руководителей, их заместителями. Указанный протокол прикладывается к проекту приказа, представляемому на подпись руководителю ФАС России (лицу, исполняющему обязанности руководителя ФАС России).

Если в процессе согласования в проект приказа вносятся изменения, меняющие суть содержания документа, то он подлежит повторному согласованию. Повторное согласование не требуется, если на последнем этапе визирования в проект приказа внесены уточнения, не меняющие сути его содержания.

Срок согласования проекта приказа не должен превышать пяти рабочих дней, если иной срок не установлен руководителем ФАС России (лицом, исполняющим обязанности руководителя ФАС России) или заместителем руководителя ФАС России.

Проект приказа печатается на бланке приказа по форме приложения N 9 и направляется руководителю ФАС России (лицу, исполняющему обязанности руководителя ФАС России) для подписания. При необходимости прикладывается справка, которая должна содержать краткое изложение сути приказа и обоснование его необходимости.

К проекту приказа о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации кроме докладной записки по поручению руководства могут быть приложены и материалы дела.

Проект приказа во исполнение постановления Правительства Российской Федерации должен быть подготовлен в течение 10 дней, если не установлен иной срок.

Проект приказа, носящий нормативный правовой характер, подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти. Согласование проекта нормативного правового акта осуществляется письмами, подписанными руководителем (заместителем руководителя) согласующего федерального органа исполнительной власти, или может оформляться визами. Письмо о согласовании не может содержать замечания. Виза на проекте нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе, проставляется в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника приказа и включает в себя наименование должности руководителя федерального органа исполнительной власти или его заместителя, собственноручную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату, а на проекте нормативного правового акта, созданного в форме электронного документа, - наименование должности указанного руководителя (его заместителя) и электронную подпись визирующего.

Проекты приказов ФАС России, подготовленные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти или организациями, печатаются на стандартных листах бумаги без бланка с указанием полных наименований ФАС России и федеральных органов исполнительной власти и организаций.

При издании приказа совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти оформление проекта приказа осуществляется следующим образом и включает следующие реквизиты:

- наименования федеральных органов исполнительной власти (организаций) располагаются на одном уровне;

- наименование вида документа (приказ), располагается по центру;

- дата совместного приказа - единая, соответствующая дате более поздней подписи, располагается по центру;

- регистрационный номер приказа, издаваемого совместно двумя и более федеральными органами исполнительной власти, состоит из регистрационных номеров документа каждого из этих органов, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в заголовочной части или преамбуле документа;

- подписи руководителей федеральных органов исполнительной власти располагаются ниже текста на одном уровне.

Приказы по основной деятельности подписываются собственноручной подписью и регистрируются в Управлении делами.

Приказы по личному составу (о назначении, увольнении, перемещении, отпусках, командировании, присвоении классных чинов, награждении и поощрении) подготавливаются и регистрируются в Управлении государственной службы.

Приказы об утверждении штатного расписания центрального аппарата ФАС России и изменения в него подготавливаются и регистрируются в Управлении государственной службы.

Приказы о командировании, в том числе на территорию иностранных государств, служащих центрального аппарата, руководителей территориальных органов ФАС России подготавливаются в соответствии с Положением о служебных командировках, утвержденным приказом ФАС России от 14 марта 2022 г. N 205/22, и регистрируются в Управлении государственной службы.

Приказы по составу советов, рабочих групп, комиссий, создаваемых в центральном аппарате ФАС России, регистрируются в Управлении делами.

Приказы о премировании сотрудников центрального аппарата и руководителей территориальных органов ФАС России регистрируются в Управлении государственной службы.

Регистрация приказов ведется в пределах календарного года.

На зарегистрированный в СЭД приказ исполнителем создается электронная рассылка путем заполнения соответствующих полей в электронной РК. Рассылка приказа в электронном виде через СЭД осуществляется и в территориальные органы ФАС России. При рассылке в сторонние организации (без сопроводительного письма) исполнитель создает лист рассылки приказа - список с указанием наименований всех организаций, куда должен быть направлен данный документ. Оригиналы приказов по общим вопросам хранятся в Управлении делами, где подшиваются в дело согласно номенклатуре дел Управления делами.

5.1.3. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Представление нормативных правовых актов ФАС России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации:

- от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила N 1009);

- от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

- от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (далее - постановление N 851);

- от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";

- и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 августа 2023 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по юридико-техническому оформлению нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 сентября 2023 г. N 75075).

Правовое управление:

1) принимает решение о необходимости представления на государственную регистрацию нормативного правового акта, которое отражается в заключении Правового управления в соответствии с приказом ФАС России от 16 октября 2015 г. N 976/15 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2015 г., регистрационный N 39857) и подписывается начальником Правового управления (лицом, исполняющим его обязанности);

2) осуществляет общее руководство работой по представлению на государственную регистрацию нормативного правового акта ФАС России;

3) обеспечивает соблюдение структурным подразделением, ответственным за разработку нормативного правового акта (далее - управление-разработчик), установленного порядка направления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

4) осуществляет проверку комплектности направляемых документов на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;

5) организовывает сопровождение прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов в Министерстве юстиции Российской Федерации;

6) ведет учет направленных нормативных правовых актов ФАС России на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, зарегистрированных нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, возвращенных без государственной регистрации.

Не позднее 2 рабочих дней после регистрации Управлением делами акта, подписанного руководителем ФАС России (лицом, исполняющим обязанности руководителя ФАС России), управление-разработчик представляет в Правовое управление указанный акт с приложением на бумажных носителях:

- проекта письма в Министерство юстиции Российской Федерации о представлении нормативного правового акта на государственную регистрацию (далее - проект письма);

- проекта справки об обосновании необходимости государственной регистрации нормативного правового акта;

- проекта сравнительной таблицы положений нормативного правового акта в действующей редакции и в редакции предлагаемых изменений, а также обоснование предлагаемых изменений (в случае внесения изменений в нормативный правовой акт);

- документы, подтверждающие проведение обязательных процедур, предусмотренных Правилами N 1009 (при наличии).

Сопроводительное письмо в Министерство юстиции Российской Федерации подписывает курирующий управление-разработчика заместитель руководителя ФАС России после согласования с Правовым управлением.

Проект справки об обосновании необходимости государственной регистрации нормативного правового акта должен быть подготовлен в соответствии с пунктом 12 Правил N 1009.

Подлинник нормативного правового акта и приложения к нему визируются начальником Правового управления (лицом, исполняющим его обязанности) на обороте каждого листа, а прилагаемая к нормативному правовому акту справка на бумажном носителе подписывается начальником Правового управления (лицом, исполняющим его обязанности).

В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя ФАС России, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к акту.

В случае визирования нормативного правового акта лицом, исполняющим обязанности начальника Правового управления, к акту прилагается заверенная Управлением делами копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей на заместителя начальника Правового управления.

Не позднее 10 календарных дней со дня регистрации (утверждения) приказа сопроводительное письмо с подписанным нормативным правовым актом и одной его копией, заверенной Управлением делами, а также документы, предусмотренные Правилами N 1009, направляются в Министерство юстиции Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронных документов.

Копии нормативных правовых актов на бумажных носителях должны быть двухсторонними (с копированием оборотной стороны каждого листа, где расположена виза начальника Правового управления), без уменьшения масштаба, четкими для прочтения и заверены печатью установленного образца.

Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

Ответственное должностное лицо Правового управления совместно с ответственным должностным лицом управления-разработчика осуществляет своевременную информационную связь с уполномоченным сотрудником Министерства юстиции Российской Федерации, непосредственно производящим правовую экспертизу нормативного правового акта, а также оказывает ему содействие (в том числе путем устных разъяснений либо представления необходимых документов, материалов) при возникновении вопросов, касающихся положений указанного акта.

Зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации приказ возвращается в ФАС России и передается на хранение в Управление делами.

Контроль за своевременным возвратом подлинника приказа в Управление делами осуществляет руководитель структурного подразделения-исполнителя.

Приказ может быть возвращен Министерством юстиции Российской Федерации без регистрации по просьбе ФАС России, а также в случае, если нарушены установленный порядок представления приказа на государственную регистрацию или Правила N 1009. В этом случае управление-разработчик не позднее дня, следующего за днем получения письма Минюста России о возврате приказа ФАС России без государственной регистрации направляет копию такого письма в Правовое управление.

В течение 10 календарных дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель ФАС России (лицо, исполняющее обязанности руководителя ФАС России) издает соответствующий документ об отмене приказа, в регистрации которого отказано. Копию акта об отмене приказа управление-разработчик направляет в Министерство юстиции Российской Федерации с сопроводительным письмом, акт об отмене приказа возвращается в Управление делами, где подшивается в дело без рассылки.

В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации при нарушении установленного порядка представления на государственную регистрацию или Правил N 1009 нарушения должны быть устранены управлением-разработчиком совместно с Правовым управлением и в течение месяца акт должен быть повторно направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, либо должна быть направлена копия акта об отмене приказа.

Нормативный правовой акт не может быть представлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации более 3 раз.

Приказ, подлежащий государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, может быть направлен заинтересованным лицам (в случае необходимости) после возвращения данного приказа с государственной регистрации.

5.1.4. Выписка из приказа должна содержать все реквизиты приказа до распорядительной части и часть требуемого текста распорядительной части. При этом вместо слова "приказ" должно быть написано "ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА". В конце выписки (после реквизита "подпись") проставляется заверительная надпись "Верно", наименование должности лица, заверившего копию, его личная подпись, расшифровка подписи и дата заверения.

Выписку из приказа ФАС России по общим вопросам заверяет начальник отдела-экспедиции и центрального архива Управления делами, выписку из приказа по кадровым вопросам заверяет сотрудник Управления государственной службы.

Выписка должна быть обязательно заверена печатью соответствующего управления.

Если выписка из приказа состоит более чем из одного листа, то она прошивается и заверяется на обороте.