3.3.11. Адресат

Документы адресуются в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и негосударственные организации, их структурные подразделения, должностным или физическим лицам, структурные подразделения ФАС России.

Реквизит "Адресат" проставляется в верхней правой части документа. При наличии грифа ограничения доступа к документу "Адресат" размещается под ним.

Строки выравниваются по левому краю или центрируются относительно самой длинной строки.

В состав реквизита "Адресат" входят наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственной или негосударственной организации (структурного подразделения), наименование должности, фамилия и инициалы получателя.

Наименование органа власти, организации, структурного подразделения, а также наименование должности печатаются через 1 межстрочный интервал.

Инициалы и фамилия печатаются после наименования должности через 2 межстрочных интервала.

При адресовании документа в орган власти, организацию, ее структурному подразделению без указания должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже.

Пример:

Правительство

Российской Федерации

Департамент делопроизводства и архива

Сокращение названия Российская Федерация до "РФ" в официальных документах не допускается.

Допускается использование официально принятых сокращений наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления, территориальных органов ФАС России.

При адресовании документа руководителю (заместителю руководителя) государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или негосударственной организации указывается в дательном падеже наименование должности руководителя (заместителя руководителя) и наименование государственного органа, органа местного самоуправления, государственной или негосударственной организации, фамилия, инициалы лица.

Пример:

Руководителю Федерального архивного агентства

Артизову А.Н.

При адресовании документа в структурное подразделение органа государственной власти (организации) в реквизите "Адресат" указывается в именительном падеже наименование организации, ниже - наименование структурного подразделения.

Пример:

Федеральное архивное агентство

Отдел государственной службы, кадров и наград

При адресовании письма руководителю структурного подразделения органа государственной власти указываются: в именительном падеже наименование организации (полное или сокращенное), ниже - в дательном падеже наименование должности руководителя, включающее наименование структурного подразделения, на отдельной строке - в дательном падеже фамилия, инициалы.

Пример:

Федеральное архивное агентство

Начальнику отдела государственной службы, кадров и наград

Бочаровой Е.В.

При рассылке документа типового содержания органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям или в структурные подразделения адресат указывается обобщенно.

Пример:

Руководителям

территориальных органов

ФАС России

При рассылке документа не всем органам (организациям) или структурным подразделениям под реквизитом "Адресат" в скобках указывается: "(по списку)".

Пример:

Федеральные органы исполнительной власти

(по списку)

В одном документе в реквизите "Адресат" не должно быть более четырех адресатов. Слово "копия" перед вторым, третьим, четвертым адресатами не указывается.

Если количество адресатов документа более четырех, то составляется указатель рассылки и на каждом экземпляре документа печатается только один адресат или адресат оформляется обобщенно.

В состав реквизита может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указываются в последовательности, установленной Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17 апреля 2023 г. N 382 (зарегистрирован Минюстом России 2 июня 2023 г. N 73719), в соответствии с которыми реквизиты адреса на почтовых отправлениях пишутся в следующем порядке:

1) для юридического лица - полное или сокращенное наименование (при наличии), для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) название улицы, номер дома, номер квартиры;

3) название населенного пункта;

4) название района;

5) название республики, края, области, автономного округа (области);

6) название страны (для международных почтовых отправлений);

7) почтовый индекс.

Почтовый адрес может быть не указан в документах, направляемых по МЭДО.

Если письмо адресуется организации, указывают ее наименование, затем почтовый адрес с индексом.

Пример:

Центральный банк

Российской Федерации

Неглинная ул., д. 12,

Москва, 103016

При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию получателя, его инициалы, затем почтовый адрес через 2 межстрочных интервала.

Пример:

Иванову И.И.

Садовая ул., д. 5, кв. 12,

г. Люберцы, Московская обл.,

115879

В случае адресования документа гражданину, предоставившему в обращении, направленном в электронном виде, в качестве персональных данных сведения только об имени и (или) фамилии, в реквизите "Адресат" указываются соответствующие имя и (или) фамилия.

Примеры:

Иванову И.

ivanov@mail.ru

Иванову

ivanov@mail.ru

В случае если в обращении гражданина, направленном в электронном виде, указан только электронный адрес, в реквизите "Адресат" указывается только данный электронный адрес. При этом вступительное обращение в тексте документа не используется.

При отправке письма посредством электронной почты или факсимильной связи (без досылки по почте) должен быть указан электронный адрес либо номер телефона-факса, почтовый адрес не указывается. Адрес электронной почты указывается без подчеркивания.

Пример:

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела

mail@vniidad.ru

В реквизите "Адресат" инициалы всегда ставятся после фамилии.