4.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов Российской Федерации

4.1. Подготовка и оформление проектов законодательных актов

Российской Федерации

4.1.1. ФАС России при осуществлении функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в пределах своей компетенции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разрабатывает проекты федеральных законов.

Подготовка и внесение проектов федеральных законов (далее - законопроекты) в Правительство Российской Федерации осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 и Положением о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 389.

Концепции законопроектов и проекты технических заданий на их разработку (далее - концепции и проекты ТЗ) разрабатываются в соответствии с Основными требованиями к концепции и разработке проектов федеральных законов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576.

4.1.2. Законопроект печатается аналогом шрифта Times New Roman размером N 15 на стандартных листах бумаги формата A4.

На первой странице законопроекта в пределах верхней и правой границ текстового поля проставляется пометка: "Вносится Правительством Российской Федерации". Пометка печатается через 1 межстрочный интервал и выравнивается по левой границе.

На расстоянии межстрочного интервала 24 пт от пометки у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".

4.1.3. Законопроект имеет следующие реквизиты:

Наименование вида акта - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН или ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - отделяется от слова "Проект" межстрочным интервалом 42 пт, печатается прописными буквами размером шрифта N 22, выравнивается по центру и может быть выделено полужирным шрифтом.

Заголовок (наименование законопроекта) отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 38 пт и печатается через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Заголовок печатается с прописной буквы и отвечает на вопрос: "О чем?", или в нем приводится название кодекса (например: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Точка в конце заголовка не ставится.

Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, а именно: должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования.

Заголовок законопроекта, вносящего изменение в законодательные акты, независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.

Пример:

О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О..."

или

О внесении изменений в Федеральный закон "О..."

или

О внесении изменений

в Федеральный закон "О..." и статью 5

Федерального закона "О..."

При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта следует конкретизировать.

Пример:

О внесении изменений

в статьи 5 и 10 Закона Российской Федерации "О..."

или

О внесении изменений

в статью 5 Закона Российской Федерации "О..."

и статью 14 Федерального закона "О..."

В наименованиях законопроектов о внесении изменений в законодательные акты не допускаются уточняющие формулировки, такие как "в части...", "в связи..." и т.п., в том числе заключенные в скобки. При наличии такой формулировки необходимо исключить ее из наименования законопроекта во время подготовки его к принятию во втором чтении.

Также необходимо называть причины внесения изменений или конкретную норму, в которую вносятся изменения, а в случае неоднократного изменения одной и той же нормы дополнительно указывать, в какой именно части она изменяется.

Пример:

О внесении изменений

в законодательные акты Российской Федерации

об административных правонарушениях в связи с принятием

Земельного кодекса Российской Федерации

или

О внесении изменений

в пункт 2 статьи 855 Гражданского кодекса

Российской Федерации в части платежей в бюджет

и во внебюджетные фонды

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 пт и печатается через двойной межстрочный интервал.

Текстовая часть законопроекта может подразделяться на преамбулу и основную часть.

Основная часть текста законопроекта может подразделяться на части, разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи. Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует. Деление законодательного акта на части, разделов на подразделы, глав на параграфы возможно в крупных систематизированных законопроектах (например, в проектах кодексов).

Заголовки частей и разделов печатаются прописными буквами полужирным шрифтом и выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

Часть законопроекта может обозначаться словами.

Пример:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Часть законопроекта может иметь наименование.

Пример:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Часть законопроекта может обозначаться (например, в кодексах).

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Раздел имеет сквозной порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, имеет заголовок.

Пример:

РАЗДЕЛ I

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Подраздел имеет порядковый номер, обозначенный римскими цифрами, и наименование. Обозначение подраздела печатается с прописной буквы с абзацного отступа. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Пример:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

Главы имеют сквозной порядковый номер, нумеруются арабскими цифрами и имеют заголовки. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Заголовок главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность

Параграф обозначается знаком §, имеет порядковый номер, обозначенный арабскими цифрами, и заголовок. Заголовок параграфа пишется с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

Статья законопроекта является его структурной единицей. Статья имеет сквозной порядковый номер, обозначается арабскими цифрами, как правило имеет наименование. Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Заголовок статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера, после которого ставится точка.

Пример:

Статья 33. Сертификация

1. .............. (часть 1)

2. .............: (абзац первый части 2)

1) .............; (пункт 1 части 2)

2) .............: (пункт 2 части 2)

а) .............; (подпункт "а" пункта 2 части 2)

б) .............. (подпункт "б" пункта 2 части 2)

Если статья не имеет заголовка, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

В зависимости от содержания статья может подразделяться на части, пункты, подпункты, абзацы. Части обозначаются арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов осуществляется арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.

Корректным вариантом использования абзацев в тексте считается такой, когда часть делится на пункты, пункт делится на подпункты, а подпункт (при необходимости дальнейшего расширения) может делиться на абзацы (не более пяти).

Пример:

Статья 33

1. ................. (часть 1)

2. ................: (абзац первый части 2)

1) ................; (пункт 1 части 2)

2) ................: (абзац первый пункта 2 части 2)

а) ................: (абзац первый подпункта "а" пункта 2 части 2)

................; (абзац второй подпункта "а" пункта 2 части 2)

................; (абзац третий подпункта "а" пункта 2 части 2)

................; (абзац четвертый подпункта "а" пункта 2 части 2)

б) ................ (подпункт "б" пункта 2 части 2)

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Подобная статья после двоеточия может иметь пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом:

Статья 4. Принципы гражданской службы

Принципами гражданской службы являются:

1) .................; (пункт 1 статьи 4)

2) .................; (пункт 2 статьи 4)

3) .................; (пункт 3 статьи 4)

4) .................. (пункт 4 статьи 4)

Подпись отделяется от текста межстрочным интервалом 36 пт и состоит из слов "Президент Российской Федерации". Слова "Президент" и "Российской Федерации" печатаются в 2 строки через один межстрочный интервал. Слова "Российской Федерации" печатаются от левой границы текстового поля, а слово "Президент" выравнивается по центру относительно этих слов.

Инициал имени и фамилия Президента Российской Федерации указываются при оформлении принятого закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Визы проставляются на лицевой стороне последнего листа законопроекта в нижней его части.

4.1.4. Содержание пояснительной записки определяется пунктом 53 Регламента Правительства Российской Федерации.

Пояснительная записка к законопроекту печатается шрифтом Times New Roman размером N 14 на стандартных листах бумаги формата A4 и имеет следующие реквизиты.

Наименование вида документа печатается полужирным шрифтом прописными буквами ниже границы верхнего поля страницы на 24 пт и выравнивается по центру.

Заголовок отделяется от предыдущего реквизита межстрочным интервалом 24 пт, печатается строчными буквами через 1 интервал, выделяется полужирным шрифтом и выравнивается по центру. Точка в конце заголовка не ставится.

В заголовке к тексту указывается полное название законопроекта, к которому подготовлена пояснительная записка.

Пример:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

"О внесении изменений

в статью 1 Закона Российской Федерации "О подоходном

налоге с физических лиц"

Текст отделяется от заголовка межстрочным интервалом 24 - 36 пт и печатается через интервал 18 пт на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Визы проставляются на лицевой стороне в нижней части последних листов законопроекта, пояснительной записки к законопроекту, финансово-экономического обоснования, перечней федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом, проекта распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Текст должен содержать обоснование необходимости принятия законопроекта, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия.