3.9. Сопровождение и охрана ВМ

3.9.1. Вагоны с ВМ должны на всем пути их следования, включая технологические и непредвиденные остановки, находиться под непрерывной охраной караулов, нарядов, отрядов охраны, проводников и сопровождаться (при необходимости) специалистами.

При обнаружении вагона(-ов) с ВМ без предусмотренных в перевозочных документах на этот груз накладной лиц охраны дальнейшая перевозка этого груза должна быть приостановлена, о чем станцией обнаружения нарушения должны быть немедленно проинформированы установленным для таких грузов порядком причастные к этому грузу отправитель (получатель), подразделения МО, МВД с требованием о срочном устранении допущенного нарушения.

До момента прибытия подразделений штатной охраны, такой(-ие) вагон(-ы) должен(-ны) быть немедленно сдан(-ы) станцией и взят(-ы) под временную охрану отрядом охраны, относящимся к организации железной дороги, связанной с сопровождением и охраной перевозимых грузов.

Нахождение на станции вагона(-ов) с ВМ без наличия, предусмотренных в перевозочных документах на этот груз лиц сопровождения, охраны с момента обнаружения до момента восстановления штатной охраны этого груза, подтвержденное оформленным станцией соответствующим актом, находится на ответственном простое отправителя или получателя этого ВМ в зависимости от того, кем из них обеспечивалось наличие штатной охраны ВМ.

Порядок приема под охрану, непрерывного сопровождения и сдачи вагонов с ВМ, в том числе в контейнерах, их получателю караулами МО, нарядами МВД, отрядами охраны, проводниками устанавливается ведомственными, согласованными с перевозчиком, уставами, наставлениями, инструкциями, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и правилами перевозок грузов, связанными с сопровождением и охраной грузов при перевозке железнодорожным транспортом.

Охрана вагонов с ВМ, в том числе в контейнерах, при перевозке их с участием паромных судов осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов соответствующего внутреннего или международного железнодорожно-паромного сообщения.

3.9.2. Сопровождение и охрана вагонов с ВМ, имеющими условные номера 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199, осуществляются уполномоченными отправителем (получателем) таких ВМ, проводниками и/или специалистами.

3.9.3. Охрана ВМ, за исключением перечисленных в пунктах 3.9.2 и 3.1.13 настоящих Правил случаев, может осуществляться предусмотренными в абзаце "з" пункта 3.3.7 настоящих Правил уполномоченным отправителем (получателем) этих ВМ отрядом охраны.

ВМ, подлежащие при перевозке непрерывному сопровождению и охране указанным отрядом охраны, принимаются в месте их погрузки под охрану лицом, возглавляющим такой отряд, согласно оформленной установленным порядком доверенности отправителя (получателя) этих ВМ на совершение, в том числе приемо-сдаточных операций с грузом.

Осуществление фактического приема под охрану вагонов с ВМ, в том числе на подъездных путях, подтверждается актом, совместно оформленным и подписанным сдающей и принимающей под охрану груз сторонами в соответствии с правилами перевозок грузов, подлежащих обязательному сопровождению и охране.

3.9.4. Сопровождение ВМ, требующих наблюдения за их состоянием в пути следования, и, при необходимости, оперативное принятие в нештатных ситуациях с такими ВМ действенных решений осуществляются специалистами, уполномоченными отправителями (получателями) этих ВМ.

В качестве указанных специалистов могут назначаться штатные работники, как непосредственно отправителя (получателя) так и привлеченных организаций, прошедшие испытания, в том числе на знание положений инструкции, регламентирующей порядок сопровождения конкретного груза, и знающие, в том числе:

- свойства ВМ, подлежащего перевозке железнодорожным и другими видами транспорта, с учетом возможных к возникновению в процессе перевозки нештатных ситуаций;

- меры безопасности при его перевозке;

- Правила перевозок опасных грузов, в части касающейся перевозки ВМ;

- правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;

- правила и практические навыки оказания первой медицинской помощи;

- способы устранения возможных неисправностей тары, соответствующих узлов специального подвижного состава и контейнеров.

Указанные специалисты, а также сопровождающая ВМ охрана, должны быть снабжены отправителем (получателем) этих ВМ средствами индивидуальной защиты, оказания первой медицинской помощи, пожаротушения, сигнализации, электрическими аккумуляторными фонарями, комплектом инструментов, запасом прокладочного материала и принадлежностей для устранения неисправностей тары, собственного специального подвижного состава и контейнеров.

Перечень указанных средств, приборов, инструмента, материала, принадлежностей и минимальное их количество устанавливаются отправителем с учетом свойств конкретного груза и указываются в инструкции, регламентирующей порядок сопровождения ВМ.

3.9.5. По окончании погрузки ВМ, перевозка которых подлежит сопровождению и охране, их отправитель должен сдать, а уполномоченное им или получателем лицо, возглавляющее охрану этих ВМ, принять по описи каждый вагон, контейнер с этими ВМ, опломбированный отправителем в присутствии охраны в порядке, предусмотренном правилами пломбирования вагонов, контейнеров.

В случае перевозки ВМ на одну станцию назначения, но разным получателям, указанная опись вагонов составляется отдельно в отношении вагонов каждого получателя.

Указанная опись вагонов составляется в трех экземплярах.

Один экземпляр с подлинной распиской указанного лица, возглавляющего охрану, остается у отправителя.

Два других экземпляра, один из которых предназначен для получателя, вручаются лицу, возглавляющему охрану, или начальнику эшелона, транспорта. При этом, экземпляр описи, предназначенный для получателя, вкладывается в пакет, в котором содержатся сопроводительные и иные документы на груз.

3.9.6. Отправитель, перед сдачей вагонов с ВМ уполномоченному им для сопровождения и охраны груза подразделению, обязан стереть с этих вагонов все меловые, не относящейся к данной перевозке, надписи и, совместно с уполномоченным им сопровождающим груз специалистом, подробно проинструктировать всех уполномоченных отправителем (получателем) сопровождающих и охраняющих груз лиц:

а) - об особенностях охраны вагонов с ВМ в пути следования и на остановках;

- о мерах пожарной безопасности;

- о порядке прикрытия вагонов с ВМ, и действиях при отцепке сопровождаемых и охраняемых ими вагонов с ВМ;

- о мерах личной безопасности, и недопустимости проезда посторонних лиц в вагонах, предназначенных для проезда только сопровождающих и охраняющих груз лиц;

- о правилах поведения при нахождении на железнодорожных путях и в вагонах;

б) о порядке допуска к охраняемым вагонам с ВМ работников, связанных с техническим обслуживанием, в том числе устранением неисправностей, вагонов, осуществлением маневровой работы и в других необходимых случаях;

в) о порядке действий в аварийных ситуациях;

г) о порядке подачи, предусмотренных соответствующей инструкцией сигналов, в случае экстренной необходимости остановки поезда.

О проведенном инструктаже отправитель делает отметку в командировочном удостоверении каждого уполномоченного им для сопровождения и охраны этого ВМ лица.

3.9.7. Для проезда сопровождающих и охраняющих ВМ лиц может, согласно предусмотренному в пункте 3.4.1 настоящих Правил положению, использоваться имеющаяся в вагоне переходная площадка или специально выделенный и оборудованный вагон.

Возможность проезда в нерабочей кабине локомотива поезда сопровождающих и охраняющих ВМ лиц может рассматриваться перевозчиком на условиях отдельного договора.

В случае предоставления железной дорогой возможности такого проезда указанные лица должны быть предварительно проинструктированы машинистом этого локомотива о порядке их нахождения в локомотиве.

3.9.8. Особенности охраны вагона с ВМ при возникновении в пути следования необходимости устранения неисправности вагона либо перегрузки груза в исправный вагон или исправления крепления находящегося в вагоне груза предусмотрены в разделе 3.8 настоящих Правил.

Прибывшие на станцию назначения в сопровождении охраны вагоны с ВМ, продолжают находиться под такой охраной до момента завершения выгрузки ВМ из вагона и фактического приема ВМ его получателем у ответственного представителя отправителя (получателя) для сопровождения и охраны этих ВМ, сопровождавшего и охранявшего эти ВМ при их перевозке в соответствии с требованиями, предусмотренными в пункте 3.5.5 настоящих Правил.