2. Основанием для создания системы является:
а) обязанность государственного органа по созданию системы, предусмотренная нормативными правовыми актами;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
а(1)) обязанность уполномоченной организации по созданию системы, предусмотренная федеральным законом;
(пп. "а(1)" введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
б) решение государственного органа о создании системы с целью обеспечения реализации возложенных на него полномочий;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) решение Правительства Российской Федерации о реализации проекта государственно-частного партнерства;
(пп. "в" введен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2019 N 420)
г) решение высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о реализации проекта государственно-частного партнерства, если публичным партнером является субъект Российской Федерации либо планируется проведение совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации (за исключением случаев проведения совместного конкурса с участием Российской Федерации);
(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2019 N 420; в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2020 N 1345, от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) решение Правительства Российской Федерации о заключении концессионного соглашения;
(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 04.09.2020 N 1345)
е) решение высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о заключении концессионного соглашения, если концедентом является субъект Российской Федерации.
(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 04.09.2020 N 1345; в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
2(1). Проекты правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего документа, являющихся основанием для создания системы, разрабатываются с учетом концепции создания системы (далее - концепция), включающей в себя технико-экономическое обоснование реализации системы. Концепция является документом технической документации на систему и содержит обоснование вариантов построения системы, условия и мероприятия по ее созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания системы, формируются требования к ней, а также обеспечиваются единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к системе на последующих этапах ее жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на систему. В концепции приводятся в том числе:
а) результаты анализа нормативных правовых актов, методических документов, международных и национальных стандартов Российской Федерации, в соответствии с которыми разрабатывается система;
б) классификация системы в соответствии с требованиями о защите информации;
в) описание выявленных проблем, решение которых возможно средствами системы, описание требований к системе, включая определение требований к информационной системе (подсистеме) защиты информации и допустимых затрат на разработку, ввод в действие и эксплуатацию системы, описание эффекта, ожидаемого от создания системы, условий создания и функционирования системы, а также описание автоматизируемых процессов деятельности (как существующих, так и планируемых к реализации посредством создания системы) и архитектуры системы;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 N 2403)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) цели и задачи создания системы, архитектура системы, включая состав, выполняемые функции и взаимосвязи компонентов системы, состав сведений, подлежащих размещению в системе, обоснование выбранного варианта построения системы;
д) показатели степени автоматизации процессов и их значений, которые должны быть достигнуты в результате создания системы, а также критерии оценки достижения целей создания системы;
е) оценка финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации требований, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (технико-экономическое обоснование), включая оценку указанных ресурсов для создания системы, ввода ее в эксплуатацию, эксплуатации и в случае, если установлен срок эксплуатации системы, оценку необходимых ресурсов для вывода системы из эксплуатации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации;
ж) способ создания системы - последовательный или с применением итерационного подхода к разработке системы.
(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 N 1650)
2(2). Создание системы допускается осуществлять очередями. В этом случае концепция создания системы должна включать в себя описание всех очередей системы, техническое задание разрабатывается на каждую очередь системы.
Установленные настоящим документом требования к порядку создания системы применяются к созданию очереди системы.
(п. 2(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
2(3). Концепция утверждается должностным лицом государственного органа, указанного в пункте 1(2) настоящего документа.
(п. 2(3) введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
3. Создание системы осуществляется в соответствии с разрабатываемым согласно концепции техническим заданием на создание системы (очереди системы) с учетом модели угроз безопасности информации, предусмотренной подпунктом "г" пункта 1(2) настоящего документа, а также уровней защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных в зависимости от угроз безопасности этих данных и требований настоящего документа.
Техническое задание на создание системы (очереди системы) и (или) модель угроз безопасности информации согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий в части, касающейся выполнения установленных требований о защите информации.
В случае если в соответствии с технико-экономическим обоснованием, указанным в подпункте "е" пункта 2(1) настоящего документа, объем требуемого федеральным органам исполнительной власти или уполномоченным организациям финансирования на реализацию необходимых для создания системы мероприятий составляет более 100 млн. рублей, техническое задание согласуется указанными федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на соответствие государственной политике в сфере информационных технологий, а также единой технической политике, утверждаемой президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. В ходе проведения согласования технического задания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в том числе:
осуществляется проверка возможности реализации предусмотренных в техническом задании требований (части требований) к программному обеспечению системы посредством использования программ для электронных вычислительных машин, размещенных в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, а в случае, если такие программы выявлены в ходе указанной проверки, - установление наличия в техническом задании соответствующих требований по их использованию для создания системы;
осуществляется проверка наличия в техническом задании требований по разработке отдельных программ для электронных вычислительных машин или формирования (выделения) в ходе разработки программ для электронных вычислительных машин функционально завершенных фрагментов (частей) указанных программ, реализующих автоматизацию типовых функций и процедур при предоставлении государственных услуг и (или) исполнении государственных функций в электронной форме (типовых программных компонентов информационной системы);
определяется перечень типовых программных компонентов системы, подлежащих размещению в государственной библиотеке типовых программных компонентов информационных систем национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин в соответствии с требованиями Положения о национальном фонде алгоритмов и программ.
Техническое задание на создание системы (очереди системы) должно включать в себя сформированные в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 1(1) настоящего документа требования о защите информации, содержащейся в системе, а также соответствующие требования к системе в части обеспечения выполнения требований, указанных в подпункте "г" пункта 1(1) настоящего документа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.06.2024 N 791)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае применения итерационного подхода к разработке системы на этапе разработки технического задания требования к системе (очереди системы) должны быть разделены на группы требований.
Сроки согласования каждого из указанных в настоящем пункте документов не могут превышать 20 рабочих дней.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Техническое задание на создание системы (очереди системы) и модель угроз безопасности информации утверждаются должностным лицом государственного органа, указанного в пункте 1(2) настоящего документа, на которое возложены соответствующие полномочия.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Порядок создания системы включает следующие этапы:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) разработка документации на систему и ее части;
б) разработка или адаптация программного обеспечения, разработка рабочей документации;
(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) утратил силу с 1 января 2023 года. - Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338;
(см. текст в предыдущей редакции)
д) проведение предварительных испытаний системы;
е) проведение опытной эксплуатации системы;
ж) проведение приемочных испытаний системы.
5(1). Техническая и методическая документация, разрабатываемая на соответствующих этапах жизненного цикла системы, в том числе концепция и техническое задание на создание системы (очереди системы), документация, разрабатываемая на этапах, предусмотренных пунктом 5 настоящего документа, а также программы для электронных вычислительных машин (включая тексты указанных программ и дистрибутивы, клиентское программное обеспечение системы и использованное свободное программное обеспечение), сведения о программных интерфейсах системы, алгоритмы, электронные модели автоматизируемых процессов деятельности, архитектуры системы и базы данных системы, использованные при создании (развитии) системы, подлежат размещению и публикации в национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин в соответствии с требованиями настоящего документа и требованиями, установленными Положением о национальном фонде алгоритмов и программ.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
Включение в техническую документацию, предусмотренную пунктами 2(1) и 6 настоящего документа, описаний автоматизируемых процессов деятельности, архитектуры системы и базы данных системы осуществляется по результатам моделирования, выполненного посредством использования подлежащих разработке в указанных целях и разрабатываемых в соответствии с методическими документами о моделировании электронных моделей соответственно автоматизируемых процессов деятельности, системной архитектуры информационной системы и базы данных системы.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 N 2403)
5(2). В случае применения последовательного способа создания системы осуществляется последовательная реализация упорядоченных во времени взаимосвязанных этапов работ по созданию системы (очереди системы), предусмотренных пунктом 5 настоящего документа.
В случае применения итерационного подхода к разработке системы в рамках итерации в отношении групп требований технического задания на создание системы (очереди системы) могут выполняться работы, предусмотренные подпунктами "б" - "е" пункта 5 настоящего документа. Допускается начинать выполнение отдельных этапов работ до завершения выполнения предшествующих этапов работ, а также параллельное во времени выполнение этапов работ.
(п. 5(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
6. Этап разработки документации на систему и ее части включает разработку, согласование и утверждение технической документации в объеме, необходимом для описания полной совокупности проектных решений (в том числе по защите информации) и достаточном для дальнейшего выполнения работ по созданию системы, в том числе описания проектных решений по автоматизируемым процессам деятельности, реализуемым посредством системы, решений по архитектуре системы, решений по содержанию, структуре и ограничениям целостности, используемых для создания базы данных системы.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2021 N 2403)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Этап разработки или адаптации программного обеспечения, разработки рабочей документации на систему и ее части включает разработку программного обеспечения системы, выбор и адаптацию приобретаемого программного обеспечения, а также в установленных случаях и порядке сертификацию разработанного программного обеспечения и средств защиты информации по требованиям безопасности информации, а также проведение разработки, согласования и утверждения технической документации, необходимой для выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию и ее эксплуатации, методической документации и порядка эксплуатации системы, содержащего сведения, необходимые для выполнения работ по поддержанию уровня эксплуатационных характеристик (качества) системы (в том числе по защите информации), установленных в проектных решениях, указанных в пункте 6 настоящего документа, в том числе:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) перечень действий сотрудников при выполнении задач по эксплуатации системы, включая перечень, виды, объемы и периодичность выполнения работ по обеспечению функционирования системы;
б) контроль работоспособности системы и компонентов, обеспечивающих защиту информации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2017 N 555)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) перечень неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации системы, и рекомендации в отношении действий при их возникновении;
г) перечень режимов работы системы и их характеристики, а также порядок и правила перевода системы с одного режима работы на другой с указанием необходимого для этого времени.
8. Утратил силу с 1 января 2023 года. - Постановление Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338.
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Этап пусконаладочных работ включает автономную наладку технических средств и программного обеспечения частей системы, загрузку информации в ее базу данных, комплексную наладку технических средств и программного обеспечения системы, включая средства защиты информации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2017 N 555)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Этап проведения предварительных испытаний включает:
а) разработку программы и методики предварительных испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
б) проверку системы на работоспособность и соответствие техническому заданию на ее создание;
в) устранение выявленных при проведении таких испытаний неисправностей и внесение изменений в документацию и рабочую документацию на систему;
г) оформление протокола испытаний и акта о приемке системы в опытную эксплуатацию.
11. Этап проведения опытной эксплуатации включает:
а) разработку программы и методики опытной эксплуатации;
б) опытную эксплуатацию системы в соответствии с программой и методикой опытной эксплуатации;
в) доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы;
г) оформление акта о завершении опытной эксплуатации, включающего перечень недостатков, которые необходимо устранить до начала эксплуатации системы.
12. Этап проведения приемочных испытаний включает:
а) испытания системы на соответствие техническому заданию на ее создание в соответствии с программой и методикой приемочных испытаний;
б) анализ результатов устранения недостатков, указанных в акте о завершении опытной эксплуатации;
в) оформление акта о приемке системы в эксплуатацию.
12(1). Проведение приемочных испытаний допускается совмещать с проведением мероприятий по аттестации системы по требованиям защиты информации.
(п. 12(1) введен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 N 2338)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей