2.4.1.1. Распределение выпуска обучавшихся по основным программам профессионального обучения из числа лиц с ОВЗ и инвалидов по профессиям, должностям

2.4.1.1. Распределение выпуска обучавшихся по основным

программам профессионального обучения из числа лиц с ОВЗ

и инвалидов по профессиям, должностям

Раздел содержит сведения об инвалидах <33> и лицах с ОВЗ <34>, обученных по основным профессиональным программам профессионального обучения. Каждый из статусов (при наличии) должен быть подтвержден документально.

--------------------------------

<33> Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности (полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью) и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа. Лицам, признанным инвалидами в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Инвалидность устанавливается на определенный срок или бессрочно. Подтверждающим документом является справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (справка МСЭ).

<34> Лицо с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Установление статуса "обучающийся с ОВЗ" осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). ПМПК создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть центральной или территориальной. К основным направлениям деятельности ПМПК относится проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций. Подтверждающим документом является заключение ПМПК.

Раздел содержит сведения за отчетный год. Лица, освоившие образовательные программы профессионального обучения в пределах освоения программ среднего профессионального образования, в данный раздел не включаются.

Раздел заполняется в разрезе образовательных программ профессионального обучения. Наименования и коды профессий рабочих, должностей служащих приводятся в полном соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.07.2023 г. N 534 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".

Обучение по программам профессиональной подготовки (строка 01) направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.

Под обучением по программам переподготовки рабочих и служащих (строка 02) и по программам повышения квалификации рабочих, служащих (строка 03) понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих, должность служащего, должности служащих.

Обучающиеся учитываются как лица с ОВЗ, если они были приняты на обучение на основании рекомендации ПМПК и в период обучения не меняли условий обучения. Для целей настоящего мониторинга в качестве лиц с ОВЗ допустимо учитывать лиц с нарушениями интеллекта, не имеющих основного общего образования, зачисленных на программы профессионального обучения на основании свидетельства образовательной организации VIII вида (как имеющих заключение ПМПК, так и не имеющих его).

Графа 4 содержит сведения об общем выпуске обученных по программам профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.

Лицо с ОВЗ и вместе с тем имеющее инвалидность учитывается как одно лицо. В случае, если у слушателя два статуса - лицо с ОВЗ и инвалид (ребенок-инвалид) и два подтверждающих документа, то он отражается в графах 5 и 6 (или 7). Если у слушателя есть только статус инвалида (ребенка-инвалида), то он отражается в графе 8 (или 9).

В графе 10 выделяются лица с ОВЗ и инвалиды, обученные по адаптированным образовательным программам профессионального обучения.

Виды нарушений здоровья слушателей отражаются в графах 11 - 16, причем сумма этих граф должна равняться общей численности обучающихся (графа 4). Отнесение обучающегося к той или иной группе видов нарушений здоровья осуществляется по тому виду нарушений здоровья, который в большей степени затрудняет учебный процесс и требует создания специальных условий. Следует обратить внимание, что, если обучающийся имеет свидетельство школы VIII вида, значит основным нарушением является нарушение интеллекта. Если это нарушение сочетается с другими нарушениями (зрения, слуха и пр.), то в этом случае такого обучающегося следует учитывать в категории "сложные дефекты (два или более нарушений здоровья)".

В графе 17 выделяются данные о численности слушателей с ОВЗ и инвалидностью, обученных за счет субсидии на выполнение государственного задания по программам профессионального обучения (обычно это лица с нарушениями интеллекта (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования); в графе 18 - по направлению органов службы занятости; в графе 19 - за счет средств работодателей; в графе 20 - по договорам об оказании платных образовательных услуг за счет средств физических лиц.

В графе 21 показывается количество учебных групп, в которых обучаются лица с ОВЗ (с умственной отсталостью). По графе 22 из общего числа учебных групп выделяются группы, в состав которых входят только слушатели, обученные за счет бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации. По графе 23 - группы, в состав которых входят только слушатели, обученные по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Справка 6. По строке 05 показывается численность кураторов учебных групп профессионального обучения, в которых обучаются лица с ОВЗ (с умственной отсталостью), учтенных по графе 21 данного раздела.

По строке 06 отражается численность лиц с ОВЗ и инвалидов, выбывших из образовательной организации за отчетный период по неуспеваемости. Выпускники, завершившие обучение по программам профессионального обучения, в эти данные не включаются.