ТРАНСПОРТ. ПАССАЖИРСКИЕ И ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

Внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (01.09.2024)

Уточнен предмет федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.

Установлены допустимые виды предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов. Вводится запрет на иные виды такой деятельности.

Также установлены запреты:

- на заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу с каждым пассажиром в отдельности;

- на перевозки пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих предоставление права проезда в транспортном средстве за плату неопределенному кругу лиц, а также распространение информации о перевозках пассажиров и багажа по заказу на указанных условиях.

Уточняется понятие "межмуниципальный маршрут регулярных перевозок", вводятся понятия "срок эксплуатации транспортного средства" и "вид маршрута регулярных перевозок".

Установлено, что юридическое лицо, ИП, участники договора простого товарищества обязаны приступить к перевозкам по измененному межрегиональному маршруту регулярных перевозок не позднее чем через 10 дней со дня изменения сведений о данном маршруте в реестре маршрутов, а в случае, если изменение данного маршрута предусматривает увеличение максимального количества транспортных средств или изменение их характеристик, не позднее чем через 90 дней со дня изменения сведений о данном маршруте в реестре.

Уточняются основания и порядок отмены межрегионального маршрута регулярных перевозок. Установлен порядок изменения вида маршрута регулярных перевозок.

Уточняются некоторые положения, касающиеся открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Расширяется перечень сведений, включаемых в реестры муниципальных, межмуниципальных, смежных межрегиональных, межрегиональных маршрутов регулярных перевозок.

Установлено, что в случае переоформления карты маршрута регулярных перевозок в связи с продлением срока ее действия юридическое лицо, ИП или уполномоченный участник договора простого товарищества обращается в уполномоченный орган, выдавший карту маршрута регулярных перевозок, не позднее чем за 5 дней до окончания срока ее действия.

Уточнены обстоятельства прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Установлены основания и порядок изменения маршрута регулярных перевозок в случае возникновения ЧС или принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Определен порядок предоставления дубликата свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, дубликата карты маршрута регулярных перевозок.

Не допускается установление договором оказания услуг права взимания неустойки (штрафов, пеней) за неисполнение или ненадлежащее исполнение стороной договора обязанностей, возложенных на нее нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, а также права ограничивать деятельность стороной договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения стороной договора указанных обязанностей.

Предусмотрена общественная защита прав юридических лиц и ИП, осуществляющих регулярные перевозки.

(Федеральный закон от 29.05.2023 N 185-ФЗ; Приказы Минтранса России от 18.04.2024 N 135, от 22.05.2024 N 179 и N 180 и от 23.05.2024 N 185)

Уточняется административная ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу (01.09.2024)

Вводится административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа по заказу на условиях, предусматривающих предоставление права проезда в транспортном средстве за плату неопределенному кругу лиц, либо распространение информации о перевозке пассажиров и багажа по заказу на указанных условиях. Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц - 30 тыс. рублей; на юридических лиц - 300 тыс. рублей.

Заключение при перевозке пассажиров и багажа по заказу договора фрахтования с каждым пассажиром в отдельности повлечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц - 50 тыс. рублей; на юридических лиц - 200 тыс. рублей.

За указанные административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести административную ответственность как юридические лица.

Также установлена административная ответственность за осуществление не предусмотренной законодательством РФ предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом либо распространение информации об осуществлении такой деятельности. Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; на юридических лиц - 400 тыс. рублей.

Снижены размеры штрафов за использование для регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 669-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Также см. аналитический обзор правовой информации:

Обзор: "Перевозки пассажиров, багажа и грузов: закон о новых штрафах опубликован".

Вводится административная ответственность за принудительную высадку из автобуса, трамвая или троллейбуса инвалида I группы, следующего без сопровождающего лица, не подтвердившего оплату проезда либо право на бесплатный или льготный проезд (01.09.2024)

Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

(Федеральный закон от 12.06.2024 N 134-ФЗ)

Вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков легковым такси (01.09.2024)

Перевозчики легковым такси отнесены к перевозчикам по смыслу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСГОП).

Исполнение перевозчиком обязанности страхования контролируется путем установления наличия у перевозчика договора ОСГОП, в том числе с использованием сведений, содержащихся в региональном реестре перевозчиков легковым такси или ФГИС "Такси". В свою очередь региональный реестр перевозчиков легковым такси должен будет содержать наименование страховщика, с которым заключен договор ОСГОП.

В случае перевозок пассажиров легковым такси договор ОСГОП заключается с перевозчиком в отношении каждого транспортного средства, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси.

Уточняются особенности прекращения договора ОСГОП и последствия его прекращения.

Страховой тариф по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору ОСГОП, определяется в расчете на одно транспортное средство.

Страховая премия по каждому из рисков, подлежащих страхованию по договору ОСГОП в отношении перевозчиков легковым такси, определяется по каждому транспортному средству как произведение страховой суммы по каждому риску, указанной в договоре ОСГОП, и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы.

У страховщика, выплатившего страховое возмещение, будет возникать регрессное требование к перевозчику, причинившему возмещенный страховщиком вред:

- при наступлении страхового случая при перевозке в период приостановления действия разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

- при наступлении страхового случая при перевозке в период отсутствия заключенного перевозчиком договора со службой заказа легкового такси в случае, если заключение такого договора является обязательным;

- при наступлении страхового случая при перевозке за пределами территории субъекта РФ, уполномоченный орган которого предоставил разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, за исключением случая, если допускается возможность такой перевозки.

В салоне легкового такси должна быть размещена информация о договоре ОСГОП.

Служба заказа легкового такси обязана оформлять документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажира при перевозке легковым такси.

Юридическое лицо, ИП или физическое лицо, ранее получившие разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны заключить договор ОСГОП и представить информацию о нем в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ до 31 октября 2024 года. Непредставление указанной информации в установленный срок влечет приостановление и аннулирование действия разрешения на деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

(Федеральный закон от 24.06.2023 N 278-ФЗ; Приказ Минтранса России от 03.05.2024 N 164)

Операторы платных автомобильных дорог должны будут информировать владельцев транспортных средств о размере задолженности, образовавшейся при внесении платы за проезд таких транспортных средств, и обеспечивать возможность погашения задолженности через единый портал госуслуг (01.09.2024)

Также установлено, что расходы, связанные с обработкой и рассылкой постановлений органов государственного контроля (надзора) о несоблюдении требований законодательства РФ о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зафиксированном с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, финансируются Росавтодором за счет средств Федерального дорожного фонда.

Расходы, связанные с обработкой и рассылкой постановлений органов государственного контроля (надзора) о нарушениях требований законодательства РФ о внесении платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, финансируются оператором платной автомобильной дороги.

Разграничен предмет федерального, регионального и муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в отношении соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам.

(Федеральный закон от 24.07.2023 N 374-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 08.12.2023 N 2081)

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ в части порядка предоставления льготного проезда по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог или проезда по таким дорогам (участкам) без взимания платы (01.09.2024)

Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 28.02.2023 N 47-ФЗ.

Вводятся понятия "пропуск транспортного средства", "транспортное средство, имеющее право льготного проезда" и "транспортное средство, освобожденное от платы за проезд".

Установлен порядок предоставления льготного проезда или проезда без взимания платы.

На платной автомобильной дороге, на которой используются электронные средства регистрации проезда, транспортное средство пропускается посредством регистрации оператором проезда с помощью электронного средства регистрации проезда, предоставленного пользователю для использования на транспортных средствах, освобожденных от платы за проезд, при условии возможности обеспечения оператором последующей проверки такого проезда на предмет наличия на транспортном средстве, осуществившем такой проезд, устройств, цветографических схем, отличительных знаков или иных подобных элементов, или наличия государственного регистрационного знака такого транспортного средства в перечне государственных регистрационных знаков, представленном перевозчиком, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту регулярных перевозок, оператору, или наличия государственного регистрационного знака такого транспортного средства в содержании заявки (в отношении школьных автобусов и автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей).

В отношении отдельных транспортных средств предусмотрено визуальное определение оператором транспортных средств, освобожденных от платы за проезд, или транспортных средств, имеющих право льготного проезда.

Установлены условия пропуска транспортных средств.

(Постановление Правительства РФ от 19.08.2023 N 1359)

Уточняется административная ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам (01.09.2024)

Уточняются положения статьи 12.21.4 КоАП РФ в части наступления ответственности по данной норме в случае неисполнения соответствующей обязанности только в отношении платных автомобильных дорог общего пользования федерального значения, платных участков таких дорог.

Также внесены изменения в примечании к статье 1.5, части 1 статьи 2.6.1, пункте 4 части 1 статьи 28.1, части 3 статьи 28.6 и части 5 статьи 29.5 КоАП РФ, которые позволят субъектам РФ обеспечить возможность использования средств фотовидеофиксации при администрировании правонарушений в части оплаты проезда транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения.

Также внесены изменения в часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ в целях распространения льготного периода уплаты административного штрафа с 50% скидкой на административные правонарушения, выразившиеся в несоблюдении порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог, предусмотренные законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

(Федеральный закон от 31.07.2023 N 405-ФЗ)

На инвалидов I группы, следующих без сопровождающего лица, не распространяется требование покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте, предъявляемое к пассажирам, отказавшимся от оплаты проезда (01.09.2024)

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 484-ФЗ)

Скорректированы Правила допуска российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам (01.09.2024)

Надлежащее финансовое положение российского перевозчика будет подтверждаться бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах за последний отчетный период на день подачи заявления о получении допуска либо сведениями о кадастровой стоимости объектов недвижимости или отчетом об оценке рыночной стоимости имущества, находящегося в собственности российского перевозчика.

В заявлении о получении допуска потребуется указывать:

- сведения о принадлежности транспортных средств российскому перевозчику;

- способ подтверждения надлежащего финансового положения российского перевозчика;

- СНИЛС должностного лица, ответственного за организацию международных автомобильных перевозок, и номер свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика;

- сведения о дате и номере (при наличии) приказа (распоряжения) российского перевозчика о назначении работника российского перевозчика ответственным специалистом (за исключением случая, если указанное заявление подается ИП, планирующим осуществлять международные автомобильные перевозки без привлечения наемных работников);

- кадастровый номер объекта недвижимости (в случае, если надлежащее финансовое положение российского перевозчика подтверждается сведениями о кадастровой стоимости объекта недвижимости, находящегося в собственности российского перевозчика).

Одновременно уточняется перечень документов, которые прикладываются к заявлению о получении допуска.

Конкретизирован порядок проверки сведений, представленных перевозчиком.

Сокращаются отдельные сроки в рамках процедуры выдачи допуска.

При подаче заявления через единый портал госуслуг или на адрес электронной почты оно подписывается УКЭП или ПЭП.

(Постановление Правительства РФ от 02.02.2024 N 104)

Резервировать дату и время прибытия грузовых транспортных средств, используемых для международных автомобильных перевозок, к пункту контроля нужно будет с использованием ГИС ЭПД (01.09.2024)

Одновременно в Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" внесены изменения, которыми расширяется функционал ГИС ЭПД.

Также установлено, что оператор ГИС ЭПД обязан:

- обеспечивать взаимодействие федерального казенного учреждения, подведомственного Минтрансу России, с российскими перевозчиками, иностранными перевозчиками в целях резервирования даты и времени;

- обеспечивать заявителям, резервирующим дату и время, возможность подачи заявки на резервирование даты и времени посредством использования личного кабинета заявителя в ГИС ЭПД или через единый портал госуслуг.

(Федеральный закон от 17.02.2023 N 24-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 30.05.2023 N 867 и от 02.11.2023 N 1842)

Актуализированы требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства (01.09.2024)

При перевозке грузов указанными транспортными средствами необходимо использовать транспортные средства, предназначенные для такой перевозки в соответствии с технической документацией транспортного средства (паспорт транспортного средства, одобрение типа транспортного средства и свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства).

Уточняются запреты для водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства.

Запрещается движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средствах не на колесном ходу.

Уточняются требования к использованию автомобилей прикрытия.

Установление необходимости разработки проекта организации дорожного движения производится системой выдачи специального разрешения одновременно с установлением маршрута движения.

При поступлении в системе выдачи специального разрешения заявителю информации о необходимости разработки проекта организации дорожного движения заявитель в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой информации должен посредством системы выдачи специального разрешения уведомить уполномоченный на выдачу специального разрешения орган о согласии на предоставление такого проекта организации дорожного движения.

Проект организации дорожного движения утверждается лицом, его разработавшим, грифом "УТВЕРЖДЕН" (без кавычек) с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), подписи и даты его утверждения, заверяется печатью (при наличии) организации (для юридических лиц) или подписью ИП и вносится заявителем в систему выдачи специального разрешения.

(Приказ Минтранса России от 31.10.2023 N 361)

Самоходные машины и другие виды техники будут регистрироваться путем внесения или направления сведений о самоходных машинах и других видах техники в ФГИС УСМТ (01.09.2024)

Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники будет предусматривать:

- внесение регистрационных данных самоходной машины и других видов техники во ФГИС УСМТ;

- оформление свидетельства о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники, электронного паспорта самоходной машины и других видов техники, а также выдачу государственного регистрационного знака самоходной машины и других видов техники;

- внесение изменений в регистрационные данные самоходной машины и других видов техники: изменение записи, содержащей регистрационные данные самоходной машины и других видов техники, во ФГИС УСМТ или внесение соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники и паспорт (электронный паспорт) самоходной машины и других видов техники.

Государственный учет самоходных машин и других видов техники осуществляется во ФГИС УСМТ и предусматривает:

- постановку самоходной машины и других видов техники на государственный учет - внесение записи, содержащей регистрационные данные самоходной машины и других видов техники, во ФГИС УСМТ;

- прекращение государственного учета самоходной машины и других видов техники - внесение записи о прекращении допуска к эксплуатации самоходной машины и других видов техники во ФГИС УСМТ;

- снятие самоходной машины и других видов техники с государственного учета - перенос записи о самоходной машине и других видах техники в архив ФГИС УСМТ;

- восстановление государственного учета самоходной машины и других видов техники - отмену переноса записи о самоходной машине и других видах техники в архив ФГИС УСМТ в случае признания действий по снятию самоходной машины и других видов техники с государственного учета незаконными или необоснованными.

Уточняется перечень сведений, которые содержит ФГИС УСМТ.

(Федеральный закон от 12.12.2023 N 583-ФЗ)

Юридические лица и ИП, не являющиеся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющие деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, должны соблюдать требования транспортной безопасности (01.09.2024)

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2023 N 1550 утверждены требования по соблюдению транспортной безопасности для юридических лиц и ИП, не являющихся субъектами транспортной инфраструктуры и осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры.

(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 22.09.2023 N 1550)

Для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности могут использовать обученных и аттестованных в установленном порядке служебных собак (01.09.2024)

Использование служебных собак допускается в следующих случаях:

- поиск и выявление оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (специальные собаки);

- поиск и обнаружение человека по его индивидуальному запаху (разыскные собаки);

- защита объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (караульные собаки).

Кроме того, из сферы регулирования Закона о транспортной безопасности исключены маломерные суда морского и речного транспорта, не используемые в коммерческих целях.

(Федеральный закон от 29.05.2023 N 193-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 15.11.2023 N 1917 и от 21.05.2024 N 628; Приказ Минтранса России от 21.05.2024 N 175)

Записям в реестре юридических лиц, аккредитованных для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, будет присваиваться реестровый номер, который является регистрационным номером аккредитации юридического лица (01.09.2024)

Регистрационный номер будет присваиваться с использованием ФГИС "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".

Реестр будут включать в себя регистрационный номер аккредитации и дату его присвоения.

(Постановление Правительства РФ от 01.06.2023 N 907)

Для персонала (экипажа) определенных видов транспорта вместо аттестации в области транспортной безопасности можно будет проводить инструктаж (01.09.2024)

Установлено, что субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик определяет персонал субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности, а также лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве.

Лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, в отношении персонала (экипажа) транспортных средств автомобильного, городского наземного электрического транспорта, транспортных средств, осуществляющих ж/д перевозки в пригородном сообщении, который отнесен субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком к персоналу субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика, непосредственно связанному с обеспечением транспортной безопасности, проводятся инструктаж и проверка знаний в области обеспечения транспортной безопасности.

Предусмотрена возможность оформления паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в электронной форме. В этом случае он направляется в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности с использованием ЕГИС ОТБ.

Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств будут формироваться в том числе на основании информации, предоставленной юридическими лицами, ИП, уполномоченными субъектами транспортной инфраструктуры или перевозчиками на бронирование или оформление проездных документов (билетов) и передачу персональных данных о пассажирах в указанные базы данных.

Субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик не позднее 5 рабочих дней до даты предоставления полномочий на бронирование или оформление проездных документов (билетов) и передачу персональных данных о пассажирах в базы данных предоставляет Ространснадзору сведения об уполномоченных юридических лицах, ИП.

Уточняется предмет федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Уполномоченные юридические лица, ИП несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление сведений в базы данных.

Сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам в отношении каждой единицы технического средства действует в течение всего срока его службы, установленного в соответствии с законодательством РФ.

(Федеральный закон от 24.07.2023 N 387-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 03.05.2024 N 565; Приказ Минтранса России от 06.05.2024 N 167)

Работники подразделений транспортной безопасности смогут пресекать функционирование беспилотных аппаратов в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (01.09.2024)

Одновременно вводится понятие "беспилотные аппараты" - беспилотные воздушные, подводные и надводные суда и аппараты, беспилотные транспортные средства и иные автоматизированные беспилотные комплексы.

Также уточняются отдельные положения Воздушного кодекса РФ, в том числе касающиеся использования воздушного пространства РФ, тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, поиска и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, их пассажиров и экипажей, космонавтов, а также людей, терпящих или потерпевших бедствие на море.

(Федеральный закон от 30.01.2024 N 2-ФЗ)

Вступают в силу законодательные изменения в сфере защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (01.09.2024)

Установлено, что субъектом транспортной инфраструктуры аэропорта, аэродрома или вертодрома гражданской авиации признается лицо, владеющее аэродромом или вертодромом на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя комплекс мер по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, который предусмотрен стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Субъекты транспортной инфраструктуры в отношении воздушных судов гражданской авиации, используемых для воздушных коммерческих перевозок, разрабатывают соответствующие программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств).

Программы обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств) утверждаются Росавиацией.

Защита от актов незаконного вмешательства аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, обеспечивается подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, охраняющими границы территорий таких аэропортов на основании возмездных договоров с субъектами транспортной инфраструктуры, и подразделениями транспортной безопасности, защищающими такие аэропорты.

Защита от актов незаконного вмешательства находящихся в аэропорту (на аэродроме) транспортных средств воздушного транспорта, в том числе проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, обеспечивается субъектами транспортной инфраструктуры путем привлечения подразделения транспортной безопасности, защищающего такой аэропорт (аэродром), при наличии указанного подразделения.

Также уточняется, что в целях ведения реестров лиц, воздушная перевозка которых ограничена, перевозчики смогут обрабатывать персональные данные пассажиров в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных.

Принят ряд подзаконных актов.

(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 15.09.2023 N 1509, от 18.09.2023 N 1518, от 28.09.2023 N 1591, от 25.10.2023 N 1779, от 25.04.2024 N 534 и от 23.05.2024 N 664; Приказы Минтранса России от 07.09.2023 N 310 и N 311, от 23.04.2024 N 143 и от 02.05.2024 N 162)

Внесены изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (01.09.2024)

В частности, установлено, что представление в региональный центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и последующее использование им воздушного пространства осуществляются собственником или эксплуатантом такого беспилотного воздушного судна.

Пользователи воздушного пространства для направления запроса на получение разрешений, в том числе разрешений на выполнение воздушных съемок, могут использовать информационную систему (цифровую платформу), указанную в подпункте "д" пункта 108 Правил, посредством единого портала госуслуг. Центр Единой системы организации воздушного движения РФ после получения с использованием информационной системы (цифровой платформы) разрешений, в том числе разрешений на выполнение воздушных съемок, формирует и выдает разрешение на использование воздушного пространства РФ.

Организация функционирования информационной системы (цифровой платформы), в том числе по принципу "одного окна", для получения разрешений возлагается на Росавиацию.

Принцип "одного окна" предусматривает предоставление пользователю воздушного пространства возможности получения разрешений непосредственно с использованием информационной системы (цифровой платформы) после однократного обращения с соответствующим запросом.

К нарушениям порядка использования воздушного пространства РФ отнесено отклонение воздушного судна более чем на 10 км от маршрута полета (за пределы района полета) в воздушном пространстве класса G, указанного в уведомлении органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета, оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также другими ЧС.

(Постановление Правительства РФ от 29.03.2024 N 393)

Вводятся Федеральные авиационные правила "Требования к радиотехническому оборудованию и оборудованию авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения" (01.09.2024)

Правила являются обязательными при создании опытных образцов, серийном производстве, сертификации, проведении монтажных и пусконаладочных работ и эксплуатации радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемым для обслуживания воздушного движения воздушных судов гражданской авиации.

Радиотехническое оборудование и оборудование электросвязи должно функционировать непрерывно, круглосуточно, за исключением плановых перерывов на проведение технического обслуживания, если это предусмотрено эксплуатационной документацией на такое оборудование.

Приводятся требования к радиотехническому оборудованию и требования к оборудованию электросвязи.

(Приказ Минтранса России от 22.05.2024 N 178)

Определены права членов экипажа воздушного судна в случае совершения противоправных действий на борту воздушного судна (01.09.2024)

Члены экипажа воздушного судна на основании распоряжения командира воздушного судна имеют право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

При пресечении противоправных действий на борту воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна, члены экипажа воздушного судна имеют право применять специальные средства сдерживания.

(Федеральный закон от 03.04.2023 N 107-ФЗ)

Определен порядок формирования и ведения автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением, и порядок предоставления содержащихся в ней сведений (01.09.2024)

Автоматизированная централизованная база персональных данных, касающихся состояния здоровья членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением (далее - АЦБПДЗ), входит в состав ЕГИС ОТБ.

АЦБПДЗ содержит сведения о результатах медицинских осмотров и обязательных медицинских освидетельствований членов летного экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением.

(Приказ Минтранса России от 28.10.2022 N 439)

Определен порядок проверки работодателем отдельных сведений о лицах, принимаемых на должности специалистов авиационного персонала и замещающих должности специалистов авиационного персонала (01.09.2024)

Речь идет о проверке сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму лиц, принимаемых на должности или замещающих должности специалистов авиационного персонала, а также проверке сведений о наличии (отсутствии) неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления у лиц, замещающих должности специалистов авиационного персонала.

Проверка сведений о включении лиц, принимаемых на должности специалистов авиационного персонала, или лиц, замещающих такие должности, в перечень проводится работодателем в соответствии с информацией, размещенной на сайте Росфинмониторинга.

Проверка работодателем сведений о наличии (отсутствии) непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления у лиц, замещающих должности специалистов авиационного персонала, проводится посредством проверки наличия у лица, замещающего должность специалиста авиационного персонала, справки о наличии (отсутствии) судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданной не ранее чем за 90 дней до дня ее представления.

Периодичность проведения таких проверок определяется локальными нормативными актами работодателя, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

(Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 N 174)

Внесены изменения в Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" (01.09.2024)

В частности, уточняется, что обладателям свидетельств авиационного персонала запрещается выполнять функции, предусмотренные свидетельствами и квалификационными отметками, в случае выявления признаков состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Для выполнения функций командира или второго пилота беспилотного гражданского воздушного судна необходимо получить свидетельство.

При обучении с целью получения свидетельства внешнего пилота обучаемое лицо допускается к самостоятельным полетам, если оно имеет действующее медицинское заключение первого или третьего класса.

Исключается обязанность обладателей свидетельств бортпроводника, бортоператора иметь действующее медицинское заключение второго класса.

Обладатель свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов:

- с квалификационной отметкой "A8" может выполнять функции по обслуживанию беспилотных воздушных судов, а также подписывать документы о выполненных работах, включая документ о выполненном техническом обслуживании;

- с квалификационной отметкой "A8" или "B1.7" может выполнять функции по техническому обслуживанию беспилотных воздушных судов.

Установлены требования к обладателю свидетельства внешнего пилота и требования, предъявляемые к обладателю свидетельства частного пилота для получения квалификационной отметки о допуске к выполнению авиационных работ.

(Приказ Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

Скорректирован порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации гражданской авиации (01.09.2024)

В частности, установлено, что наличие медицинского заключения 2 класса без ограничений предоставляет его обладателю возможность выполнять функции внешнего пилота.

Медицинские осмотры будут проводиться после закрытия листка нетрудоспособности продолжительностью 15 дней (ранее - 21 день) и более.

Медицинское обследование в стационарных условиях проводится в отделении медицинского обследования авиационного персонала или в специализированных отделениях стационара медицинской организации, находящейся в ведении Росавиации, в срок не более 4 рабочих дней (для кандидата на получение медицинского заключения в возрасте до 40 лет) и не более 7 рабочих дней (для кандидата на получение медицинского заключения в возрасте 40 лет и старше), в том числе в рамках госпрограммы "Развитие здравоохранения".

Если у кандидата на получение медицинского заключения одним из врачей-специалистов ВЛЭК ГА установлено заболевание (дефект), препятствующее выполнению функций, предусмотренных соответствующим свидетельством, кандидат на получение медицинского заключения может отказаться от дальнейшего обследования и медицинского освидетельствования. В этом случае ВЛЭК ГА выносит заключение о негодности кандидата на получение медицинского заключения к выполнению работ и функций, предусмотренных свидетельством.

По завершении обязательного медицинского освидетельствования абитуриентов, признанных годными к обучению, копии медицинской документации (личное медицинское дело, медицинская карта), заверенные печатью ВЛЭК ГА, выдаются лично абитуриенту либо его уполномоченному представителю в опечатанном виде под личную подпись для передачи в приемную комиссию образовательной организации гражданской авиации, в которую зачислен абитуриент.

Уточнены форма медицинского заключения и рекомендуемый образец заявления на медицинское освидетельствование.

Скорректированы перечень медицинских исследований и требования к состоянию здоровья, предъявляемые к кандидату на получение медицинского заключения.

(Приказ Минтранса России от 16.04.2024 N 128)

Определены требования к юридическим лицам, ИП, заправляющим гражданские воздушные суда авиационными ГСМ или обрабатывающим специальными жидкостями (01.09.2024)

Документ, подтверждающий соответствие юридического лица, ИП, заправляющих гражданские воздушные суда авиационными ГСМ (оператор ГСМ) или обрабатывающих специальными жидкостями (оператор ПОЗ), требованиям федеральных авиационных правил, выдается Росавиацией.

Приводятся перечни видов работ, которые должны выполнять оператор авиационных ГСМ и оператор ПОЗ.

Заявление о выдаче сертификата (заявление о внесении изменений в сертификат) и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в Росавиацию непосредственно либо направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или по адресу электронной почты.

В течение 3 рабочих дней со дня оформления сертификата Росавиация должна вручить его заявителю лично или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Сертификат действует бессрочно.

Приводятся формы сертификатов оператора ГСМ и оператора ПОЗ.

(Приказ Минтранса России от 17.02.2023 N 48)

Воздушные суда МЧС России освобождены от взимания платы за аэронавигационное обслуживание и обеспечение полетов (01.09.2024)

Исключение составят полеты, связанные с коммерческими воздушными перевозками.

Кроме того, терминология Закона об обороне и Закона о войсках национальной гвардии РФ приводится в соответствие с терминологией Воздушного кодекса РФ.

(Федеральный закон от 26.02.2024 N 27-ФЗ)

Определены Правила государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации и Порядок допуска к полетам экспериментальных воздушных судов (01.09.2024)

Государственному учету воздушных судов экспериментальной авиации подлежат пилотируемые и беспилотные воздушные суда, используемые для полетов в экспериментальной авиации.

Государственный учет осуществляется Минпромторгом России.

По результатам государственного учета оформляется свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна. В отдельных случаях оформляется свидетельство о государственном учете с ограниченным сроком действия.

По результатам государственного учета присваиваются учетные опознавательные знаки, состоящие из пяти или трех арабских цифр, которые наносятся на экспериментальное воздушное судно.

Установлены особенности государственного учета серийных воздушных судов, а также порядок регистрации наносимых на экспериментальные воздушные суда дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков.

Определены процедуры рассмотрения вопросов, связанных с допуском к полетам отдельных экспериментальных воздушных судов.

Приводится порядок оформления документов, удостоверяющих годность экспериментальных воздушных судов к полетам.

Приводятся формы необходимых документов.

(Приказ Минпромторга России от 26.09.2023 N 3624)

Вводятся в действие Федеральные авиационные правила "Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации" (01.09.2024)

Правила устанавливают порядок борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации, в целях уменьшения опасности для выполнения полетов воздушных судов путем принятия мер, направленных на сведение к минимуму вероятности столкновений воздушных судов с птицами и другими объектами животного мира на аэродроме на высоте от 0 до 60 м при заходе на посадку и от 0 до 150 м при наборе высоты, а также при выполнении руления, этапов разбега при взлете и пробега после посадки.

Оператор аэродрома, лица, осуществляющие наземное обслуживание, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) осуществляют мероприятия по борьбе с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах.

Порядок осуществления мероприятий по борьбе с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, должен определяться в руководстве по аэродрому, утвержденном оператором аэродрома.

Борьба с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах, должна включать в себя:

- мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов;

- мероприятия по сведению к минимуму вероятности столкновений воздушных судов с объектами животного мира (исключая птиц).

Указанные мероприятия должны проводиться в рамках обеспечения функционирования государственной системы управления безопасностью полетов воздушных судов оператора аэродрома.

Приводятся рекомендуемые образцы журнала регистрации сведений о скоплениях птиц на аэродроме гражданской авиации и таблицы обстоятельств столкновения воздушных судов с птицами и другими объектами животного мира.

(Приказ Минтранса России от 02.10.2023 N 331)

Вводятся в действие Федеральные авиационные правила "Порядок обязательной сертификации метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (01.09.2024)

Сертификация проводится в отношении типа метеорологического оборудования (серийного или единичного экземпляра метеорологического оборудования), устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, и включает проведение сертификационных испытаний метеорологического оборудования на соответствие требованиям к метеорологическому оборудованию.

По результатам сертификации Росгидрометом выдается сертификат типа метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах.

Для проведения сертификационных испытаний юридическое лицо или ИП, являющиеся соискателями на получение сертификатов типа метеорологического оборудования, представляет в сертификационный центр образец сертифицируемого метеорологического оборудования и комплект документов.

Указанные документы представляются на русском языке на бумажном носителе непосредственно в сертификационный центр, либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо через единый портал госуслуг, либо путем размещения на сайте сертификационного центра.

Сведения о сертификационных центрах с указанием типовых программ сертификационных испытаний, утверждаемых сертификационными центрами, размещаются на сайте Росавиации.

Срок проведения сертификационных испытаний указывается в программе сертификационных испытаний конкретного типа метеорологического оборудования и не может составлять более 180 календарных дней.

Сертификат типа действует бессрочно, начиная с даты принятия решения о его выдаче.

За выдачу сертификата типа метеорологического оборудования взимается государственная пошлина в размере 650 рублей.

(Приказ Минприроды России от 08.11.2023 N 742)

Вводятся в действие Федеральные авиационные правила "Требования к светосигнальному и метеорологическому оборудованию, устанавливаемому на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (01.09.2024)

Правила являются обязательными при проектировании, создании опытных образцов, испытаниях, серийном производстве, сертификации светосигнального оборудования, систем светосигнального оборудования, а также метеорологического оборудования.

Светосигнальное и метеорологическое оборудование должно предусматривать в своем составе эксплуатационную документацию, содержащую информацию по монтажу, использованию, техническому обслуживанию, транспортированию, хранению и утилизации указанного оборудования.

Светосигнальное оборудование, состоящее из различных изделий, должно соответствовать требованиям Правил к отдельным изделиям.

Приводятся требования к отдельному светосигнальному и метеорологическому оборудованию.

(Приказ Минтранса России от 16.11.2023 N 381)

Внесены изменения в Правила государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов, ввезенных в РФ или произведенных в РФ (01.09.2024)

Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 18.03.2023 N 65-ФЗ, в соответствии с которым государственному учету подлежат сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее.

Кроме того, уточняется, что действие Правил не распространяется на беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию РФ в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту.

Заявление о постановке на государственный учет сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, ввезенного в РФ или произведенного в РФ до 1 сентября 2024 года, направляется владельцем такого воздушного судна в Росавиацию до 31 октября 2024 года.

(Постановление Правительства РФ от 16.08.2023 N 1339)

Вводятся Правила государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (01.09.2024)

Тарифы устанавливаются ФАС России в виде фиксированных предельных максимальных абсолютных значений или в виде индексов к действующему уровню тарифов на период не менее 3 лет.

Тарифы дифференцируются с учетом условий оказания услуг государственного поставщика, влияющих на размер расходов, связанных с их оказанием.

Тарифы устанавливаются (изменяются) на основании заявления государственного поставщика, предложений федеральных органов исполнительной власти, а также по инициативе ФАС России.

Решение об установлении (изменении) тарифов принимается на заседании коллегиального органа ФАС России не позднее 4 месяцев со дня поступления соответствующего заявления (предложения).

(Постановление Правительства РФ от 26.04.2024 N 543)

Железнодорожные мосты и железнодорожные тоннели, по которым происходит движение ж/д подвижного состава, подлежат обследованию их владельцами на предмет их содержания в надлежащем техническом состоянии (01.09.2024)

Порядок и периодичность такого обследования установлены Приказом Минтранса России от 30.05.2023 N 199.

По итогам обследования владельцем моста и тоннеля составляется акт обследования.

Обследования производятся со следующей периодичностью:

- мосты длиной до 25 метров включительно - не реже одного раза в 10 лет;

- мосты длиной более 25 метров и тоннели - не реже одного раза в 7 лет.

(Федеральный закон от 28.04.2023 N 147-ФЗ; Приказ Минтранса России от 30.05.2023 N 199)

Актуализированы Правила примыкания к ж/д путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных ж/д путей общего и необщего пользования (01.09.2024)

В частности, предусмотрена возможность подачи заявления о выдаче разрешения на примыкание через единый портал госуслуг.

Общий срок выдачи разрешения на примыкание не должен превышать 15 рабочих дней со дня регистрации заявления в Росжелдоре, а в случае необходимости устранения выявленных нарушений в заявлении и документах этот срок не должен превышать 25 рабочих дней.

Решение о выдаче разрешения на примыкание оформляется приказом Росжелдора с внесением сведений в реестр разрешений на примыкание. Подтверждением факта выдачи разрешения на примыкание является соответствующая запись в реестре.

Росжелдор в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения о выдаче разрешения на примыкание направляет заявителю уведомление о принятом решении с приложением выписки из реестра способом, указанным в заявлении.

(Постановление Правительства РФ от 14.10.2023 N 1699)

Определен Порядок направления субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком уведомления о планируемой перевозке груза повышенной опасности транспортными средствами внутреннего водного или ж/д транспорта (01.09.2024)

Новый порядок направлен на реализацию Федерального закона от 28.02.2023 N 53-ФЗ.

Уведомление в форме электронного документа (сообщения) в Ространснадзор или его территориальный орган направляется субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком посредством личного кабинета в ЕГИС ОТБ.

Уведомления с использованием ЕГИС ОТБ направляются на безвозмездной основе.

Уведомление направляется:

- субъектом транспортной инфраструктуры - в случае перевозки груза транспортными средствами, находящимися в его собственности или использующимися им на ином законном основании;

- перевозчиком - в случае перевозки груза транспортными средствами, находящимися в собственности перевозчика или использующимися им на ином законном основании.

Уведомление направляется руководителем субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика или иным лицом, имеющим право действовать от их имени, путем заполнения в личном кабинете электронных форм уведомлений и размещения электронных образов документов не позднее одного часа с момента оформления транспортной накладной, транспортной ж/д накладной на перевозку грузов повышенной опасности.

Уведомление оформляется на русском языке с использованием кириллицы машинописным текстом. Допускается оформление уведомления на английском языке с использованием латиницы.

Регистрационный номер уведомления присваивается в автоматическом режиме в ЕГИС ОТБ с момента направления сведений в ЕГИС ОТБ.

После присвоения регистрационного номера заявителю направляется электронное сообщение в личный кабинет с регистрационным номером уведомления.

(Приказ Минтранса России от 20.11.2023 N 385)

Заявление о предоставлении лицензии на деятельность по перевозкам ж/д транспортом пассажиров можно будет подписать УНЭП или простой ЭП (01.09.2024)

Соответствующие изменения внесены в Положение о лицензировании деятельности по перевозкам ж/д транспортом пассажиров.

(Постановление Правительства РФ от 28.11.2023 N 2000)

Определены правила доступа грузоотправителей к услуге по перевозке грузов ж/д транспортом общего пользования в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры (01.09.2024)

Соответствующие дополнения внесены в Постановление Правительства РФ от 25.11.2003 N 710, которое возобновляет свое действие с 1 сентября 2024 года.

В частности, установлено, что при отсутствии возможности полного удовлетворения спроса грузоотправителей на услуги по перевозке грузов на конкретном направлении движения поездов в связи с ограничением пропускной и провозной способности инфраструктуры перевозчик обязан обеспечить оказание услуг по перевозке грузов в соответствии с установленной очередностью.

При отсутствии возможности оказания услуг по перевозке грузов в соответствии с очередностью в полном объеме такие услуги оказываются перевозчиком в рамках соответствующей очереди (подочереди) в объеме, равном объему груза, заявленного грузоотправителем к перевозке, умноженному на коэффициент пропорциональности, рассчитанный как отношение пропускной и провозной способности инфраструктуры, имеющейся для этой очереди (подочереди), к суммарному заявленному объему перевозок груза этой очереди (подочереди).

План перевозки грузов на месяц составляется перевозчиком на основе поданных грузоотправителями заявок на перевозку грузов с обязательным формированием резерва в размере до 5% пропускных и провозных способностей.

ФАС России рассматривает жалобы и заявления по вопросам предоставления перевозчикам доступа к инфраструктуре, оказания услуг по использованию инфраструктуры, предоставления грузоотправителям доступа к перевозке грузов и принимает по этим жалобам и заявлениям решения, обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами.

Установлены:

- порядок предоставления (раскрытия) информации об оказываемых владельцем инфраструктуры услугах, а также о перевозке грузов по инфраструктуре с ограниченной провозной и пропускной способностью;

- особенности подачи, рассмотрения, согласования и исполнения заявок на перевозку грузов в условиях ограниченной пропускной и провозной способности инфраструктуры.

Уточнен порядок формирования плана экспортных перевозок угольной продукции грузоотправителей (угольных компаний) в восточном направлении на предстоящий месяц и мониторинга его исполнения.

(Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N 304 и от 27.05.2024 N 680)

Урегулированы вопросы, касающиеся технического управления судном (01.09.2024)

Установлено, что судовладелец вправе по договору технического управления судном поручить техническое управление судном техническому управляющему с осуществлением им прав и исполнением обязанностей судовладельца.

Под техническим управлением судном понимаются деятельность по эксплуатации судна, включая организацию работ по содержанию в эксплуатационном состоянии судна, корпуса, оборудования, механизмов и систем судна, а также по обращению в органы выдачи судовых документов за получением судовых документов и получение судовых документов.

По договору технического управления судном судовладелец поручает техническому управляющему техническое управление судном, а технический управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять техническое управление судном, которое указано в договоре технического управления судном, в течение срока действия данного договора.

Техническим управляющим является юридическое лицо или ИП, которые оказывают услуги по техническому управлению судном в качестве основного вида предпринимательской деятельности.

Договор технического управления судном заключается на срок не менее 1 года, который может быть продлен сторонами данного договора. Срок действия договора технического управления судном не может превышать 5 лет.

Технический управляющий и судовладелец несут солидарную ответственность перед третьими лицами за причинение вреда в связи с техническим управлением судном. Технический управляющий несет ответственность перед судовладельцем за повреждение находящегося в техническом управлении судна вследствие ненадлежащего исполнения им обязанностей по техническому управлению судном.

Договором технического управления судном могут предусматриваться передача техническому управляющему полномочий по осуществлению им от имени судовладельца прав и исполнению обязанностей работодателя в трудовых отношениях с членами экипажа судна (заключение трудовых договоров, выплата заработной платы и иных полагающихся выплат, обеспечение безопасных условий труда), исполнение других обязанностей судовладельца в отношении членов экипажа судна.

(Федеральный закон от 26.02.2024 N 28-ФЗ)

Урегулированы правоотношения в сфере эксплуатации автономных судов (01.09.2024)

Изменения внесены в КТМ РФ и КВВТ РФ.

Вводятся такие понятия, как "автономное судно", "полуавтономное судно" и "полностью автономное судно". Установлены особенности эксплуатации автономных судов.

Автономному судну наряду с названием присваивается уникальный идентификатор автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность автономного судна и его владельца.

Судовой билет маломерного полностью автономного судна может не находиться на борту судна и в случаях, предусмотренных законодательством РФ, предъявляется судовладельцем в электронном виде.

Судовой журнал, машинный журнал, радиожурнал и санитарный журнал полностью автономного судна ведутся владельцем полностью автономного судна в электронном виде.

Судовые документы могут не находиться на борту полностью автономного судна и предъявляются судовладельцем в электронном виде при государственном портовом контроле, а также в иных случаях.

Автономные суда, используемые для целей торгового мореплавания (за исключением перевозок пассажиров полностью автономными судами), могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов.

Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по управлению автономными судами.

Вводятся требования к владельцу и экипажу автономного судна.

Урегулированы отношения, связанные с перевозкой специального персонала.

Уточняются положения, касающиеся лоцманской проводки судов в части их применения для автономных судов.

Принят ряд подзаконных актов.

(Федеральный закон от 10.07.2023 N 294-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 23.05.2024 N 660, от 24.05.2024 N 672, от 31.05.2024 N 734 и от 01.06.2024 N 753; Приказы Минтранса России от 04.12.2023 N 396, от 08.12.2023 N 411 и N 412, от 24.01.2024 N 27, от 22.02.2024 N 66, от 19.03.2024 N 86, от 08.04.2024 N 117 и N 118, от 16.04.2024 N 130, от 22.04.2024 N 140, от 02.05.2024 N 159 и N 160, Приказы ФНС России от 13.05.2024 N ЕД-7-26/382@ и от 14.05.2024 N ЕД-7-26/383@)

Определен Порядок предоставления права на использование морских навигационных пособий (01.09.2024)

Право на использование морских навигационных пособий от имени РФ предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, Госкорпорации "Роскосмос" и Госкорпорации "Росатом", физическим и юридическим лицам.

Для заключения лицензионного договора заявители представляют в УНиО МО заявление о предоставлении права на использование пособий.

(Приказ Министра обороны РФ от 11.01.2024 N 9)