ОБРАЗОВАНИЕ

Предусмотрено формирование и ведение государственной информационной системы "Федеральная информационная система оценки качества образования" (01.09.2024)

Система создается в целях обеспечения проведения мероприятий по оценке качества образования и анализа их результатов Рособрнадзором.

Система формируется посредством сбора, обработки и анализа сведений, предоставляемых поставщиками информации.

Поставщиками информации для размещения в системе являются организации, осуществляющие образовательную деятельность и принимающие участие в мероприятиях по оценке качества образования.

Пользователями системы являются Рособрнадзор, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также организация, подведомственная Рособрнадзору и уполномоченная им на ведение системы.

Также установлено, что к мероприятиям по оценке качества образования, проводимым в рамках мониторинга системы образования, относятся региональные, национальные и международные сопоставительные исследования качества общего образования, а также иные мероприятия по оценке качества образования, перечень и порядок проведения которых (за исключением региональных) определены Правительством РФ.

Региональные сопоставительные исследования качества общего образования проводятся по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственное управление в сфере образования. Перечень региональных сопоставительных исследований определяется органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по согласованию с Рособрнадзором.

Результаты региональных сопоставительных исследований качества общего образования могут учитываться Рособрнадзором при проведении мероприятий по оценке качества образования, перечень которых утверждается Правительством РФ, в порядке, установленном Рособрнадзором.

Правила формирования и ведения системы установлены Постановлением Правительства РФ от 17.02.2024 N 182.

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 468-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 17.02.2024 N 182 и от 30.04.2024 N 556; Приказы Рособрнадзора от 04.04.2024 N 732, от 13.05.2024 N 1006, N 1007 и N 1008; Письмо Рособрнадзора от 19.06.2024 N 01-93/08-01)

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" переименован в "Основы безопасности и защиты Родины" (01.09.2024)

Также уточнено, что при разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение:

- при реализации обязательной части программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Труд (технология)";

- при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География", "Основы безопасности и защиты Родины" и "Труд (технология)";

- при реализации обязательной части образовательной программы среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности и защиты Родины".

Предусмотрена федеральная рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины".

(Федеральный закон от 19.12.2023 N 618-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 02.11.2023 N 1839 и от 04.11.2023 N 1859; Приказы Минпросвещения России от 16.11.2023 N 867, от 01.02.2024 N 62 и N 67)

Государственный флаг РФ должен быть постоянно вывешен на зданиях всех образовательных организаций или установлен постоянно на их территориях (01.09.2024)

Ранее указанная обязанность распространялась только на общеобразовательные организации.

(Федеральный конституционный закон от 23.03.2024 N 1-ФКЗ)

Определен порядок допуска совершеннолетних лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования (01.09.2024)

Порядок направлен на реализацию Федерального закона от 24.07.2023 N 385-ФЗ, которым установлено, что совершеннолетние лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", и успешно прошедшие промежуточные аттестации, в последний год обучения допускаются к занятию педагогической деятельностью по образовательным программам дошкольного и начального общего образования.

Обучающийся при наличии в организации, осуществляющей образовательную деятельность, потребности в педагогических работниках представляет работодателю:

- документы, предусмотренные статьей 65 ТК РФ, за исключением документов об образовании и о квалификации;

- характеристику обучающегося, выданную организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучается;

- справку о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучается, подтверждающую успешное прохождение им промежуточных аттестаций за предыдущие годы обучения по образовательной программе среднего профессионального образования по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей "Образование и педагогические науки", с указанием перечня освоенных обучающимся учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики и общего количества часов, предусмотренных программами учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Работодатель проверяет документы, представленные обучающимся, на предмет отсутствия ограничений к занятию педагогической деятельностью.

С обучающимся, представившим полный комплект документов и не имеющим ограничений к занятию педагогической деятельностью, работодатель проводит собеседование с целью оценки подготовленности обучающегося к занятию педагогической деятельностью.

Решение о допуске обучающегося к педагогической деятельности принимается работодателем по результатам проведенного с ним собеседования. В случае принятия решения о допуске обучающегося к педагогической деятельности работодатель заключает с ним трудовой договор.

(Приказ Минпросвещения России от 16.10.2023 N 771)

Вводятся в действие новые Правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (01.09.2024)

В частности, установлено, что при применении электронного обучения организуется как отложенное во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для контроля усвоения материала, в целях освоения обучающимся учебных предметов, курсов и дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

При применении дистанционных образовательных технологий образовательные программы реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При реализации образовательных программ высшего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, основных программ профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

В целях возможности получения обучающимися в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, или в их филиалах или законными представителями таких обучающихся посредством единого портала госуслуг сведений из зачетной книжки в части фиксации результатов проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации таких обучающихся образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам высшего образования, или ее филиалы направляют в ГИС "Современная цифровая образовательная среда" сведения об обучающихся и образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, или о ее филиалах.

Данные сведения Минобрнауки России передает из ГИС "Современная цифровая образовательная среда" в ЕСИА в целях формирования на их основании в личном кабинете обучающегося на едином портале госуслуг сведений из зачетной книжки.

Образовательные организации при принятии решения о реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в следующем учебном году (за исключением дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения) доводят до сведения участников образовательных отношений эту информацию не позднее 1 мая текущего учебного года путем ее размещения в открытом доступе на сайте образовательной организации.

(Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678; Письма Минобрнауки России от 07.11.2023 N 5/22542-О и от 18.03.2024 N МН-19/235)

Актуализированы Требования к структуре официального сайта образовательной организации (01.09.2024)

Отдельные изменения внесены в содержание подразделов.

Кроме того, вводится новая версия Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования.

(Приказ Рособрнадзора от 04.08.2023 N 1493; "Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования. Версия 8.8.0")

Социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях будет проводиться ежегодно в период с 1 сентября по 15 ноября текущего календарного года (01.09.2024)

(Приказ Минпросвещения России от 19.09.2023 N 703)

Определен порядок направления в Минпросвещения России уведомления о планируемой просветительской деятельности (01.09.2024)

Уведомление представляется организатором в Минпросвещения России на бумажном носителе лично или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Уведомление направляется с приложением:

- программы просветительской деятельности;

- документов, подтверждающих привлечение средств бюджетов бюджетной системы РФ, с указанием вида бюджетного ассигнования, его нормативного правового основания и объема выделенных на реализацию программы просветительской деятельности средств бюджетов бюджетной системы РФ.

(Приказ Минпросвещения России от 11.10.2023 N 754)

Обновлены порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного на бесплатное обучение (01.09.2024)

Новый порядок и случаи учитывают положения Федерального закона от 14.04.2023 N 124-ФЗ, которым предусмотрена возможность перехода с платного обучения на обучение за счет собственных средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических или юридических лиц.

Установлено, что количество вакантных мест, финансируемых за счет собственных средств образовательной организации, определяется образовательной организацией самостоятельно.

Уточняется, что решение о переходе обучающегося принимается специально создаваемой образовательной организацией комиссией с учетом мнения совета обучающихся образовательной организации, профессионального союза обучающихся (при наличии) и совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (при наличии, в отношении несовершеннолетних обучающихся) либо с учетом определенного назначения добровольных пожертвований или целевых взносов физических или юридических лиц.

Образовательная организация в течение 2 календарных дней с даты окончания срока приема заявлений на переход направляет заявления обучающихся в комиссию с прилагаемыми документами, а также информацией образовательной организации, содержащей сведения о результатах промежуточной аттестации обучающегося за период обучения, предшествующего подаче им заявления на переход, об отсутствии дисциплинарных взысканий и об отсутствии задолженности по оплате обучения.

При переходе с платного обучения на вакантное бюджетное место, образовавшееся в результате отчисления лица, обучавшегося по договору о целевом обучении, приоритет отдается обучающимся, заключившим договор о целевом обучении по соответствующей профессии, специальности среднего профессионального образования, специальности высшего образования, направлению подготовки высшего образования, научной специальности.

В случае перехода с платного обучения на обучение за счет собственных средств образовательной организации с обучающимся заключается соответственно договор об образовании или договор о целевом обучении.

(Приказы Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 и от 28.08.2023 N 822)

Обновлены Правила подтверждения документов об образовании или о квалификации (01.09.2024)

Результатом подтверждения документов об образовании или о квалификации является проставление апостиля на них или на отдельных листах, скрепляемых с этими документами, или в электронном виде путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом и внесения компетентным органом соответствующих сведений в реестр апостилей.

Документы об образовании или о квалификации подтверждаются по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов через единый портал госуслуг либо реестр апостилей.

Апостиль в электронном виде проставляется путем создания электронной версии апостиля с двухмерным штриховым кодом.

Двухмерный штриховой код, содержащий в кодированном виде адрес интернет-страницы с размещенными на ней записями о проставленном апостиле в реестре апостилей в электронном виде, обеспечивает реализацию дистанционного доступа к сведениям о проставленных апостилях.

Заявитель вправе отозвать заявление на любом этапе подтверждения документов об образовании или о квалификации до принятия компетентным органом решения о подтверждении документа об образовании или о квалификации или об отказе в таком подтверждении.

(Постановление Правительства РФ от 10.11.2023 N 1890)

Актуализирован порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению аккредитационной экспертизы, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций (01.09.2024)

Максимальный срок аккредитации составляет 14 рабочих дней со дня регистрации заявления об установлении полномочий эксперта или полномочий экспертной организации и документов или информации, необходимых для аккредитации.

Для проведения аккредитации заявители направляют в аккредитационный орган заявление и документы в форме электронного документа, подписанного УНЭП либо простой ЭП.

Уточнены квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям.

Полномочия экспертов и экспертных организаций, установленные ранее, действуют до истечения срока, на который они установлены.

(Приказ Рособрнадзора от 31.07.2023 N 1470)

Расширяются перечни лицензионных требований в рамках реализации основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств (01.09.2024)

Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 10.07.2023 N 313-ФЗ.

Установлено, что при намерении соискателя лицензии реализовывать указанные образовательные программы, а также при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по указанным образовательным программам у него должно быть заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Отсутствие указанного заключения отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований.

(Постановление Правительства РФ от 21.02.2024 N 199)

Внесены изменения в федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования (01.09.2024)

В частности, уточнены федеральные рабочие программы по предметам "Литература" и "География".

Название учебного предмета "Технология" заменено на "Труд (технология)".

В рамках учебного предмета "История" вводится курс "История нашего края". Одновременно исключен модуль "Введение в новейшую историю России".

В рамках программы учебного предмета "Физическая культура" вводятся новые модули.

(Приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)

Определен Порядок выдачи свидетельств об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (01.09.2024)

Свидетельство выдается образовательными организациями выпускнику на бланке образовательной организации по установленной форме на основании решения заседания экзаменационной комиссии образовательной организации не позднее 10 календарных дней после дня издания приказа образовательной организации об отчислении выпускника.

Свидетельство с отличием выдается образовательной организацией выпускнику при одновременном соблюдении следующих условий:

- все итоговые оценки по учебным предметам в свидетельстве являются оценками "отлично";

- все оценки по результатам выпускных экзаменов итоговой аттестации являются оценками "отлично".

Свидетельство выдается образовательной организацией выпускнику, его родителю (законному представителю) или другому лицу при наличии доверенности, заверенной в порядке, установленном законодательством РФ.

(Приказ Минкультуры России от 12.03.2024 N 435)

Закреплены особенности получения дошкольного образования в местах традиционного проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (01.09.2024)

Соответствующие изменения внесены в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и направлены на реализацию Федерального закона от 13.06.2023 N 219-ФЗ, которым определены особенности получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к коренным малочисленным народам.

Установлено, что Порядок является обязательным для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Установлено, что в образовательной организации могут быть организованы кочевые дошкольные группы. Такие группы могут иметь любую направленность или присматривать и ухаживать за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Кочевые дошкольные группы действуют непосредственно в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности кочевых дошкольных групп осуществляется образовательной организацией.

Режим функционирования кочевых дошкольных групп определяется исходя из особенностей жизнедеятельности и потребностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.

(Приказ Минпросвещения России от 25.10.2023 N 783)

Закреплены особенности получения школьного образования в местах традиционного проживания и традиционной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (01.09.2024)

Соответствующие изменения внесены в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам и направлены на реализацию Федерального закона от 13.06.2023 N 219-ФЗ, которым определены особенности получения дошкольного и начального общего образования обучающимися, относящимися к коренным малочисленным народам.

Установлено, что Порядок является обязательным для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, в том числе адаптированные, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.

Для обучающихся по образовательным программам начального общего образования, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущим кочевой или полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности начало учебного года самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

(Приказ Минпросвещения России от 29.09.2023 N 731)

Прекращается прием на обучение по образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по научным специальностям, которые исключены из номенклатуры или наименования которых изменены Приказом Минобрнауки России от 30.03.2023 N 349 (01.09.2024)

(Приказ Минобрнауки России от 30.03.2023 N 349)

Прекращается прием на обучение по образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по научным специальностям, наименования которых изменены Приказом Минобрнауки России от 24.07.2023 N 730 (01.09.2024)

(Приказ Минобрнауки России от 24.07.2023 N 730)